В заметке
«О кайфе» я обещал подробней рассказать о своей родине и о том, чем же она так примечательна. Человек со стороны, попав на Кольский полуостров проездом из экваториальных тропиков в дельту Амазонки, скорее всего будет разочарован. В отличии от южного буйства красок, северная красота скупая и суровая. Но тот, кто там жил, будет хранить ее в памяти всегда, где бы он ни оказался. Поэтому я не буду сейчас живописать северные пейзажи, а остановлюсь на моментах, гораздо более интересных читающей публике.
А чтоб вы правильно оценили мое отношение к описываемым явлениям, хочу напомнить, что отличительной моей чертой является отъявленный скептицизм и отсутствие веры в какие бы то ни было сверхъестественные дела. Нет, я конечно с интересом читаю научно-популярную литературу о разного рода феноменах, парапсихологии, НЛО, и прочих зеленых человечках, но подвергая анализу все, в этих статьях написанное, давно считаю, что это старая игра, когда одни пишут о том, о чем не имеют ни малейшего понятия, безбожно перевирая факты и притягивая за уши сенсационные выводы, а другие делают вид, что охотно в это верят.
То же самое касается и аномальных зон. Это нормальный пиар, и литература о таких раскрученных местах, как Бермудский треугольник или Стоунхендж, расходится тиражами, вполне сравнимыми с нетленными произведениями Дарьи Донцовой. Но я допускаю, что необъяснимые, странные и таинственные вещи еще имеют место на нашей планете. Хотя бы потому, что сам сталкивался с подобным…
Одной из аномальных зон, к счастью или к сожалению не получившей должной раскрутки, является Кольский полуостров. Причем, большинство местных жителей об этом не имеют ни малейшего понятия, потому что 99% населения проживает в городах, а аборигены в лице двухтысячной популяции северного племени саами или лопарей, сосредоточены в резервации под названием Ловозеро, где два года скрывался от ментов мой знакомый, оленегорский авторитет Коля Булкин, работая барменом в тамошнем баре «Чум», и которые занимаются лишь попиванием шаровой водки и позированием раз в год на Празднике Севера в национальной одежде вместе с разным заезжим людом. Поэтому вся цивилизация сосредоточена сейчас лишь в зоне узкой полосы, прилегающей к автомобильной трассе и Октябрьской, некогда Николаевской железной дороге, а просторы полуострова ныне нарушают лишь браконьеры, редкие залетные туристы и стаи перелетных птиц.
Когда-то, при совке, финансировались дальнейшие исследования недр, снаряжались многочисленные научные вылазки, гремело мурманское морское пароходство во главе с атомными ледоколами Ленин и Арктика, а военно-морской флот СССР не оставлял никакого шанса НАТО похозяйничать в этих широтах. В Хибинах проходили испытания ядерных бомб, в тундре паслись многочисленные стада оленей, а по количеству зон и военных частей этот неблагодатный край конкурировал с самим Магаданом. От всего этого остались только зэки, хотя и их количество резко сократилось из-за дороговизны привозных продуктов и отсутствия работы. Поэтому и сейчас мало кто знает о вещах, некогда происходивших в этом Богом забытом закоулке мира.
20-е годы, период невиданного по размаху уродливого социального эксперимента, великое и страшное время, колоссальная трагедия народов и лучшего генофонда огромной империи и людоедский триумф марксистской идеологии. Время, когда уничтожался цвет нации, а историю творила пена, оказавшаяся на гребне волны, время мгновенных взлетов и следующих за взлетами падений в пропасть. И в этом разрезе меня давно интересовала личность А.В.Барченко. Незаурядный ученый, получивший высочайшую оценку самого Бехтерева, талантливый писатель, популяризатор науки, исследователь, задолго до Чижевского заявивший о влиянии солнечной активности на все процессы, происходящие на Земле, оккультист, волей революции оказавшийся на пересечении интересов всесильного ЧК и персонально железного Феликса.
Попал он в поле зрения чекистов, как водится, по доносу о контрреволюционной деятельности, когда в 1918-м году читал лекции о тибетской Шамбале матросам Балтфлота. Причем, сила убеждения была такова, что после одной лекции революционные матросы выразили желание пробиваться с боями в Тибет, дабы побрататься с потомками Всемирной федерации народов, построенной на идеях чистого идейного коммунизма, якобы некогда господствовавшей на Земле.
