Я страсть как не люблю плагиаторов. Не могу понять почему они должны стоять на той же ступени, на которую человек одаренный взбирался, благодаря своему интеллектуальному ресурсу, а они - банально спиздив плоды чьих-то трудов. Да, ниже начнется профессиональное брюзжание.
Когда я была молодой и ранней, в нашей редакции работала подтридцатилетняя девушка Лена. Тексты она писала неоднозначные. И неоднозначность эта заключалась в том, что слог был хорош и стиль присутствовал, но напрочь отсутствовал смысл. Поясню на примере - посылали ее, предположим, на мероприятие, посвященное ВИЧ. Тема периодична и избита. На мероприятии традиционно были - бла-бла-бла, статистика зараженных в Норильске, профилактика, меры и прочие трали-вали. И вместо того, чтобы уложить в две минуты смысла что-где-когда-зачем-почему, Лена вдруг красиво и с изысками, коротенько, минут на 10, пускалась в философские рассуждения о природе ВИЧ, его первом появлении и прочей истории-географии. Для отдельной передачи ликбез с историко-философским оттенком и потянул бы, но программа новостей требовала рассказа о событии. Мучительные редакторские правки занимали три часа, поскольку редактор был не в состоянии запустить машину времени и достать ковер-самолет, чтобы шустро сгонять и узнать, что же там было, а Лена - не могла об этом рассказать, ни словами, ни на пальцах.
Долгое время это сочетание хорошего стиля и умственного бессилия изумляло нашу редакцию. Пока ларчик не открылся. Просто. Однажды Ленин комп забрали на ремонт, и она попросилась за мой - написать сюжет. Тема: в детском саду (условно "Тормозок") дети поставили изумительную и полноценную сказку. С декорациями, костюмами и драматургией. Простор для фантази - огромный, картинка - отличная, упражняйся в остроумии - сколько влезет, блещи литературными талантами - как "брегеты" на Гундяеве.
Когда я села за только что освободившийся от пут Лены комп, я обнаружила огромное количество открытых интернет-страниц. В последовательности: страница Яндекса с запросом в поисковой строке "в детском саду поставили сказку", далее несколько страниц, описывающих это событие в разных городах, открытый вордовский лист, куда были скопипастены лучшие и при этом относительно нейтральные куски и наконец сюжет Лены, где ее собственный (весьма небольшой) убогий текст перемежался скопипизженными скопипастенными кусками.
Я испытала шок. В мою милую, тогда еще рыжую головку, даже не стучалась мысль о том, что писать о местных событиях можно из российского интернета, сшивать сюжет из несвязных кусков, а потом выдавать это чудовище Франкенштейна за собственный креатив.
Потрясенная своим открытием, я тихонько рассказала об этом своим самым близким коллегам, а потом уж это дошло и до редакторов. Чуть позже, мы стали замечать, что в сюжетах Лены появляются куски наших собственных сюжетов, если писали на ту же тему, что и она, но годами или месяцами ранее. Засунь меня сегодняшнюю в то незапамятное время, Лена огребла бы от меня за плагиат в самой циничной форме, но тогда мы были молоды и чересчур деликатны.
К счастью, поработала Лена у нас недолго. Почуяв неодобрение коллектива и начальства, она срулила в какую-то комбинатовскую структурку, учить комбинатовских детей (о, Боже, ужас) журналистике.