Как доказать себе и другим, что ты жив, если ты знаешь, что это не так?

Jan 15, 2015 12:22

Статья товарища dialexika Паралич души заставила немного порассуждать о проблеме, которая, в общем-то, заботила меня давно, но все как то осмыслить ее до конца не получалось. Речь, конечно, идет не только о селфи, но и о фотографиях еды, развлечений, путешествий и так далее, которыми пестрят социальные сети. Сразу хочу оговорить, что все нижесказанное не относится к фотографированию как творчеству или профессии. А относится только к фотографиям, на которых не важно, как сделан снимок с художественной точки зрения, а важен только факт запечатления личных ощущений и воспоминаний.

Окружающая нас действительность породила состояние глубокой отчужденности от реальности. Гамлет говорил по схожему случаю: «Порвалась дней связующая нить». Это состояние подвергло под сомнение само существование индивида как личности. Что значит, что ты есть? Это означает простую вещь - возможность влиять на реальность. Не больше, но и не меньше. Сознание работает так: если ты отчужден от результатов своего труда, не видишь его или сомневаешься, что оно кому-то может быть полезно, то и разум твой считает, что на реальность ты не воздействуешь. Не влияешь на реальность - значит, не существуешь. И точка. Ты знаешь, что тебя нет. Другие начинают догадываться, что тебя нет. Грань между такой метафизической и физической смертью достаточно тонка. Обе они характеризуются состоянием нежизни. И, хотя воскрешение из состояния метафизической смерти куда вероятнее, чем из состояния физический смерти, такое воскрешение тоже очень проблематично и чревато большими издержками, на которые человек в обычной ситуации не пойдет. Вместо этого он выберет другой путь. И точно так же, как человек, который умирает от рака легких, но не отказывается от сигарет, так и человек, которой чувствует, что он находится в этом состоянии нежизни, будет вместо изыскания путей исцеления, всеми силами доказывать себе и другим, что он жив и все в порядке.

Сначала поговорим о самом взаимодействии с реальностью. В философии это называется опредмечивание и распредмечивание. Когда человек что-либо делает, он вкладывает в это дело себя, свою душу. Прежде, чем приступить к делу, человек рисует у себя в голове визуализированную цель своего труда, то есть идеальный образ будущего результата труда. Результат же труда, как правило, отличается от представленного идеала, что дает обратную связь и возможность корректировать себя относительно реальности. Таким образом, уже реальность воздействует на человека, обогащая его, меняя, повышая самооценку и так далее.

В результате отчуждения человека от результатов труда, происходит опредмеченивание, но распредмечивания не происходит, тем самым человек вкладывает себя, а обратно ничего не получает. Кроме того, что так не происходит взаимодействие с реальностью, еще и возникает усталость от труда. Так как в нормальной ситуации результат труда, как правило, мотивирует на еще большие свершения. Что еще ослабляет возможность человека влиять на реальность. Кстати, то же самое касается и компьютерных игр, там тоже не происходит распредмечивания в реальном мире, но оно как бы происходит в виртуальном. Как бы, потому что распредмечивается не на тебя, а на твое альтер его. А так как без этого полноценное существование невозможно, именно потому и возникает феномен игровой зависимости, когда реальный мир становится лишь прелюдией и средством доступа к виртуальному миру. Эту тему хорошо раскрыл товарищ kolganov_su в заметке Героизация ничтожества, поэтому я не буду останавливаться на этом подробнее.

Это одна сторона проблемы. Но есть и другая. Мы живем в обществе потребления. Многие про это слышали, но не все понимают, что это значит в ценностном плане. А значит это одну простую вещь - мерой успешности человека является те удовольствия, которые он получил. Перефразируя Декарта: «Я потребляю, следовательно, я существую». А раз ценности общества таковы, то они и санкционируют соответствующие цели. И чем лучше мое потребление, тем лучше я существую, то есть живу в соответствии с моими ценностями. Это в том случае, если я разделяю ценности большинства, если нет, то про это будет отдельный разговор в следующей статье, так как эта тема заслуживает отдельного внимательного рассмотрения.

Какой самый простой и доступный всем источник удовольствия? Еда. Потому и видим мы бесчисленные фотографии еды в своих лентах в соц. сетях и в сообщениях от знакомых. А дальше, уже кто, во что горазд, и кому на что хватает денег. Кто-то показывает покупки, посещенные места отдыха, кто-то уже от этого пресытился, и переходит к более специфическим удовольствиям, которые доступны уже не всем. Но непременно надо, что как можно больше людей убедилось в том, что ты есть. Естественно, преобладают легкие достижения и главное, понятные другим. Например, впечатления о прочитанных книгах, и просмотренных фильмах встречаются значительно реже. А когда и встречаются, то они носят, как правило, не сильно интеллектуализированный характер, а являются лишь способом продемонстрировать, что мне доступны и более сложные виды потребления удовольствий, а не отказ от принципа потребления. И это неудивительно, мне приходилось сталкиваться с ситуацией, когда человек прочитав что-либо и находясь даже в восторге от прочитанного, не мог внятно сформулировать свои впечатления, не только на бумаге, но и устно. То есть не готов перейти от потребления к интеллектуальному освоению и осмыслению прочитанного.

В результате фотографирование себя на похоронах, на пожаре и на фоне Освенцима, так впечатлившие товарища dialexika, это способы продемонстрировать окружающим не только свое существование, но и потребленные удовольствия - в виде путешествия до этого лагеря, или некоторых острых ощущений от нахождения на пожаре. Нахождение на похоронах, труднее отнести к категории потребляемых развлечений, здесь смерть слишком близко, и тем острее потребность доказать свое бытие. Хотя нельзя исключать вероятность того, что кино- и игро- индустрии сделали смерть настолько привычным делом, что современное поколение не может отличить нарисованную смерть от настоящей и не воспринимает похороны как немного иной формат тусовки.

общество, селфи

Previous post Next post
Up