(no subject)

Nov 02, 2009 11:39


Хотел уходящее лето догнать,
на лодке спустившись к югу.
Но смог только осень продлить.

Отпуск проводил я в Хорватском городке Омиш, где много мест для скалолазания. Ближайший аэропорт находится в г.Сплит, что в 20км. от Омиша. Но в целях экономии мы летели через столицу Хорватии Загреб Аэрофлотом. Летели мы с небезызвестным спортсменом Дмитрием, а через 6 дней к нам тем же путем через Загреб должны были подъехать еще некоторое количество участников. Вот из-за этой разрозненности пришлось искать жилье на двоих, в которое позже могло принять еще людей. На сайтах http://www.omis-croatia.com/Apartment.aspx, http://www.omisinfo.com/omis/omis-accommodation/omis-apartments.htm много предложений там и нашелся домик, где сдавали отдельные комнаты. Списались, договорились про жилье для нас и для прибывающих позже. Так же договорились о трансферте от ж.д. вокзала Сплита до номеров, т.к. по плану мы прибывали в Сплит ближе к ночи и общественный транспорт мог уже не ходить.
В день вылета договорились ехать в аэропорт Шереметьево-2 с Савеловского вокзала на аэроэкспрессе. Там, на вокзале оказалось, что вылет нашего рейса задержан на 2,5 часа.

Благодаря этой задержке мы опоздали на дневной поезд, который шел 5 часов и поехали на ночном, который за те же деньги вез 8 часов.
В Загребе мне пришло смс от хозяйки с вопросом когда нас ожидать, ответил чтобы ждала нас на следующий день с утра. Купили билеты на поезд, оставили вещи в камере хранения и пошли гулять. В городе купили местную сим-карту и поели. Дождались поезда, пошли грузиться. Как оказалось, места в поезде сидячие, по 6 в купе по 3 сидения друг напротив друга. Мы выбрали пустое купе, закрыли дверь, стали ждать отправления. Я пытался понять тут как удобнее будет ехать всю ночь. Когда я вроде бы удобно лег на весь ряд сидений, к нам в купе зашел мотоциклист со шлемом, молча закинул свой рюкзак и шлем на полку. Его байк наверняка ехал в нашем же составе в грузовом вагоне. Пришлось сесть для приличия. Правдв после отправления ему что-то не понравилось и он от нас ушел. А не понравился ему, скорее всего, шум в тамбуре, где ехало стадо громких хорватских фанатов.
Во время движения зашел кондуктор, проверил наши билеты. Где-то через час к нам в купе заглянул пожилой мужчина, который поинтересовался идет ли этот вагон в Шибеник. Я ответил, что мы на этом поезде едем в Сплит и он ушел, правда не надолго. Минуты через 2 он вернулся, закинул 2 рюкзака на полку и сел читать книгу под свет из прохода. Дальше этот мужик периодически открывал дверь и пытался выяснить у проходящих пассажиров правильно ли он едет. При этом мне очень нравился его английский и особенно фраза «It was officially announced». В один момент поезд резко затормозил так, что я ругнулся и сказал Диме, что так и упасть можно. Он сидел вытянув ноги между рядами, а я на том же ряду лежал, положив голову ему на ноги. Тут я запалился. Чуткий мужчина распознал нашу тихую короткую речь. Спросил на нашем родном с ним языке: ребят, вы русские? И уже по-русски рассказал нам, как проводник из другого вагона послал его в голову поезда к вагонам, которые отцепят и повезут в Шибеник. Ну мы ответили, что нс никуда не посылали и этот вагон повезет нас в Сплит. Через какое-то время наш ночной соотечественник со словами «Ох уж эта наука» взвалив на плечо рюкзак «Турист» отправился в следующий вагон. Вообще, в поезде было жестко и холодно, ничего накрыться мы не нашли - согревались вещами из рюкзака, спали мало, на остановках просыпались. В Сплит поезд задержался примерно на полчасика. Там сели на дальнемагистральный автобус, который быстро довез нас до Омиша. Вышли у автовокзала, было около 8ми утра.
Там в газетном киоске спросили где находится нужная нам улица. Продавщица направила нас в центр, сказала спросить там. В центре, который начался после моста через реку Цетина, мы нашли карту, по которой поняли где находится искомая улица. На местности улица оказалась дорогой, ведущей вверх к вершине горы. В районе дома 12 я понял, что пришло время звонить хозяйке, т.к. дом 123 находился явно намного дальше и выше тех 12 домов до которых мы поднялись. Разбуженная звонком мобильного, Мисс Мия быстро сориентировалась, попросила дать ей 5-10 минут и минут через 15 подъехала к нам на WV Passat с шашечками.
После того как мы разобрали вещи и немного осмотрелись, Мия любезно предложила нам прокатиться по Омишу, закупить продукты. Узнав, что мы собираемся тут лазить она свозила нас к скалам. Думается мне, что её любезность, кроме Хорватского гостеприимства имела так же цель удержать пеших гостей от переезда в место пониже. Так же по дороге выяснилось, что кроме жилья и такси семья хозяев держит в городе цветочный магазин и как побочный бизнес организует похоронные услуги, позже мы видели черный микроавтоб
ус Мерседес Vito заделанный под катафалк, а нашим друзьям, которые прибыли позже, довелось видеть и гробы, которые выгружали из него в гараж нашего дома.




