Сегодня я хочу вам рассказать о так называемом "квир-танго". Иначе говоря, "однополом" танго (queer - англ. странный, ненормальный). Нет-нет, никаких пикантных историй про геев или пропаганды нетрадиционных устоев. Только танец, только история... Несмотря на то, что "квир-танго" считается новым направлением в аргентинском танго, во многом он гораздо более аутентичен, чем всем известное танго-салон.
Click to view
Как говорится, все новое - хорошо забытое старое. Само танго изначально считалось исключительно мужским танцем. Зародившись в бедных кварталах Буэнос-Айреса ("орильи") в конце XIX века, оно не имело ни строгих правил, ни определенного состава оркестра. Существует мнение (многие убеждены, что это просто миф), что танцевали его в борделях и притонах самого низкого пошиба. Обучаясь у сутенера, мужчины одновременно скрашивали себе таким образом время до "интимного свидания" и готовились к нему.
Гораздо более правдоподобной кажется причина в банальном недостатке женщин. С приходом европейцев в 1900-х годах парный танец мужчины и женщины попал под запрет. Женщины перестали танцевать на улицах, и что же оставалось мужчинам? Конечно, продолжать танцевать друг с другом!
"Общество, в котором начинали танцевать танго было преимущественно мужским (70%), из-за этого в приличных кругах оно танцевалось только в мужских парах, поскольку церковь навязывала свою мораль и не дозволяла мужчине и женщине на уроках танца танцевать вместе. <...> Официально этот запрет высказал Папа Пий X"
Juliana Hernández Berrío: El Tango nació para ser bailado.
Еще одна, довольно веская причина танцевать танго в однополых парах заключалась в банальной саморекламе. В силу того, что в начале века мужчин в Буэнос-Айресе было значительно больше, чем женщин, конкуренция была высокой и жесткой. В этом смысле, возможность попрактиковаться в ведении с другим мужчиной была безусловным бонусом: юноша мог очень долго совершенствоваться прежде чем выйти на настоящую площадку для пар, куда допускались только очень хорошие танцоры. Процесс обучения танго начинался с того, что молодой человек просто приходил на мужские практики и наблюдал. Затем у юноши появлялся старший наставник, который учил его следовать, то есть танцевать женскую партию. Когда мастер считал, что партнер готов, он приступал к обучению мужской, ведущей партии. Как правило, это действительно занимало много времени - около года мужчина учился исполнять только женскую партию. После этого, когда партнер был окончательно готов (для этого часто требовалось около 3 лет!), его учитель сопровождал его на большую милонгу, чтобы организовать его танец с женщиной.
"Из-за недостатка женщин, у мужчин было всего два способа сблизиться с прекрасным полом: нанести визит проститутке или пригласить женщину на танец. Мужчины, танцующие вместе, искали лучший способ сделать даме приятное во время танца. Они готовились к тому долгожданному моменту, когда она, наконец, окажется у них в руках. Эти мужчины и стояли у истоков Танго".
Christine Denniston, Clichés about Tango. Origins of the Dance
Постепенно, с приходом в Европу, танго приобретает популярность в качестве танца аристократических салонов уже в известной нам форме. Тем не менее, сохранились французские и американские открытки первой половины XX века, изображающие женские танго-пары.
К сожалению, этот своеобразный ответ мужскому танго, оставил после себя гораздо меньше документальных источников, зато весьма разнообразную иконографию с оттенком вуайеристских акцентов:
"Родина этих картинок и одновременно место интронизации танго в качестве универсальной моды, - Париж.
По большей части анонимные изображения женщин, тесно прижимающихся друг к другу, призваны были польстить самолюбию мужчины и поощрить его. Едва ли можно увидеть на этих открытках подтверждение женской пристойности, их целью было польстить и соблазнить зрителя.
С одной стороны, флирт между женщинами или откровенный женский гомосексуализм действительно практиковался в кругах богемы и считался вполне приемлимым. С другой стороны, кабаре, с их ролью в качестве пути к сексуальному эскапизму, также нашли свое место в обществе.
Дошедшие до нас изображения танго между женщинами могли служить обеим целям".
Alberto Mariñas, They dance alone…(Ellas bailan solas..)
Вскоре оригинальный однополый танец стал забываться, а затем его и вовсе запретили. На общественных милонгах разрешено было танцевать только в классической паре "мужчина-женщина".
Что касается современной формы "Квир-танго", оно зародилось в середине 80-х годов прошлого века, в Гамбурге. Там же была проведена первая ЛГБТ-милонга в 2001 году. Интересно, что если в стандартном, классическом танго роли ведущего и ведомго прочно закреплены за мужчиной и женщиной, то в "квир-танго" партнеры легко меняются ролями прямо во время танца, как это хорошо видно на видео.
Сейчас фестивали "Квир-танго" проводятся в Аргентине, Дании, Швеции и США. В бастионе традиционного гетеронормативного танго, Буэнос-Айресе, первая "Квир-милонга", La Marshall, открыла свои двери для ЛГБТ-пар в 2002 году.
Click to view