КАК РОЖДАЕТСЯ БЕЗЫСХОДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ КОШМАРА
1. Стиль
Итак, Английское Преступление - это, прежде всего, Умысел. Тёмные Воды. Архетипическая
Пытка.
Шизоузор, ткущийся изощренным, последовательным, утонченным Психическим Художником.
Богом Изысканного Момента. Узор, что вплетается в Явь. Продуманно. Педантично.
Расчётливо.
С дендистским шиком и богемной легкостью Подлинного Мастера,"Идеального Злодея".
Английское Преступление - это кич Сверх-Идеи. Экзистенция Аморального Индивидуализма.
Своя Игра.
Антиницшеанская бездна, таящая в себе тревожную кровожадную глубину, сокрытую в
простеньком, примитивном, в детском, и потому подлинно, онтологический чудовищном - в
Той Самой Песенке.
Мальчик, ты же помнишь, что Мистер Майка ждет тебя за углом! И тебя манит эта безысходная
геометрия кошмара.
Когда Агата Кристи оживает под джазовый оргазм Майкла Наймана, Дэвид Линч заменяет
собой Достоевского.
И над проклятыми русскими вопросами эротическим шепотком - тончайше-чеширское - “Кто
убил Лору Палмер?”
Английский стиль в искусстве - это фашистский стиль.
Дэвид Боуи вместо Адольфа Гитлера. И Английская Королева вместо Магды Геббельс.
Английское Преступление имеет хищное множество ядовитых смыслов и уровней -
интеллектуальных, философских, эстетических, психопатологических. Оно выходит за грани криминала как такового, приобретая статус экзистенциального опыта,
Магического Действа. Английское Преступление - это детектив без рефлексии.
Раскольников без Достоевского. Право, отменяющее тарную дрожь. Английское Преступление -
это, прежде всего, Качество. Стиль. Порода.
2. Русское Иное
Русское Преступление - Безысходно Иное. Поверхностное. Больное мякотью случайных
страстишек. Лубочное. Душевненько-лоховское, словно шапка-ушанка на мамлеевском
мертвяке, что крадена бесцельными бомжещупальцами.
Порою Русское Преступление дико и дегенеративно яростно. Неистово жестоко. В нём - то
злобненькая водочная удаль, то слезливое раскаянье. Христианского много в нём. И нечто есть
овечье-плебейское.
Либо зло оно, патологично, чикатилисто, разухабисто. Либо - по-дурному совсем блаженно,
насекомо как-то и равнодушно.
Русское Преступление пусто.
И эмоции, вызванные им, вполне укладываются в ленивое восклицание “Охуеть!”, выражающее
традиционное на Руси почтение перед всем, что хоть сколько-нибудь нарушает опостылевшую
Обыденность. Но в “Охуеть!” этом нет ни удивления, ни радости.
Русское Преступление лишено изощренности. Как правило - это бытовуха.
В качестве орудия убийства русские используют кухонную утварь - нож или сковороду.
Русское Преступление местечково и не эстетично.
В нем нет трагедии.
Трагедию в нем смог найти только режиссер Балабанов.
Больше никто.
Русское Преступление непрезентабельно. Даже для светской хроники.
При этом оно всегда - мэйнстрим.
"В подворотне нас ждет маньяк" - это знает любая школьница.
Когда ее изнасилуют и расчленят, она скажет: "Все умрут, а я останусь".
И станет гендиректором МТВ.
Алина Витухновская
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Опубликованно "Независимая газета"
http://exlibris.ng.ru/lit/2012-09-20/7_nightmare.html