Ю. Шалански. «Шея жирафа»
По крайней мере, еще двое людей, которых я знаю, взялись читать этот роман. После спектакля Городского театра Билефельда. Я же прочитал до. По крайней мере, с
arbat1994 мы единодушны, что главная героиня Инга Ломарк теперь всегда будет спаяна со сценическим образом Кармен Прижо. И, видя, что название периодически всплывает в соцсетях, я вспомнил, что роман-то я все-таки прочитал. Но не успел ничего написать. А так хотелось. Хотелось сказать, что книга похожа на искусный орнамент, наполненный естественнонаучными знаками, возведенными до мифологических символов. Юдит Шалански как бы вскрывает сознание учительницы биологии, не ведя прямого монолога, но и не смотря на свою героиню со стороны. Очень интересная линза получается. Мир романа - пространство бывшего ГДР, нарисованный в близком и понятном нам сатирическом ключе. Есть здесь и ностальгия по несбывшейся мечте всеобщего благоденствия, и колючая ирония по отношению к людям, которые эту мечту сами же и затоптали. Может, поэтому педагогическая система и многие реалии романа почти пугающе тождественны нашей российской провинциальной действительности. Но, конечно, это лишь отражения, желаемые или нет. В сухом остатке «Шея жирафа» гораздо прагматичнее и в то же время поэтичнее. Юмор Шалански рождает немного сюрреалистическую картину быта гимназии им. Дарвина. Инга Ломарк - флагман педагогики, с осколком андерсеновского зеркала в глазу, видит в своих учениках и коллегах только недостатки. Но цель ее благородна - воспитать достойных людей муштрой. Она харизматичная в своем неподражаемом юморе и находчивости. Часто о таких говорят «педагог от Бога». Но Шалански со всё ускоряющимся темпом пресекает читательское восхищение. Ломарк, имея стройную педагогическую систему, основанную на понимании биологической стройности устройства мира и теории эволюции, не может сопротивляться новому времени. Более свободному, интимному. Она, как тот жираф из ее учительского примера, не может эволюционировать, отрастить шею, чтобы влиться в новые требования. Теряет почву под ногами и понимает, что ее жестокость по отношению к собственной дочери бессмысленна. Нет границы между матерью и учительницей. Странно, но и в новом мире нет ничего симпатичного. Во всяком случае, автор в этом не убеждает. Или всё же Кармен Прижо? Первые ощущения от текста затерлись. Бороться с переживанием восхищения от ее игры невозможно.
Д. Адамс. «Автостопом по галактике»
Не, я один что ли не въехал в это опус? Я понимаю, что он уже разошелся на цитаты. Но они гораздо глубже вне контекста. Собственно, весь роман состоит из набора более-менее перевариваемых афоризмов. Немного утонченности, немного цинизма, а потом уже абсурда и как бы пародии. Возможно, такая фантастика уже начинает устаревать на фоне более виртуозных сочинений и по форме, и по смыслам. Конечно, для нескольких поколений «Автостопом по галактике» еще будет что-то вроде культового ретро, без особой надобности, но неким объединяющим знаком. Ведь даже фильм 2005 года, насколько я понял, не смог двинуть книгу в будущее. Хотя мы снова скатываемся в гламурный нигилизм, который вызывает в массах бурю восторга и чувство причастности к чему-то элитарному. Ну, уничтожили планету, которая на самом деле является суперкомпьютером, который контролировали мыши. Ну, главный герой совершеннейший манекен, который литературными корнями уходит в классических простаков, но талант Адамс предпочел бросить на всяких инопланетных монстров. Якобы, раз главный герой - сам себя вытащит. Не вытаскивает. Харизматичные придурки и негодяи живут своей жизнью, внося хаос в генеральную идею и рассеивая внимание. Так и задумывалось? Тогда мне скучно. Пародия ради пародии? Остроумие на уровне подростков, сбегающих с уроков глотнуть пивка? Зеваю.