Дальше потянулсиь скалолазные будни. Утром завтракали и шли на скалы. Гайдбук был скачен и распечатан заранее в Москве с сайта climbingomis.com. Начали лазить в районе PLANOVO, куда солнце приходило к 11 утра и скрывалось после 18. Самой трудной трассой, которую мы там пролазили была Svemir 5c. Это был второй или третий день лазания и у Димы еще не пропал страх от «живых» скал и высоты. Вот пролазя этого Svemirа с нижней по провешенным оттяжкам, Дима завис на ¾ пути и начал проситься вниз. Когда я отказался спускать, а предложил попробовать все-таки пролезть хотя бы до следующей оттяжки Дима еще немного безрезультатно порыпался и пообещал мне пива за спуск. Не помню чем все закончилось, но вроде бы он долез эту трассу до верха. А еще рядом с этими скалами жили котята, которым мы в зоомагазине купили Wiskas для котят и подкармливали их, кошку и немного рыжего кота, который всегда держался на безопасном расстоянии от людей и подходил к еде только когда мы удалялись.

  
 


На четвертый день мы переместились в район BABINA BARA, куда солнце приходило к 15, трассы там были посложнее, а наше мастерство к тому времени уже подросло и хотелось пролезть новое, трудное. Первой трассой категории 6A была Hrca Stemer, которую этим летом с верхней с легкостью пролез брат Димы Даня. Трасса была интересная, но рядом с ней хорват пролез 6A+ Zorka, которую мне захотелось побороть. Но не в этот день. В этот день сы нормально отметили пролезание 6A в кафешке, где хозяйка подарила нам после 3х выпитых стаканов еще по одному стаканчику пива.

 

Вечером к нам присоединилась группа товарищей. Состав группы постоянно менялся. До Омиша, где я встретил их на автобусной остановке, в то время как Дима спал, добрались два человека Маша, моя партнерша по скалолазанию с Петей, её партнером по жизни и еще трое питомцев - собака Ложка, еж (любитель американского виски) Джек Дэниелс и француженка мини-пиг Марго. Наверх в дом с вещами все прибывшие были так же закинуты на хозяйском такси Мией.
Приехав к нам, друзья привезли, как это бывает изменение погоды. Но т.к. до их приезда было солнечно, то они привезли переменную облачность и дожди. Дождь мочил скалы, они становились скользкими и не давали по себе лазить. Пришлось искать другие развлечения.
Вообще про климат Хорватии пишут так:
Мягкий климат хорватского побережья благоприятен для жизни и отдыха. Узкий приморский пояс с островами характеризуется средиземноморским кли¬матом (мягкие зимы, теплые, сухие и солнечные лета). В глубине побережья (Загора) преобладает субсредиземноморский климат (более холодная зима и жаркое лето). В январе к северу от Шибеника температура со¬ставляет 4° - 6° С, а к югу еще выше. В июле средняя температура воздуха на хорватском побережье со¬ставляет от 22,8° до 25,9° С. Небольшие суточные колебания температуры и большое количество солнечных дней (до 2500 часов инсоляции в год) положительно влияют на человеческий организм. Самая длительная инсоляция в средней части приморья - около 2700 часов, где находится и солнечный остров Хвар с 2715 часами инсоляции в год. Средневековый писатель Фуско написал об этом в одном предложении: «3десъ вечная весна, а в необычные месяцы лето».
Самые дождливые месяцы - октябрь и ноябрь в северной части приморья, а в южной - ноябрь и декабрь; самые засушливые месяцы - июль и август.
Ветра: буря (северный), южный (сирокко) и северо-западный (маэстрал).
Мягкие зимы, сухие и жаркие летние месяцы приморья благоприятствуют богатой средизем¬номорской вечнозеленой растительности: стройные кипарисы, ароматные лавровые деревья, цветущие олеандры, нежные тамариски, алоэ и агавы, роскошные мимозы, сочные апельсины, мандарины и лимоны, миндаль, душистые сосны и символы приморья - оливковые деревья и инжир.
Хорватское побережье характеризуется низкоро¬слой средиземноморской растительностью с вечнозеленой чернушкой и зеленым можжевельником, красоту которых дополняют ароматы шалфея, ве¬реска, розмарина и лаванды.

