Вешаю под катом свой очередной психологический анализ персонажей Хеллсинга. На этот раз я вдохновилась "Символами трансформации" Юнга, и у меня куча интересных мыслей. Чуть позже я допишу и опубликую небольшой бонус на тему архетипа Кита и метафоры поглощения. А пока - часть первая.
Бой с тенью
Ничто на свете не обескураживает
сильных людей так, как слабость.
«Ганнибал»
В этом рассуждении я попытаюсь рассмотреть историю Люка Валентайна и Алукарда сразу с двух углов: с точки зрения юнгианского психоанализа и теории нарциссизма, и в итоге синтезировать их в общую концепцию, поскольку они, на мой взгляд, отлично друг друга дополняют. Чтобы не рубить с плеча, я сначала приведу общие идеи обоих подходов, поэтому читателю придется потерпеть некоторую “матчасть”.
Сразу хочу оговориться, что я анализирую только ТВ-версию истории: это мой единственный канон. Если у вас есть желание применить нижеизложенные мысли в отношении манга-ОВА версии, то вы можете это сделать, применив достаточное количество фантазии : )
Итак…
Нарциссическое расстройство личности - это “расстройство личности, характеризующееся убеждённостью в собственной уникальности, особом положении, превосходстве над остальными людьми; завышенным мнением о своих талантах и достижениях; поглощённостью фантазиями о своих успехах; ожиданием безусловно хорошего отношения и беспрекословного подчинения от окружающих; поиском восхищения окружающих для подтверждения своей уникальности и значимости; неумением проявлять сочувствие; идеями о собственной свободе от любых правил, о том, что окружающие им завидуют”. НРЛ включено в международную классификацию психических расстройств DSM-4, и, фактически, определение перечисляет диагностические критерии этой классификации. Если хотя бы 5 из этих критериев удовлетворяются, у человека диагностируется НРЛ. Перечислю критерии в аутентичном виде (с комментариями некого автора) и сразу приведу обоснования моего видения Люка как человека с НРЛ.
1) гипертрофированное чувство собственной важности (например, преувеличение достижений и талантов, ожидание признания в превосходстве без соответствующих достижений) - Поведение Люка в разговоре с агентом МИ-5, выраженная демонстрация превосходства: “Те, кто приходят сюда с этой картой - отбросы, пытающиеся противостоять братьям Валентайн”. Поведение при встрече с Алукардом, демонстрация “превосходящих” способностей (хотя, как выясняется, в способностях Люк значительно уступает Алукарду)
2) фантазии о неограниченном успехе, власти, блеске, красоте, идеальной любви (культивируют солипсистские или "аутистские" фантазии, что говорит о том, что они живут в своем собственном маленьком мире (и реагируют оскорблениями, когда реальность смеет вмешиваться). - Собственно, то же самое, поведение с Алукардом, претензии на превосходящее могущество: “Я буду первым, кто превзойдет тебя”.
3) ощущение своей «исключительности» и «уникальности» (убежденность в том, что может быть понят и оценен и должен общаться только с такими же «исключительными» людьми или людьми с высоким статусом (каждый, кто не является особенным и превосходящим ничего не стоит. По определению, нормальные, обычные, средние не являются особыми или высшего качества, и, таким образом они не представляют ценности). - “Разобраться с самим Алукардом...” - мечтательно произносит Люк, намекая на собственную уникальность. “Я не похож на других скороспелых вампиров”.
4) потребность в чрезмерном восхищении (чрезмерность двумя путями: они все время хотят похвалы, комплиментов, уважения и выражения зависти , и они хотят чтобы им говорили, что все что они делают, это лучше, чем могут сделать другие. Искренность здесь не проблема, важны частота и громкость.) - Эта мотивация также угадывается в действиях Люка, когда он бросает вызов Алукарду, демонстрирует ему свои достижания, требуя признания от величайшего вампира. На насмешку со стороны Алукарда (“Со скоростью все в порядке”) Люк реагирует с едва сдерживаемым гневом.
5) убежденность в обладании особыми правами (они ожидают автоматического согласия со своими желаниями или особо благоприятного отношения, так как считают, что они всегда в состоянии идти первым, и что другие люди должны перестать делать все, что они делают, и делать то, что хочет нарциссист. Они могут реагировать с болью или яростью, когда эти ожидания не оправдываются.) - Фактически, признание особых прав (права дискриминируемых искусственных вампиров : ) ) - это то, что требует Люк от Алукарда. Не знаю, насколько этот “манифест” можно считать общественным, но очевидно, что Люк отстаивает также и свои собственные права (“Мои способности такие же, как и у вас, природных вампиров”).
