Об образовании

Aug 18, 2016 11:52




Фото в иллюстративных целях
В частности, о школьном.

Никогда не понимал, какого рожна школьникам голову забивают всякой условно бесполезной ерундой, не обучая при этом жизненно необходимым умениям. Кому кроме избранных пригодились в жизни, например, интегралы? А вот практических навыков что в школе, что в заведениях рангом выше, дают с гулькин нос. Исключениями можно считать профессиональные училища и техникумы. Правда, контингент там, как правило, учится тот еще. Да и навыки дают только узкоспециализированные - будущего сантехника, скорее всего, не учат электрике.

Кто после школы умел, скажем, паять (научившись этому именно в школе, а не в кружке юного техника)? А кто умел люстру собрать, повесить и подключить? Да, физика была у всех. Там в общих чертах рассказывали про сопротивление, напряжение и т.д. Даже лабораторные работы какие-то были: собери три проводочка, подключи их в сеть и смотри, как загорелся светодиод. Здорово, но не то. Потому что практика - вещь куда более суровая. Берёшь в руки инструкцию к китайской люстре, а там какая-то неведомая куета что-то невнятное нарисовано, куча всяких винтиков и коробочка с пачкой проводочков прилагаются. Гугл, конечно, вещь полезная и обязательно поделится секретами подключения любого устройства. Однако хотелось бы иметь хоть какие-то базовые навыки до обращения к поисковику. При этом даже самая полная видеоинструкция не гарантирует, что вы не перепутаете провод заземления с фазой или нулём. Как результат можно получить сгоревшую люстру или перегоревшие в ней лампочки, а то и короткое замыкание с оплавленной проводкой, вызовом пожарных и устранением очага возгорания.

В учебных заведениях дают в основном теорию, лишая практики. Голая теория без практики - это, по сути, деньги на ветер. Теория, не подкреплённая практикой, быстро выветривается из головы, оставляя лёгкое недоумение (к слову, лёгких недоумков последнее время всё больше). А даже если и нет, поможет знание закона Ома подключить китайскую люстру? Маловероятно. Я не говорю, что закон Ома знать не нужно, но и вызывать электрика, чтобы подключить люстру - дорого и бессмысленно. Закон Архимеда даже вместе с законом Паскаля не помогут поменять прокладку в кране.

Кто-то наверняка скажет, что школьное образование служит другим целям, что школа не обязана давать какие-то знания, которых сейчас нет в школьной программе. Я отвечу, что первоочередная задача школы - подготовить человека к взрослой жизни. Как правильно заполнить налоговую декларацию, как и в каких случаях можно обращаться в суд для защиты своих прав и интересов, как пользоваться ручным и электрическим инструментом, как подобрать нужный инструмент к нужной ситуации, как не взять кредит под грабительский процент, как экономить (как вариант, как правильно распоряжаться доступными финансами), как избежать уловок мошенников - вот таким вещам должна учить школа в обязательном порядке. Разумеется, в школе дети приобретают полезные знания, которые могут понадобиться во взрослой жизни. Но их явно недостаточно в явного перекоса в сторону теории.

Наверняка найдутся и те, кто, жалея детей, будет говорить об и так перегруженной школьной программе. Не спорю, в ребёнка пытаются впихнуть много и сразу. Только почему-то не задумываются, что впихивают не то. База должны быть общей у всех, а углубленное изучение определённых предметов - сугубо по желанию. Годам к 14 человек уже в состоянии понять, что, к примеру, высшая математика ему не нужна, зато физикой он бы занимался с превеликим удовольствием. Вот пусть бы и занимался физикой, оставив математику тем, кому она легче даётся. Но навыки, про которые я говорю, должны идти в базе по умолчанию.

В общем, нужна реформа. Про это говорят давно. Жалко только, что все попытки реформировать наше образование выглядят коряво. Старую систему уже разрушили, а новая работает с каким-то скрипом. В итоге новые выпускники умеют бодренько проставлять галочки в нужных клеточках во время ЦТ, но уже имеют смутное представление не только о практике, но и о теории.

Наверное, такое поколение людей кому-то нужно. Очень хочется надеяться, что я не прав, и рано или поздно, школа снова станет трамплином, с которого молодые люди смогут легко и непринуждённо стартовать в завтрашний день и не делать испуганные глаза при столкновении с проблемой бытового характера. А пока имеем то, что имеем.

образование, практика, навыки, мысли, школа, польза

Previous post Next post
Up