Кракен.

Jun 24, 2011 05:55

Вплоть до второй половины XIX века он считался порождением фантазии. Полипус, корвен, хафгуф, трольз-хварл, зое-краббен - так в своих мифах приморские народы называли властелина морской бездны. В литературе же, в том числе научной, укоренилось древнескандинавское слово «кракен», что означает - гигантский кальмар.
РИСУНОК НА ПАМЯТЬ

По его признанию, наука шла трудно, хотя и не без курьезов. Прежде чем взяться за написание «Естественной истории моллюсков», Дени де Монфор, французский зоолог, решил проштудировать все известные к тому времени (1801 год) рассказы о кракене. Но, видимо, зря он так решил: рассказы были столь живописными, что Дени не удержался и основательно добавил от себя. В итоге, получился самый потешный в истории науки труд - крутая смесь непроверенных фактов и разудалого вымысла. Этакий научно-фантастический триллер с «колоссальным пульпом» в качестве главного героя.

Конечно, сегодня это не может не вызвать улыбки. Однако следует иметь в виду, что вплоть до 2005 года, когда японцам удалось впервые сфотографировать гигантского кальмара на глубине 900 метров, никто из ученых не видел живого кракена: в лучшем случае - разложившиеся останки на берегу. Но и они попадались крайне редко: всего лишь около 200 находок, включая современные. Поэтому ничего удивительного в том, что пару веков назад зоологи относились к гигантским кальмарам так же, как их нынешние коллеги к чудовищу озера Лох-Несс.

Споры же о реальности кракенов прекратились неожиданно.

В два часа пополудни 30 ноября 1861 года (этот день вошел в историю зоологии) неподалеку от Канарских островов с французского корабля «Арлетон» заметили огромное существо, которое, раскинув длиннющие щупальца, безмятежно покачивалось на волнах. На корабле немедленно привели в боевую готовность все пушки, но сильная бортовая качка не позволяла прицелиться. Тогда «Арлетон» подошел к существу почти вплотную, и матросы принялись бросать в него гарпуны.

Несколько метких попаданий вывели существо из состояния безмятежности. Набрав скорость, оно ринулось, было, к «Арлетону», но вдруг свернуло в сторону и остановилось. «Арлетон», сделав маневр, опять подошел к нему на расстояние броска, и гарпуны полетели вновь. Так продолжалось более трех часов: зверь имитировал атаку, а затем, не спеша, отплывал, успевая при этом покрасоваться судовому художнику, корабль же старался не отстать. Почему оно не ушло под воду после первых гарпунов - это вопрос! Должно быть, развлечение пришлась ему по душе.

Поймать кракена (это был именно он) «Арлетону» не удалось. Зато на память о себе кальмар «подарил» морякам кусочек своего щупальца весом в 20 килограммов, да цветной рисунок - художник успел-таки запечатлеть его. Этот рисунок и по сей день хранится во французской Академии наук.

НА МОРЕ ОПАСНО В ЛЮБУЮ ПОГОДУ

Далеко не все встречи с гигантскими кальмарами безобидны, и случай с «Арлетоном» скорее счастливое исключение, чем правило.

В октябре 1873 года Пиккот, Сквайрс и двенадцатилетний сын Пиккота Том отправились ловить сельдь в районе острова Ньюфаундленд. По пути они заметили торчащий из воды предмет. Решив, что это обломок корабля, рыбаки направились к нему. Но едва зацепили его баграми, как «обломок» ожил, выбросил над водой две гигантские «руки», обхватил баркас и, увлекая его за собой, стал погружаться. Рыбаков сковал ужас. Еще несколько секунд - и всем каюк. Но тут показал себя Том: он схватил топор и, что было сил, рубанул по щупальцам. Кальмар ослабил хватку, и лодка выпрямилась.

Подгоняемые страхом, рыбаки налегли на весла. Но кальмар потерял к ним интерес и ушел под воду. В итоге, вместо сельди рыбаки привезли домой два обрубка щупальцев, которые стали самым ценным приобретением зоологической науки того времени.