6) эгоистично используют людей для достижения своих целей (нарциссист использует других людей, чтобы получить то, чего он хочет, не заботясь о том, чего это будет стоить другим людям.) - На счету братьев Валентайн как минимум армия обращенных в зомби людей. Как максимум - используйте фантазию. Не стоит также забывать о вампирше-стриптизерше, которую браться оставили в ангаре в качестве приманки - и вряд ли их сердца обливались кровью : )
7) недостаток эмпатии (это может иметь две формы: 1. нарциссист может просто не иметь представления о определенных эмоциях и может быть просто не в состоянии правильно интерпретировать эмоциональные сигналы других лиц, или 2. может интерпретировать правильно, но считать эмоции других несущественными и не имеющими отношения к себе, о них стоит знать только в целях манипуляций. Последний является типичным психопатом.) - Люка трудно назвать проницательным человеком. От всех его действий, интонаций, слов создаётся впечатление, что он занят только собственной презентацией и с трудом воспринимает реальность, тем более, когда она выходит за рамки его ожиданий.
8) зависть по отношению к другим и убежденность в зависти со стороны других. - Вызов, брошенный высшему вампиру, а также признаки глубинной ярости в его адрес можно рассматривать как проявление зависти.
9) демонстративно высокомерное, надменное, покровительственное или презрительное поведение или отношение к другим. - Покровительственное поведение по отношению к Яну, высокомерное, надменное и презрительное отношение ко всем остальным : )
Раздавать диагнозы вымышленным персонажам - дело неблагодарное. Однако данный обоснуй кажется вполне правдоподобным, к тому же, удовлетворяется не 5 критериев, а все 9 : ) В любом случае, предлагаю этот диагноз как рабочую версию.
Теперь постараюсь вкратце, на пальцах изложить кое-какие моменты теории нарциссизма.
Нарцисс - это человек без внутреннего ресурса любви. Не буду вдаваться в версии о причинах развития этого симптома, тем более, что версии очень разнообразны. «Голодное» Эго нарцисса постоянно жаждет подпитки поощрением извне - это поощрение выступает как суррогат любви, которую нарцисс не может сам себе обеспечить. Таким образом, представление о том, что нарцисс - это человек, который слишком любит себя, в корне неверно. По сути, нарцисс не имеет собственного устойчивого представления о себе, это его «слепая зона». Его Я-концепция строится на основе сигналов, которые он получает извне - это мнения окружающих, собственные достижения. В каком-то смысле это «человек без кожи». Если бы не защитные механизмы (психологическая «броня»), нарцисс был бы абсолютно беспомощен перед мнением о нем окружающих. Все похвалы он воспринимал бы как свидетельство своей грандиозности, а критику - как доказательство своей ничтожности.
Надо заметить, что нарцисс - это человек, воспринимающий критику во много раз острее, чем человек без НРЛ. Поэтому он «отращивает» мощные и очень примитивные (отрицание) защитные механизмы. Одобряющая информация принимается, а критикующая информация обесценивается, отметается как неверная. Это не нарцисс плохой, а люди вокруг него глупы и неспособны его оценить. Таким образом, нарцисс находится в постоянном поиске поощрения, которым подпитывает своё «грандиозное» я. Личность поляризуется, четко разделяясь на «грандиозную» часть, которая принимается сознанием как единственно верная, и невыносимую «ничтожную» часть, которая отрицается и погружается в бессознательное.
Эта концепция, на мой взгляд, проливает свет на события, произошедшие с Люком в «Хеллсинге». Люк находится в поиске подтверждения собственного могущества. Он провоцирует Алукарда на бой, чтобы, победив его, доказать себе и окружающим, что он лучший.
Я сразу оговорюсь, что я склонна видеть в Алукарде не столько “человеческого индивида”, сколько существо эфемерное, мистическое, психонавтическое даже. Он похож на ночной кошмар, на демона, который приходит по зову. Интегра "звала" Алукарда, когда её пытался убить ее дядя, и он явился на зов, стал её духом-защитником, и в каком-то смысле заменил, погибшего отца. Алукарда "звала" Виктория, когда её пытался убить священник; она добровольно приняла проклятье вампиризма из его рук, так как устала быть "Котенком", над которым насмехаются коллеги, и тоже приняла его как своеобразного отца-покровителя (кстати, родной отец Виктории упоминается в повествовании и представляется очень важной фигурой для неё).
Люк тоже "звал" Алукарда. Не будем сейчас углубляться в то, стал ли Алукард для Люка воплощением отца, я уже писала об этом раньше. В первую очередь, Люк нуждался в достойном противнике (так же, как и сам Алукард). Противнике такого масштаба, победив которого, он смог бы, наконец, заполнить свою нарциссическую пропасть, чтобы, как по мосту, пройти по нему на тот берег, где можно успокоиться и принять себя таким, какой ты есть. Но в действительности, эта пропасть не заполняема, потому что невозможен такой бесконечный Подвиг, которым можно было бы заполнить бездонный колодец души нарцисса. Однако оставим на время Люка и поговорим об Алукарде. Для этого обратимся к юнгианской психологии.
