К. Ласки. «Легенды ночных стражей 3»
«Наследник»
Вдруг этот аляповатый цикл про разумных сов стал съедобен (к шестой-то части!). Кэтрин Ласки, видимо, перебрала всё, чему можно было подражать и начала писать свою историю. Относительно. Во всяком случае, достаточно жестокий и динамичный рассказ о герое, который заведомо тот самый супер-пупер из пророчеств, борется с несправедливостью и злом, квинтэссенцией которого становится его мать, увлекает. Конечно, это в первую очередь повести для детей, поэтому каждая ситуация и моральная дилемма разжевывается до состояния кашицы, но хоть морализаторства писательница избежала. А еще любопытное наблюдение - под конец части приводится фрагмент из старинных легенд, который написан точь-в-точь в стилистике «Калевалы». Интересно, это перевод такой или оригинал действительно черпал вдохновение в карельском эпосе? А что, снега вокруг, всякие катаклизмы и аномалии природы - как есть суровая карело-финская древность в сознании американцев.
***
«Изгнанник»
Пожалуй, это первая книга цикла, которая меня устроила. Начав новую историю с шестой повести, Ласки практически полностью перезагрузила и собственное отношение к совиному миру. Исчезли многие наивности, связанные с анатомическими подробностями и антропоморфной психологией сов. Штампы детского героического фэнтези по мотивам Второй мировой войны тоже сведены к минимуму. Продолжение душевных терзаний и поисков себя Нироком даже отвлекает от непонятных артефактов и глупых пророчеств, сделанных по шаблону, чтобы было. Для подростков очень важно идентифицировать себя с отверженным героем, который сомневается, ищет и, в конце концов, выходит победителем. Правда, на этом фоне образ матери, лишенной каких бы то ни было качеств, кроме стремления убивать и властвовать, может показаться совсем невоспитательным. Хорошо, что писательница не сталкивает членов одной семьи в смертельных схватках. Как не Сорену суждено убить своего брата-суперзлодея, так и Нирок лишь спасается бегством от своей матери. А иерархия страховолков хоть и представлена с издевкой-пародией на Шотландию, вызывает наибольший интерес. Если бы еще Ласки так не цеплялась за всякие необъяснимые чудеса. Вроде мгновенного исцеления волков-калек (ведь в первых книгах она апеллировала пусть и к непонятной, но науке). В общем, здесь бы и поставить точку. Пророчество сбылось, герой стал королем и поведет всех в светлое будущее. Но там еще что-то понаписано.
***
«Первый угленос»
Не знаешь, как продолжить - пиши приквел. Мне пока еще ни один удачный не попадался. И здесь та же история. Насытив совиный мир приключениями из восьми повестей, Ласки решила рассказать юным читателям, что же это за Уголь Хуула такой и почему все вокруг суетятся. Первая легенда из цикла в цикле ничего толком не объясняет, только наполнена кровавыми подробностями о хагсмарах, древних чудовищах, ставших ко времени основного действия уже мифом. Ласки тут открыто говорит о некоей магии. Это несколько противоречит ее научно-рациональному миру. Конечно, писательница начала его уже разрушать с чудесным исцелением страховолков. И это так наивно и несерьезно. А, учитывая, что одна из героинь повести осознает, что с темной магией можно бороться с помощью аутотренинга, то такие метания творца совиной вселенной никак объяснимы.
Первый угленос Гранк, от имени которого ведется повествование, не самый умелый рассказчик - достаточно сумбурный, местами патетичный. Понятно, что Ласки хочет заставить читателя почувствовать стилистическую разницу между основным действием и легендами. Но интереса это не добавляет. Впрочем, сам Гранк - один из самых живых персонажей цикла. Неоднозначный, не герой на белом коне. Его нерешительность, некоторая сварливость проскальзывают в воспоминаниях независимо от рассказчика. Интересная тема с материнством. Жаль, что ей уделено всего лишь несколько страниц. Столько красивых песен было спето о гнездах и яйцах, о появлении птенцов. И вдруг читателей сталкивают с миром живородящих. Несмотря на физиологию из школьных учебников, всё равно в этом остается некая тайна, великая и непостижимая. А в остальном всё заурядно. Предательство королевской четы, падение королевства, ожидание наследника, который должен всех спасти. Всё-таки иногда хорошо вовремя поставить точку.
***
Итог: надо быть истым поклонником совиного мира, чтобы приняться за очередной том. Для подростков же мне кажется, цикл слишком наивен и прост, без глубины. Тебя будто постоянно держат в дураках. Некоторая реалистичность, связанная с тем, что совы и другие животные стали разумны после исчезновения человечества, постоянно подменяется примитивной сказочностью, условностью детской побасенки.