1917. Эхо больших надежд

Nov 07, 2017 07:05

Я ещё застал то время, когда Ленин был дедушкой для всех нас. И тёплые, умеренно назидательные, проникающие в самую душу рассказы о его мудрости были главной мифологией детства. Ненадолго, конечно. Уже в школе революционные события 1905 и 1917 годов мы постигали как исторические факты, и нам было не особо интересно давать им оценку, время от нас этого не требовало. Уже много позже эмоциональное, идейное переживание событий 1917 года стало проникать в сознание. И вот 100 лет. Это жуткое понимание, что мы к нему не готовы. Не готовы оценить, понять и принять на государственном, идеологическом уровне. Потому что это действительно катастрофа, сжегшая целую страну, чтобы из пепла возродилась новая, с новыми силами, потенциалом и свершениями. Но - не будем забывать - из пепла и на пепле. Не простояв 100 лет - рухнула.
С таким мыслями входишь в залы Новгородского музея-заповедника на выставку «1917. Эхо больших надежд». Гениальное название. И очень деликатная, немного ироничная, но и лиричная выставка. Предметы, чудом зацепившиеся за музейные фонды, случайно осевшие или пришедшие с другими целями: одежда, документы, фотографии, предметы быта и прочее. Осколки революционной сумятицы или просто имевшие счастье-несчастье быть с людьми 1917-1918 годов. В них затаился страх, любопытство, угрюмая жесткость, решимость, удивление. Вся та палитра чувств, которая считывается с лиц, попавших на снимки. Своими утратами, потертостями, они как обломки после крушения, унесшего не только жизни, но и сам ее смысл. Но ради других жизней и другого смысла. Бывали катастрофы на планете и пострашнее. Но здесь они родные, шепчущие, вздрагивающие от твоего взгляда. Это часть экспонатов, которые собрал и осмыслил Антон Мартьянов.
В другой части вещи умилительные в своей торжественности, наивной красоте, утилитарности и праздничности. Илья Хохлов извлек из музейных фондов знаки годовщин и юбилеев Октябрьской революции. Зачастую они не поражают своими художественными достижениями. Но внушают чувство уверенности, незыблемости пути, по которому шла огромная машина страны. Для миллионов людей это было возможностью чувствовать свою причастность к глобальным событиям, меняющим всё мироздание.
И сколько лжи в этом было, а сколько спасения? Выставка не дает ответа. И правильно. Она не идеализирует ни политический строй, ни людей, вершивших судьбы. Она показывает след революционных событий в жизни, которая была. В победах, которые были. А значит, шаг на пути к готовности понять и принять уже сделан.









Previous post Next post
Up