Первым делом мы поднялись на крепость Стариград, дорога к которой проходила через наш дом. Для желающих подняться/спуститься быстрее был наведен лифт «ведро», который по канату доезжает прямо наверх. Никто из 7-ти участников экскурсии не решился на нем проехаться, а может быть всем хотелось подняться своими силами. В крепости оказался колодец с запасом пресной воды, закрытая на могучий замок кухня и стол с лавками. В то время, когда я качал воду, чтобы умылась Маша, а дружная компания любовалась видами, Петя вносил вклад в реконструкцию развалин древнего укрепления.

 
 

 



Вечером того же дня на ужин мы готовили мясо на гриле, который имелся у наших хозяев. Нужно было всего лишь купить угли и разжечь их. Для розжига попросили помощи у брата Мии, который научил феном раздувать пламя.


На следующий день, после часика утреннего лазания в уютном кафе, где подавали отменный капучино, под стук дождя по навесной крыше было принято решение обзавестись транспортным средством. Был воскресный полдень, когда обхонив 4 конторы мы нашли свободным только шевроле Spark - брат дэо Матиза. Дополнительные номера контор из интернета, любезно найденные для нас хозяйкой не сильно улучшили положение - нашелся рено Twingo. Было принято решение ехать в Сплит и поискать приемлемый вариант там, в многочисленных мелких конторках. Решение нашлось неожиданно - по дороге в город из автобуса, в котором жутко стучала дверь при открывании, зоркий глаз спортсмена заметил объявление на заборе о прокате машин с номером телефона. На ходу, мы запомнили этот номер, вбили его в телефон и дозвонились до конторы по прокату автомобилей! Немногим более часа мы сидели в порту Сплита в дизельном Форде Фокус за 50евро/сут+10евро/сут страховка. Потом мы прошлись по центру города, который между прочем взят под охрану Юнеско. Насобирали каштанов, покатались на телеге и налюбовавшись вечерней портовой бухтой под жутким ливнем уставшие, но довольные поехали домой.

 

На следующий день под мелким дождиком немного полазили и отправились в национальный парк КРКА.
Местность бассейна реки Крки и ее течения, пло¬щадью 109 км2 в 1985 году провозглашена ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАПОВЕДНИКОМ «КРКА». Этим подтверждена своеобразность карстовой красавицы Крки, особенность ее природных феноменов и культурно-исторических памятников. Река Крка с семью туфовыми каскадами представляет собой природный и карстовый феномен. ГЗ «Крка» расположен на территории Шибенско-книнской области и охватывает течение реки Крки (два километра вниз по течению от Книна до Скрадина) и нижнее течение реки Чиколы.
ТУФ - основной феномен Государственного запо¬ведника «Крка» и довольно частое явление в по¬верхностных течениях динарского карста, но очень редко формирует такие каскады, как те на реке Крке. Туф, выделяемый из воды осаждается и накопляется на оскоплениях из мхов, альг и т.п., созда¬вая таким образом различные геоморфологические образования
По причине особенного положения и различных типов биотопов, местность реки Крки отличается исключительно богатой ФЛОРОЙ и ФАУНОЙ. На территории Заповедника установлено 860 видов и
подвидов растений. В приозерных частях течения и болотах обитают многие земноводные, в лесных за¬рослях и каменистых местах пресмыкающиеся, а в реке многочисленные виды рыб. Крка имеет исклю¬чительное значение для весенней и осенней миграции птиц и из-за многочисленности видов является одним из самых значительных орнитологических местностей Европы.
Местность реки Крки богата многими КУЛЬТУРНЫМИ И ИСТОРИЧЕСКИМИ ПАМЯТНИКАМИ, следами человеческого творчества от доисторического времени до наших дней. Здесь можно увидеть сохранившиеся остатки античного акведука римской Скардоны, затем остатки римского военного лагеря Бурнума, остатки многих средневековых старохор¬ватских фортификаций из 14 в.: Трошень, Нечвен, Богочин и Ключица, которая своими габаритами и сохраненностью является одним из самых значительных фортификционных сооружений в Хорватии. Среди сакральных зданий самыми ценными выделяются францисканская церковь и монастырь на островке Висоваце и монастырь Крка (Св. Архангел). Многочисленные водяные мельицы и мялки являтся памятниками сельского строительства.