Надо сказать, чекистское руководство, подобно бонзам третьего рейха, всегда было озабочено поисками прародины человечества - Гипербореи, официально выделяя на ее поиски через коллегию ОГПУ весьма серьезные деньги. Именно поэтому сам Дзержинский санкционировал в 1921 году, когда Советская Россия задыхалась в огне гражданской войны, экспедицию на Кольский полуостров, в поисках той самой Гипербореи, возглавляемую Барченко и его идейными вдохновителями - вездесущим и одиозным покровителем Есенина Яковом Блюмкиным и начальником спецотдела ОГПУ Глебом Бокием.
Что обнаружила экспедиция в процессе поиска, мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Все до единого ее участники, включая руководителя, были впоследствии расстреляны, а материалы засекречены. Остались лишь обрывочные свидетельства людей, беседовавших с очевидцами и одна-единственная фотография, запечатлевшая Барченко сотоварищи у развалин некоего циклопического сооружения, открывающего начало тоннеля, уходящего под землю.
Судя по реакции ЧК, собранные материалы совершенно не соответствовали официальной цели экспедиции - изучению болезни, известной как «полярная истерия». Да, скептик, сидящий во мне, конечно нашептывал, что Александр Васильевич вполне мог наврать с три короба, дабы разочарованные чекисты тут же не шлепнули его по неснятому обвинению в контрреволюции. Но одно могу сказать совершенно точно - тому, что я некогда в этих местах видел, слышал и чувствовал, действительно нет объяснения.
PART 2.
На местном наречии Чудзьявр переводится как «гиблое озеро». Если ехать по дороге Оленегорск - Ловозеро, то на 40-м километре от асфальтированной трассы уходит на восток грунтовая дорога, поначалу вполне сносная, но далее превращающаяся в полосу препятствий танкового полигона, петляющая между огромных валунов и время от времени ныряющая в болото с черной маслянистой водой, преодолевать которое можно было только по гатям из полузатопленных бревен. Нередки были случаи, когда на этой дороге засаживали трехосные армейские Уралы, против которых нынешняя внедорожная икона Хаммер кажется педальной машиной из босоногого детства.
Лопари издавна избегали этих мест, предпочитая селиться поодаль, и даже директивное решение местных властей в 50-х годах перевести в окрестности Чудзьявра оленеводческий совхоз ни к чему хорошему не привело. Совхоза давно нет, а остатки поваленных столбов с намотанной на них ржавой колючей проволокой до сих пор встречаются в тех местах, подобно противотанковым ежам на Курской дуге, знаменующим победу над Злом. Только здесь, похоже, победило Зло.
Признаться, рассказы отцовских друзей о том, что на Чудзьявре пропадают люди, я воспринимал с изрядной долей скепсиса, справедливо полагая, что с компанией, выпивающей два ящика водки на четверых за три дня просто по определению не может не случиться чего-то экстремального. Когда я сам попал на озеро, и оно поразило меня своей мрачной красотой и чем-то невидимым, но почти осязаемым, разлившимся под низкими серыми облаками, рассказы рыбаков о тех, кто ушел и не вернулся, воспринимались совсем по-другому.
Человек уходит в лес, уплывает на лодке в озеро, и все. Ни останков, ни каких-либо следов. Понятно, он может увязнуть в болоте, нарваться на медведя или росомаху, утонуть в озере, но частота этих случаев и полное отсутствие вещей и трупов заставляют думать, что что-то здесь нечисто. И вся чертовщина, творящаяся вокруг, только убеждает в этом.
Сведущие люди утверждали, что в этом районе расположена патогенная зона в месте разлома земной коры, дескать, здесь, вполне возможно и находился тот самый тоннель, ведущий чуть ли не к центру Земли. Не знаю, так ли это, но дна узкого и длинного, по форме напоминающего кривой ятаган Светлого озера с очень прозрачной ледяной водой, так никто и не мог достать, сколько бы веревки, привязанной к грузу, не уходило под воду.
