Биографии и биографы.

May 21, 2014 14:08

В целом, мне нравится серия ЖЗЛ издательства «Молодая гвардия». Недавно мной была прочитана биография Марии Волконской, сейчас я переключилась на Моцарта. Месяц назад закончила читать биографии Нерона и Калигулы. Биографические произведения не только описывают жизнь своих персонажей, но и весьма точно отражают характер автора. Автор биографии - человек, который всегда находятся как бы за кулисами, но при этом сильнейшим образом влияет на читательское восприятие. Человек не может писать биографию, целиком абстрагируясь от своего персонажа: он пропускает через себя его жизнь и его мировосприятие. Так или иначе, мы всегда увидим отношение автора к личности, жизнь которой он описывает.

Редкий случай, когда биографии написаны с минимумом эмоций и максимум исторических фактов. Таковы, например, биографии Нерона и Калигулы, написанные одним автором - Игорем Князьским. Кроме этого, к таким биографиям я бы отнесла работу Германа Герстнера «Братья Гримм».

К сожалению, немало авторов допускают чрезмерные эмоциональные вольности. Это было бы приемлемо для художественных произведений, для документальных и даже научно-популярных такая излишняя экзальтированность кажется избыточной. Взять, например, биографию Марии Волконской (Раевской), написанной М. Филином «Мария Волконская: «Утаённая любовь» Пушкина». Это насыщенная, интересная книга, но у нее есть весьма существенный, на мой взгляд, недостаток. У автора определенно есть, как мы бы сейчас сказали, ОТП. Филин не просто убежден, что Пушкин был влюблен в Марию, но и делает весьма вольные допущения о том, что у них был настоящий роман. Он так подробно описывает эмоции Марии, что складывается впечатление, что она лично ему их пересказала. Филин даже описывает диалог между Марией и Пушкиным, как если бы присутствовал при нем. При этом ни одного действительно убедительного доказательства какой-либо связи Марии и Пушкина в биографии не приведено. Кроме «Пушкин рисовал Марию на полях»… Кстати, рисунок этот тоже приведен, и если сравнивать с портретом госпожи Волконской, с тем же успехом это могла быть любая другая женщина.

Это одна крайность - далеко идущие выводы при слабой доказательной базе. Другая крайность - склонность к оправданию персонажей. Особенно это касается известных писателей, композиторов и, конечно, политиков. Биограф Вольфганга Моцарта Марсель Брион описывает детство будущего композитора. Он повествует о том, как много отец мальчика Леопольд сделал для развития таланта сына, как он рекомендовал его лучшим домам Австро-Венгрии… Если же взглянуть на ситуацию здраво, все оказывается далеко не так благостно. Леопольд был вполне успешным музыкантом, не бесталанным, но и не выдающимся. Он спроектировал свои амбиции на сына, проча ему великое будущее. Обычная, в общем, ситуация. Он таскал с собой шестилетнего ребенка по всей стране, демонстрируя его талант, как цирковую диковинку. У мальчика было огромное количество домашних концертов ежедневно, по сути, рабочий день взрослого человека. Если это не домашнее насилие, то я не знаю, как это назвать. Но Марсель Брион склонен оправдывать такое поведение Леопольда, так как в итоге, будущее мальчика обернулось славой.

Автор, решивший взяться за написание биографии, должен заранее задать себя вопрос, согласен ли он остаться на вторых ролях. Биограф хорош, когда он остается за кулисами. Когда он пытается встать рядом со своим персонажем, разделить с ним славу и известность, ему лучше предпочесть художественную литературу.

ЖЗЛ

Previous post Next post
Up