В своих трудах Юнг разрабатывает архетип Дракона (он называет его также Чудовищем, Змеем, Китом). Дракон является воплощением бессознательной, темной, неизведанной части психики. Вот что пишет Юнг об этой части: “Отказ от бессознательного обычно приводит к неудачным результатам; его инстинктивные силы, если ими долго пренебрегать, вступают в оппозицию: Хриза превращается в ядовитую змею. Чем больше отрицательна установка сознания к бессознательному, тем более опасным делается последнее”. Юнг говорит здесь о том, что если бессознательная часть психики слишком сильно и долго подавляется сознательной частью, если сознание не способно вступить с ней в контакт и совершить работу по принятию, то эта бессознательная часть оборачивается против человека, становясь источником кошмаров. Именно этот конфликт символизирует Змей-Дракон. Отмечу, что историческое имя (титул) Алукарда - Дракула - переводится как “дракон”. Если вспомнить текст-атрибут Алукарда в ОВА: "Я Птица Гермеса, пожирая собственные крылья, сам себя смиряю", то это отсылает нас к змею Уроборосу, пожирающему собственный хвост.
В мифологии Дракон обитает в пещере, часто под землей (в случае с ипостасью Кита - под водой). Подземная пещера и подводное пространство в данном случае идентичны, так как символизируют глубины бессознательного. Традиционно дракон охраняет “сокровище, которое трудно добыть”. Это сокровище символизирует Самость. Самость - это центральный архетип в системе Юнга, под которым понимается целостность психики, единство и принятие индивидом всех ее частей, в частности и тех, которые ранее отвергались. Обычно достижению Самости предшествует долгий духовный путь, называемый индивидуацией. В процессе этого пути человек входит в контакт со своими отвергаемыми субличностями и принимает их как часть себя. Идею самости хорошо иллюстрирует диаграмма Тайцзи: белая “рыбка” обозначает сознательную, принимаемую часть, а черная “рыбка” - отвергаемую часть (Тень). Части находятся в динамическом взаимодействии и объединены общим кругом. Собственно, круг, единство противоположностей, Тайцзи - это и есть Самость в психологии Юнга.
Итак, Дракон (агрессивно настроенное, отвергаемое бессознательное) таится в пещере (“недрах” души) и стережет сокровище (желанную Самость, цель пути). В мифах Дракону противопоставлен Герой. Архетип Героя обозначает индивида, совершающего духовный путь, стремящегося достигнуть Самости. Герой спускается в пещеру (подземный мир, океан в случае с Китом), чтобы сразиться с Драконом. Если Дракон ассоциируется с тьмой души, то Герой - это персонаж, отнесенный к солнцу, свету, и часто им символизируемый. Поскольку читатель, наверно, уже понимает, к какой аналогии я веду повествование, здесь мне хочется эффектно блеснуть очередным этимологическим совпадением: имя Люк переводится с греческого как “светлый”.
Если представить, что Алукард для Люка - носитель проекции отвергаемой части, то получается, что Люк, бросая ему вызов, на самом деле стремится вступить с ней в контакт. Подобно Герою, он спускается в подземную пещеру (подвал замка), чтобы встретиться с чем-то, что вызывает у него ярость, чем-то, чье существование он не может принять. Тут вспоминается концепт Тени в психологии Юнга. Тень - это архетип, символизирующий “темную”, отвергаемую, вытесняемую из сознания часть души. И Алукард буквально превращается в тень, когда снимает с себя печать. Он как бы разливается тьмой вокруг Люка, словно Тень, вышедшая из-под контроля. Глаза, которые возникают повсюду вокруг, как будто говорят: “Мы видим тебя, мы знаем, какой ты на самом деле, тебе от нас не скрыться”.
Согласно одной из схем происхождения нарциссизма, ребенок, - будущий нарцисс - претерпевает унижение, которого не может вынести. Часто это связано с высокими требованиями со стороны родителя ("ты должен быть лучшим") в сочетании с невозможностью их оправдать ("ты ничтожество"). Это лишь один из вариантов, история каждого нарцисса индивидуальна. Однако, согласно этому подходу, есть одна общая черта: ребёнок испытывает чувство собственной плохости, настолько непереносимое, что его психика вынуждена подавить, загнать это ощущение в подсознание и оставить в сознании только более приятную часть конфликта - представление о том, каким ему должно быть (“грандиозная часть”). Так формируется нарцисс с его кажущейся самовлюбленностью, за которой кроется глубокое неприятие себя. “Ничтожная” часть нарцисса скрыта от него самого, “захоронена” на “нижних этажах” его души.