Если английским рыбакам несказанно повезло, то об индийских моряках такого не скажешь. Весной 1874 года шхуна «Перл» отплыла из Цейлона в Рангун (Бирма), но в порту назначения не появилась. Ее уже занесли в список пропавших без вести, как пароход «Стретхоувен» доставил в Индию трех перепуганных до смерти моряков с «Перл», которые рассказали такую историю:

«На полпути в Рангун мы попали в мертвый штиль. Паруса обвисли, шхуна не двигалась, и все мы, спасаясь от палящего солнца, разбрелись по каютам. Вдруг послышались странные звуки, будто кто-то плескался в воде. Мы бросились на палубу и увидели, что неподалеку от нас море шумно пенилось, взбиваемое каким-то громадным животным, похожим на кита. Его спина была широкой, точно палуба, да и в длину она лишь самую малость уступала шхуне. Мы с интересом наблюдали за ним, пытаясь распознать, что за существо плещется у нас под боком. Но вдруг оно перестало резвиться и рывками помчалось прямо на шхуну. Только тогда до нас дошло, что это - кракен, о котором даже бывалые моряки говорят шепотом.

Он со страшной силой врезался в борт, шхуна покачнулась так, что мы попадали на палубу. В тот же миг огромные, точно корабельные сосны, щупальца взвились над шхуной и оплели мачты. Шхуна затрещала, дала течь и резко накренилась. Кто-то дико закричал: «Рубите»! Но было поздно: шхуна, задрав корму, стремительно погружалась - чудовище тащило ее в бездну. Лишь несколько матросов успели выпрыгнуть за борт»...

А в 1937 году японским рыбакам совсем не повезло: во время лова рыбы из воды показался 6-метровый кальмар. Увидев рыбацкую шхуну, он разогнался, на полной скорости врезался в борт судна и пробил его. Судно пошло ко дну вместе с рыбаками.

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О НИХ?

Увы, немного: кракены говорят о себе неохотно, и все что о них известно, добыто тяжелым трудом не одного поколения зоологов.

У гигантских кальмаров три сердца, голубая кровь и весьма развитый мозг. Имеются печень, почки, желудок. Вкус, обоняние, осязание, слух - в полном порядке. Нервные волокна такие толстые, что поначалу их принимали за кровеносные сосуды. Скелет отсутствует, лишь мозг окружен хрящевой капсулой - своеобразным черепом.

Особенно впечатляют глаза - размеры каждого равны двум футбольным мячам (более 40см) и, как говорят очевидцы, имеют «человеческое» выражение. Для сравнения: глаз кита «всего» 12 см в диаметре.

Щупальцев - десять: восемь с двойными рядами присосок плюс два более длинных, у которых присоски располагаются на утолщенных концах.

Форма тела кальмара напоминает ракету, и передвигается он как ракета: вбирает воду в особую полость, а затем с силой выпускает ее наружу через специальное отверстие (воронку) сзади, в результате чего получает сильный толчок вперед. Этот процесс длится долю секунды, и серии толчков следуют друг за другом с поразительной быстротой. По свидетельству очевидцев, кракен легко развивает скорость порядка 36 узлов, т.е. около 65 км/час: редкий современный корабль может позволить себе такую прыть.

Каковы же размеры кракенов? В 1880 году на побережье Новой Зеландии обнаружили 19-метрового красавца, который вошел в науку под названием «длиннорукого спрута» - лежа на земле, он мог бы дотянуться щупальцами до современного шестого этажа! Та «фотомодель», что позировала японским зоологам в океане, была чуть более 18 метров длиной. Однако эти размеры уже не впечатляют: в последнее время из желудков крупных кашалотов все чаще извлекают фрагменты щупальцев, которые принадлежали, по меньшей мере, 40-метровым особям!

Вес кракенов подстать их размерам. Например, вес того, который потешался над «Арлетоном», команда «на глазок» определила в три тонны. Это и впрямь был крупный кальмар, поскольку мертвая 5-метровая особь (без учета щупальцев), обнаруженная у берегов Ньюфаундленда, весила «всего» 907 килограммов. Но вообще-то, по расчетам специалистов, 24-метровый кальмар должен весить не менее 8 тонн, а 36-метровый - 27!

КТО КОГО ЕСТ?

