Чтобы слегка разбавить засилье армян в своем журнале, снова отложу вторую часть про гульбенкяновский арт-центр. Зато расскажу про Морской музей.
Морской музей располагается в монастыре Жеронимуш, те. святого Иеронима. Монастырь занимает весьма большую площадь и очень красив, весь украшен искуснейшей резьбой по камню и сам по себе произведение искусства, если начать про него писать, то до музея не доберусь. Буквально два -три слова - построен в 1502 году королем Мануэлем I на месте дома, где да Гама и его команда молились о благополучном плавании перед отъездом в Индию. Монастырь был построен в память о путешествии Вашку да Гама и в благодарность Деве Марии за его успехи.
http://allcastle.info/europe/portugal/004Здесь сам Вашку и погребен, а недалеко от него - поэт Луиш де Камоэнш (Камоэнс), автор эпической "Луизиады", в которой он прославил триумф капитана и его команды.
гробница Васко да Гамы
Как я уже упоминала в посте про белемское кафе, монастыри были упразднены как религиозный институт в 19в, однако португальцы не стали ни взрывать, ни портить монастырские здания, а распорядились ими с умом и толком.
При входе в музей, в просторном холле восседает бронзовый Генрих Мореплаватель. Португальский принц, жил в 15в; сам не плавал, но организовал морские экспедиции к островам центральной части Атлантического океана и берегам Африки, за что в 19 в. и получил прозвище "Мореплаватель", основал в Сагрише обсерваторию и мореходную школу, куда приглашал преподавать лучших европейских ученых, способствовал развитию португальского кораблестроения и заодно, чтобы уж два раза не вставать, наладил вывоз рабов с африканского побережья в Европу. Такой вот научно - ...гм...практический подход.
Вся экспозиция посвящена истории мореплавания Португалии до наших дней. Музей поделен на две части - в одном помещении древние объекты и выставка в хронологическом порядке, а в другой, под застекленным потолком - плавательные суда небольшого водоизмещения в натуральном виде и кое-что из сопутствующих предметов.
Невозможно оторваться от моделей кораблей, выполненных с соблюдением мельчайших деталей. Как-то даже странно, что по вантам не карабкаются маленькие матросики, не должно не быть людей на таком корабле!
А это - самый старинный экспонат музея, деревянная фигура архангела Рафаила, сопровождавшая команду Васко да Гамы во время его плавания в Индию.
Множество подлинных инструментов для определения координат судна в море. По невежеству своему я думала, что секстант (два нижних фото), существует в единственном конструкционном варианте, как, например, компас. Позор джунглям, м-дя.
А также октант:
Это планшир? (я не совсем уверена, на табличке значилось "replacing circle, also called gunwale", и упоминается, что прибор "использовался для определения долготы при измерении горизонтального угла между Луной и звездами зодиакального созвездия", языковые ресурсы дают перевод "планшир", но планшир - это "горизонтальный деревянный брус или стальной профиль (стальной профиль может быть обрамлён деревянным брусом) в верхней части фальборта", а прибор на снимке больше похоже на теодолит. Кто-то может прокомментировать?:
И еще множество приборов. Читая эти названия, я вспомянула добрым словом и Жюльверна, и Майнрида, и Гончарова, и Станюковича, и Р.Л. Стивенсона, и Конандойля, потому что в детстве очень хотелось нестись по страницам вперед, чтобы узнать что было дальше, а не тормозить для выяснения, как хоть выглядят все эти сектанты-астролябии, и картинок с изображением этих предметов в детских книжках времен моего детства я что-то не помню. Наверное, художники сами не знали, как все это рисовать.А у вас были книжки с такими картинками?
Но вообще многое из прочитанного на морскую тему становится понятнее.
В том числе и такие, о которых неспециалисты, наверное, и не слышали никогда. Например - думареск, назван по имени изобретшего прибор лейтенанта Королевского флота Джона Думареска в 1902г, использовался для корректировки ведения огня по кораблю противника с поправкой на движение обоих судов - собственного и вражеского.
Всю экспозицию ... я бы сняла, если б мне дали дня три с ночевкой в музее, это безумно интересно. Там есть образцы корабельного оружия, походные триптихи-складни, портреты, носовые фигуры кораблей, мундиры, даже воссозданы интерьеры королевских кают:
Потом по переходу через крытую галерею попадаем во второй отдел музея (см. 2 часть).