К сожалению, для нарцисса нет среднего варианта - он не может принять, что в чем-то он не очень плох, но и не очень хорош - он может либо пребывать в мании величия, либо впасть в ничтожество. Чтобы не произошло последнего, нарцисс наделен мощнейшими защитными механизмами. Но если их оборона все же смята, нарциссу приходится предстать беззащитным перед своей ничтожной частью.
Думаю, Алукард - не столько сама ничтожная часть, столько та фигура, которая несёт в себе информацию о ней. Он выступает в роли разоблачителя, судьи, возможно, образа того самого могущественного родителя из детства. Фактически, он призван не унизить Люка, а провести его через испытание встречи с самим собой (потенциальную индивидуацию), вернуть его к тому исходному переживанию (недаром считается, что человек, переживший травму, помимо своей воли воссоздает травмирующую ситуацию снова и снова, как будто чтобы что-то изменить, чтобы исход на этот раз был другим). Даже красная цветовая гамма образа Алукарда обретает смысл: красный цвет - это цвет сильнейшего переживания, ярости, но также и цвет стыда. Алукард сминает всю психическую оборону Люка; Люк к этому не готов, он не проходит испытание. Приговор судьи очевиден. Для нарцисса третьего не дано: или пан, или пропал. И для доведенной до абсолюта ничтожности есть только один доведенный до абсолюта исход - самоотрицание, уничтожение, смерть. Алукард лишь приводит приговор в исполнение в соответствие с внутренней логикой самого Люка, и, в конце концов, поступает с ним благородно, убивая его, так как если бы он действительно хотел унизить врага, он бы оставил его в живых; даруя же ему смерть в бою, он, во-первых, уважителен, во-вторых, милосерден.
Попробуем свести все воедино. Иногда в нашей жизни наступает время, когда нас утягивает глубоко внутрь себя. Нам хочется уединиться, мы впадаем в некое подобие духовного сна, где блуждаем среди странных образов и кошмаров, встречаемся с собственными тёмными сторонами, заниматься тем, что у одной музыкальной группы названо "ловля злых зверей в подземном мире души". Этот процесс может принимать форму депрессии, но это единственный способ встретиться лицом к лицу с самим собой. Тот, кто переживёт эту встречу, обретет "сокровище, которое трудно добыть".
Люк, как человек крайне рассудочный, с высоким самоконтролем, находился в глубокой изоляции от собственного бессознательного. Неудивительно, что пребывая под таким жестоким давлением, Ид набирал силы, ярость, отращивал когти и клыки. Прорыв произошёл внезапно, как взрывается вулкан; Люк, привыкший справляться со своими глубинными импульсами насильственным путём, был не готов к интеграции, он даже не был готов увидеть отвергаемую часть. Он вступил с ней в нервный бой и пал жертвой собственной Тени. Возможно, если бы он действовал более осознанно, если бы обладал большим ресурсом принятия, эта встреча произошла бы не так стихийно и путь Героя завершился бы успехом. Юнг пишет: "Тень становится фатальной, когда жизненное начало ослабевает и уменьшается или у героя остаётся слишком мало сознания, чтобы завершить начатую им героическую задачу".
***
Наверное, мне хочется сделать какой-то конструктивный вывод из всего сказанного. Часто зрители делят Люка на «до» и «после» снятия печати, настолько разительно он меняется. Я даже знаю человека, который не верит в ипостась «после», считая, что Люк не мог вести себя так недостойно. Однако, как мне кажется, большинство наблюдателей распространяют вторую, «ничтожную» субличность на всю личность в целом, приходя к выводу, что вся бравада Люка была напускной, что то, что мы видели в начале, было не более, чем фейком, и на деле это персонаж-пустышка.
В действительности, разделяя личность Люка на «грандиозную» и «ничтожную» ипостась, а тем более, распространяя «ничтожную» ипостась на всю личность, мы впадаем в его собственный нарциссизм. Духовная задача в том, чтобы собрать этих двух разных людей в одного человека, как бы это ни было сложно. В человека, у которого есть сильные и слабые черты, который в разных ситуациях показывает себя с разных сторон, человека, несущего в себе внутренний конфликт, олицетворяющего собой противоборство силы и слабости, происходящее внутри него.
PS. Перечитывая рассуждение, я вижу, что в нем есть некоторые несостыковки: например, сначала я пишу, что спуск Люка в подвал мотивирован заполнением нарциссической пропасти и получением суррогата любви, а потом пытаюсь объяснить это через конструктивный процесс индивидуации. Наверное, я не буду ничего убирать, это отражает ход моих мыслей. Я думаю, эти аспекты на самом деле совместимы, если опираться на более глубокий слой. Поиск любви. Поиск самопринятия. Возможно, и более поверхностный (стремление к суррогату любви), и более глубокий уровень (стремление к объединению с отрицаемой частью) присутствовали в этом мотиве. Оставлю эти размышления в качестве домашней работы читателю : )