Одно из самых впечатляющих зрелищ в океане - схватка кашалота и кракена. Но едва ли наберется десяток их достоверных описаний, потому что увидеть такое - редчайшая удача.

Норвежским китобоям повезло: в одном из фиордов они следили за битвой гигантов почти с самого начала. На первых порах преимущество было на стороне кракена: его щупальца так стиснули голову кашалота, что тот никак не мог раскрыть свою страшную пасть. Внезапно кашалот нырнул, увлекая за собой кальмара. Что происходило в глубине, китобои не видели, но минут через десять кит снова показался на поверхности, но уже один. Из его пасти торчал изрядный кусок кальмара, который, как показалось китобоям, победитель жевал с весьма довольным видом. По всей видимости, ему удалось расколошматить кракена об острые подводные скалы.

Но каким же образом кашалотам удается ловить кракенов, если их скорость не превышает 12 узлов? Может, кальмары сами зарятся на стотонную тушу кита? Однако никто не находил в их желудках остатки китов. Правда, кальмары не просто пережевывают пищу, а перетирают ее в кашицу. Теркой служат сотни мельчайших роговых зубцов во рту, которые и превращают любые морепродукты в пюре - поди, разберись, кем кракен пообедал.

Зато желудки кашалотов - открытая книга, и чего там только не находили! Даже мелких кальмарчиков, вполне пригодных для коллекций. Но останки гигантских кальмаров крайне редки в желудках даже тех кашалотов, тела которых украшены свежими следами от присосок. Вот и получается, что кракены нападают на кашалотов, которые им вроде бы ни к чему, а кашалоты, которым за кракенами сроду не угнаться, иногда от души закусывают ими. Что за чертовщина? Но не даром говорят, если вопрос задан правильно, ответ будет неожиданным.

В 1939 году английский зоолог Билл выдал идею, что кашалоты в сумраке глубин поджидают кальмаров... с открытой пастью! Фокус в том, что зубы у кашалотов блестят в полумраке, и кальмары бросаются на них, словно щука на блесну. Неожиданно? Еще бы! Но эта остроумная гипотеза не нашла признания у зоологов, как и многие другие, правда, менее остроумные.

ЧТО ОНИ ЗНАЮТ О НАС?

Открытым остается и вопрос, почему кальмары нападают на суда. Полагают, что они путают их с кашалотами. С этим трудно согласится. Ну не разит от кашалотов нефтью! И шум судовых машин вовсе не похож на звуки, издаваемые китами, и зрение у кальмаров острое, так что принять корабль за кита они при всем желании не смогут. К тому же не всегда они идут в атаку с открытым забралом: бывает, что используют и «высокие технологии».

В 1911 году с английского корвета, который направлялся к берегам Америки, прямо по курсу неожиданно появился странный остров. Дело происходило в сумерках, остров заметили поздно, и отвернуть в сторону не было никакой возможности. Экипаж приготовился к сильному удару, но к всеобщему удивлению удара не было: корвет на полном ходу прорезал остро», как нож масло.

Не успел раздаться вздох облегчения, как на судне началось нечто невообразимое. Некоторые моряки стали прыгать за борт, остальные корчились на палубе от сильнейшей головной боли. Многих рвало, и каждый четвертый, в том числе капитан, скончались от кровоизлияний в мозг. Кошмар продолжался до тех пор, пока вспоротый форштевнем кракен (моряки видели его) не погрузился в пучину. И сразу все утихомирилось, хотя легкое недомогание экипаж чувствовал еще несколько дней...

В будущем этот случай наверняка объяснят. А сегодня...

Сегодня, согласно официальной статистике, на море каждый год гибнет более 250 кораблей. И отнюдь не все происшествия можно отнести на счет разгула коварной стихии, отказа техники и т.п. Тем более что пропавшие корабли изредка находятся - целехонькие, но... без команды. Может, случай с корветом из этого ряда? Может. Все чаще высказывается мысль, что интеллект гигантских кальмаров за миллионы лет эволюции приобрел неимоверную мощь и вполне способен воздействовать на сознание человека неким биополем. Собственно, это он и делает время от времени...

криптозоология, Фхтагн, Ктулху, бездна, 2012, кракен, море, кальмар, монстр

Previous post Next post
Up