Это я о фильме Нила Джордана "Отважная"...
Эрика Бейн ведет на радио авторскую программу "Прогулки по городу", в которой с любовью рассказывает о жизни Нью-Йорка, и готовится к свадьбе. Но эта жизнь внезапно обрывается, когда она гуляет по Центральному парку с женихом и собакой.
В туннеле у Strangers Gate на них нападают трое отморозков. Дэвид умирает от полученных ран, а Эрика пробуждается из комы в совсем другом городе и совсем другим человеком. За ней повсюду следует тишина, там где она ждет увидеть любимого человека, а город вдруг становится пугающим и чужим. Словно она так и осталась в темноте того туннеля.
Новая жизнь начинается, когда Эрика, пытаясь справиться со страхом, покупает пистолет.
А может, это она покупает новую судьбу, потому что незаметно для себя самой Эрика начинает вершить самосуд. И теперь, когда она смотрит на себя в зеркало, в отражении она видит незнакомку, у которой не дрожат руки, когда та стреляет в человека.
Почему-то все рецензии в возмущении обсуждают именно эту тему - тему мести и самосуда, морали и справедливости.
Нил Джордан не об этом снимает фильмы. Он снимает фильмы о судьбе, которая ведет за руку человека, когда тот потерял себя. О помощи беззащитным. (Кстати, у беззащитных и сирых в фильмах Джордана всегда одно лицо - лицо юной шлюхи).
О преданности, какую могут дарить только те, которым больше нечего дать.
И в самых неприглядных обстоятельствах, рассказывая о шлюхах и убийцах, Нил Джордан по сути проповедует христианские заповеди...
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими...
Не случайно в самом жутком его фильме The Butcher Boy (
Мальчик-мясник) главному герою является Дева Мария.
Чтобы понять "Отважную" нужно понимать жесты, которыми объясняется режиссер. Этот фильм - хотя в нем и не снимается Стивен Ри)) - тоже о том, как неслышно и неотвратимо приходит судьба и приходит любовь, рука об руку, всегда вместе.
Собственно, это дело самого зрителя решить, что стоит за интересом друг к другу и взаимопониманием мстительницы-журналистки и полицейского - чувство или азарт преследователя и жертвы.
И, наконец, фильм о том, что главный выбор, который стоит перед человеком, как говорит героине соседка, - это умереть или жить. Жить сложнее.
Фильм не об оправдании самосуда. Напротив. Фильм о понимании, о прощении, о жертвенности любви. (Как и другие фильмы Джордана). Именно это - свет в конце туннеля. Именно они могут остановить волну насилия.
Я бы не сказала, что конец фильма счастливый. Но он - о возвращении к себе. И в конце кровавого пути героиня наконец-то начинает узнавать в незнакомке себя.
Она делает свой последний выстрел, и у нее дрожат руки. Вот и все. Пистолет она отдает, и он вложен в мертвую руку убийцы Дэвида.
Эрика опять стоит у тех же ворот в Центральном парке, и к ней бежит ее украденная и вновь нашедшаяся собака.