Вообще, северная природа уникальна. Погода там может меняться по несколько раз за день. Ты можешь выйти в озеро при ясном небе и абсолютном штиле. И вдруг, в течение нескольких минут набегают тучи, поднимается ветер, который гонит по озеру огромные свинцовые волны с белыми барашками. Или резко, непонятно откуда падает туман, очень плотный белый туман, в котором с кормы не разглядеть носа лодки. И в этом тумане ты отчетливо начинаешь слышать голоса, обрывки фраз, какие-то непонятные вздохи или отдаленные крики, причем источник звука все время меняет свое расположение. Находясь в нескольких километрах от берега. И ты знаешь, что в этом районе не может быть ни островов, ни карги - вершины подводного горного хребта, подходящего почти к поверхности воды, на который время от времени садятся лодки новичков, не знающих фарватера. А иногда, проследив взглядом направление движения звука, ты видишь блуждающий столб тумана, двигающийся по глади озера, а то и несколько таких столбов.
Со звуковыми галлюцинациями вообще особая история. Пока сам не испытал подобное, в жизни бы не поверил. Отъезжали от стоянки двумя лодками, в одной я с батей и еще пара мужиков, во второй мои друзья Босяк и Леха Седой. Мы вышли раньше, через пару часов были в месте назначения. Избушка находилась метрах в пятидесяти от берега, к ней вела извилистая тропинка. Только мы пристали к берегу и перенесли вещи в избушку, пришел туман и наступили сумерки. Вскоре я услышал звук мотора, потом скрип весел об уключины, гремящую цепь, плеск воды и голоса друзей, которые я знал еще с детского сада, говорящие вполне отчетливые вещи. Я поспешил к берегу, чтоб помочь вытащить лодку и принести пожитки. Никого. Честно, сначала подумал, что они просто пристали в другом месте, и пошел обратно. Когда это повторилось, и я опять никого не увидел, уже стало не по себе. Самое интересное, что Босяк и Леха прибыли только часа через полтора, они задержались, ремонтируя транец лодки. То есть в тот момент, когда я их слышал, они были в пятнадцати километрах от меня, на другом берегу Чудзьявра. Я много читал и был свидетелем того, что в тумане теряется представление о расстоянии и направлении. Но не настолько же.
В другой раз, при сходном случае, на той же тропинке, идя к берегу, я вдруг увидел в темноте огромный силуэт, как мне тогда показалось, метра три высотой. Он стоял у меня на пути и не шевелился. Я с обмершим сердцем остановился, и не сводя глаз с огромной и неподвижной фигуры, начал пятиться назад, естественно споткнулся и повалился кубарем, после чего, уже не оглядываясь, ломанулся к избушке, во всю глотку зовя мужиков. Когда мы толпой прибежали на это место, там было пусто, но никто почему-то не подшучивал надо мной в извечной манере о том что у страха глаза велики, а строго-настрого приказали ночью в лес не соваться, что я с готовностью и исполнил. А этот силуэт, неподвижный, ждущий, когда я приближусь, думается, будет стоять у меня в глазах до конца жизни. Как и воспоминания о животном ужасе, когда сидишь в избушке при свете сполохов, мерцающих за дверцей печки-буржуйки, пялишься в черное окно, выходящее в лес, и вдруг совершенно отчетливо ощущаешь, всем своим нутром, всем включившимся механизмом оповещения об опасности, отмершим у современного человека за ненадобностью, что с той стороны на тебя кто-то внимательно смотрит. И видишь, как волосы на руках натурально встают дыбом. Веселенькие ощущения. Чувствуешь себя персонажем настоящего хоррора, вот только почему-то совершенно не хочется, подобно его дебильным героям, выскакивать на улицу и ломиться в лес, вопя при этом : «Hеllo! Anybody here???»
Во всем, рассказанном выше, нет ни слова неправды. Я не привожу здесь историй, услышанных от других, дабы не стать жертвой кривого зеркала чужого восприятия, хотя подобные вещи я слышал много раз, в том числе и от человека, который однажды ушел и не вернулся. Что с ним случилось, я могу только догадываться, тайну сию надежно хранит эта древняя земля. Как и множество других тайн, которые никогда не будут разгаданы.
P.S. Фотографии взяты с ныне мертвого сайта г. Оленегорск Мурманской области, где ваш покорный слуга родился и вырос -
http://olenegorsk.murman.ru/ , на форуме которого я некогда провел немало времени.