СКРАДИНСКИ БУК ЭТНО ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Скрадински бук самый длинный и самый посещаемый водопад на реке Крке и одна из самых известных природных красот Хорватии. Водопад создают туфовые барьеры, островки и озера, и их можно рассмотреть благодаря сети дорожек и мостов позволяющих удобную и безопасную прогулку.
Туфовые водопады реки Крки очень нежного строения и они чувствительны к природным изменениям, а также ко всем видам деятельности человека. Их можно считать настоящим живым существом, т.к. они рождаются, растут, стареют и умирают если нет воды.
Водяные мельницы в Государственном заповеднике принадлежат к системе доиндустриальных водяных сооружений на реке Крке. Издавна они символизировали экономическую силу определенного края и таким образом в истории они часто являлись причиной столкновений. Сохраненные водяные мельницы датируют из 19 века и они имеют исключительное культурно-историческое значение как памятник сельского строительства и хозяйственного прошлого. Учитывая первоначальную деятельность и народное выражение, их также считают этнолого-этнографическим памятником. В возобновленных водяных мельницах Государственного заповедника «Крка» презентируется помол зерновых, стирка и валка сукна, тканье сумок и половиков (обоев), ковка подков, пахание, посев, просеивание зерна, при¬готовление пищи в старой кужине (кухне) и т.п.

 

В парк мы ехали по платной дороге, а обратно решили проехаться через старинные города на побережье по дорогам общего пользования. Посетили Шибеник и Трогир. Вечером, насмотревшись на рыбные рестораны Трогира ужинали морским волком в Омише.
На следующий день, немного полазив с Димой, встретились у большого магазина Студенак с товарищами и поехали вдоль р.Цетины посмотреть на рафтинг. Дорога оказалась крутым серпантином постоянно ведущеим в гору с поворотами на 180 градусов. Вел наш автомобиль пилот Дима, который к поляне начала рафтинга укачал меня очень сильно. Возле поляны рос виноград с огромными спелыми гроздями, плоды которого были намного вкуснее магазинных. Правда, нам сказали, что это частная собственность и помощь в сборе урожая хозяевам не требуется. Сплавляться по речке не входило в наши планы, поэтому мы поплавали на берегу и потренировались в пускании блинчиков по воде.


В обратную сторону поехали по менее крутой дороге, идущей по противоположному берегу Цетины. Там нам нужно было найти скалолазный сектор ILINAC, на котором располагались длинные маршруты, среди которых был и выбранный нами 6-ти веревочный Рэмбо с крайней ключевой веревкой 6А. В районе скалолазного сектора оказалась гидроэлектростанция и пещера какого-то святого отшельника с алтарем внутри. Сами маршруты мы искали часа 2, пробираясь вдоль скалы через колючки по заросшим склонам. В конце концов, нашли не только маршрут, но и хорошую тропинку, ведущую к нему. Лезть туда было немного страшно и я решил устроить день отдыха, набраться сил, и если позволит погода совершить восхождение через день. Вечером того же дня, мы с Димой побывали в одном приличном заведении в Сплите, где оставили неприлично большую сумму денег.
Весь следующий день мы расслаблялись: на пляже под тучами, без солнца; на доске - некоторые тряхнули стариной и поплавали под парусом.


После обеда мы уехали в Сплит возвращать тачку. Вечером шел дождь.
Следующим утром небо было ясным. И мы пошли на встречу с Рэмбо.
Без 10 минут 10 они вышли из дома по направлению к центру города, где закупившись водой и сникерсами продолжили путь к гидроэлектростанции. В 11:10 эти двое, рассчитав веревки так, чтобы крайняя 6А досталась старшему, начали лезть. С рюкзаком за плечами двигаться, скручиваться и удерживать равновесие оказалось непривычно до такой степени, что младший участник предлагал поначалу вылить воду, для облегчения, а затем и выбросить рюкзак. Погода их не подвела и около 16:00 по среднеевропейскому времени они были наверху. Ключевая веревка показалась не столько сложной, на сколько страшной. До первого шлямбура нужно было лезть в откидку по щели с небольшим нависанием, притом, что внизу была пропасть.
Наверху по колючим зарослям пробрались до пейнт-больного клуба и от него по грунтовой дороге дошли до деревенского магазина. И немного перекусив спустились на попутной машине в Омиш.


 

В этот же день после восхождения, Дима впервые за 11 дней искупался в море. Вечером были сборы и прощальный ужин. Потом мы прямо в Омише подсели на автобус до Загреба и в 5 утра оказались там.
Вылет у нас был в 14 часов, поэтому мы уделили свободное время осмотру столичных достопримечательностей.

 

Ну а по прилету в мск. Оказалось холодно и отпуск кончился.
Previous post Next post
Up