С Днем рождения, Эдик. Из " Правдивых историй о маленьких людях"

Aug 21, 2008 14:38

С днем рожденья, Эдик

Щебетунья-бабушка со своей элегантной дочерью и не менее элегантным внуком-молчаливцем двух лет, уже собирались уходить. Внук тихонечко ковырял в носу, Эля это видела, но не выдала его. Его родительницы внимали последним наставлениям Эли, стали раскланиваться, спасибо-спасибо, как приятно было вас слышать, вы нам подарили надежду, зимой заглянем, Наташенька ты записала, какие пособия купить, вот Вам к чаю…тут возникла небольшая заминка, так как Эля до сих пор за 10 лет практики так и не привыкла к возникающим у родителей спонтанно или продуманно позывам накормить её сладким. Из соображений чисто вкусовых Эля сладкое практически не ела и не пила. И вообще ей казалось неловким получать что-либо от людей, а потом, пятого числа еще и от государства… Поэтому милое семейство смутило бедного логопеда своим искренним порывом. В результате расшаркиваний пришли к компромиссу - приятному специалисту шикарная коробка невероятных каких-то конфет, а молчаливцу - мармеладку. Молчаливец тут же ожил и уже более благосклонно взглянул на мучавшую его дурацкими вопросами целых полчаса тетку в белом халате.» Надо было сразу его угостить»,- запоздало подумала Эля.
«До свиданья, до свиданья, уф…последние,» -
подумала логопед…она взглянула на лист записи - милое семейство было последним, на одиннадцать тридцать,
,а сейчас уже было ровно двенадцать, в принципе, можно уходить, занятий не было…
«конфеты-то прикольные - разглядела сладкое «спасибо» …. вот, девчонок угощу…Какая -то новая марка.» Эля, стала расстегивать пуговицы на халате. Убрала в стол журнал первичного приема. Достала сумку - прикинула - влезет ли презент. Не угадала - не влез, пришлось доставать целлофановый пакетик. « Вот, а от детей требуем, чтобы доску Сегена собирали, используя зрительное соотнесение», - усмехнулась она. И тут за дверью раздалось какое-то скрябанье. Дверь скрипнула и в щелку протиснулось сероватое, какое-то абсолютно лишенное индивидуальности лицо. Как маска инопланетянина.
- А… - раздался сипловатый голос. Потом добавилось уверенности - А Вы нас примите. Мы только перед садиком. - Тетка не спрашивала, а утверждала. Она не сомневалась, что её примут. - Я мать-одиночка. Мне на две минуточки. Штампик поставить.
- Извините, мой рабочий день закончен, - сказала Эля немного раздраженно. Во-первых, разозлилась на себя, что не закрыла дверь на ключ - очень неприятно было стоять перед родительницей в одной туфле, согнувшись. Во-вторых, всегда пасовала перед тетками, идущими напролом. Эля выпрямилась.
- Вы записывались?
- Да нет, там утром не записаться. В десять уже все места заняты, - добродушно сказала тетка. Она прошла в кабинет, таща за собой какой-то серо-белый комочек на тонких ножках.
- Люди к восьми приходят, - сказала Эля, надевая халат обратно. Ей показалось, что малыш - грязный.
- Ой, я так устаю, Вы что! Да там и к восьми не протолкнуться, мне соседка говорила.
Эля знала, что записаться тяжело, так как район был большой, а логопед в поликлинике один, но ей показалось, что мамашка и не пыталась. Просто сразу пришла, уверенная, что или нытьем или скандалом добьется, чтобы её приняли.
Эля села за стол. Достала журнал, ручку, печати, тихонько оглядывая мальчика и мать. Ребенок, почему-то был в одних колготках, не шортиков, ни брючек, в замызганной футболке с изображение Олимпийского Мишки. Эля Мишку любила, наверное больше Чебурашки в детстве. Но тут он у неё вызвал какое-то неприятное ощущение. Боже, откуда они взяли эту футболку! Мать поставила ребенка перед собой, слегка зажала его коленками в пестрых от пятен джинсах. Однако джинсы были с вышивкой и остатками блестяшек. « Наверное, отдал кто-то - усмехнулась Эля, - вон как тетка-то принарядилась на старости лет.» Мать ребенка выглядела лет на пятьдесят. Может, ей было лет сорок, но выглядела не очень, наверное, родила поздно.
Вдохнув сложный аромат дыма, несвежей еды, пота и прокисшего алкоголя, Эля поняла, что мамаша, скорее всего, не дура выпить, а еще вернее, настоящая алкоголичка. Но с претензией на то, чтобы считаться женщиной. На ногтях - облупленный фиолетовый лак, сальные мелированые
волосы заколоты достаточно симпатичной заколкой, в ушах сережечки. Даже, кажется, золотые. Набрякшие веки косо тронуты сиреневыми тенями. Губы ядовито-розовые, блестят. А зубов не хватает. Худенький мальчик, бросал из-под нечистой отросшей челки вялые взгляды в сторону шкафа с игрушками.
- Отпустите его. Пока я карту заполню, пусть поиграет. - Мать вяло разомкнула коленки, молча оттолкнула мальчика от себя. Тут бочком подошел к шкафу и замер. Эля поняла, что боится.
- Возьми, что хочешь, поиграй пока, потом поставишь на место. Что тебе понравилось?
- Мафинку мофно, - кажется, спросил мальчик. - Вернее, пробормотал что-то про себя, но Эля научилась уже телепатически понимала некоторых детей.
- Возьми машинку, - разрешила. Мальчишка взял старый, времен олимпиады, трактор, без деталей, с когда-то синей, а теперь серой кабинкой и стал тихонько его возить по полу. При этом приговаривал « уУ-уУ», изображая то ли милицию, то ли скорую помощь.
Эля открыла карту и замерла, увидев данные по родителям. Мамашка была младше её лет на семь. Это серая, облезлая девица, похожая на пенсионерку, точно родилась после Олимпиады ( ну, откуда же они выкопали эту футболку, с какой помойки? Что я застряла на этой футболке!) Эля не была ханжой, у неё была пара знакомых алкоголиков - один просто гений, другой - тусовщик, еще у неё была очаровательная знакомая, у которой просто сметало мозги после бокала пива, а пивом та не ограничивалась и сметала потом весь алкоголь, который находила- водку, мартини, вино. Но они почему-то все равно были похожи на людей, а не на зомби.
- Жалобы есть? Что-то беспокоит в речевом развитии…
- Да нет, болтает что-то…Не разобрать ничего, но болтает.
- Беременность, роды были нормальными? ( а то я не вижу, зачем я это спрашиваю?)
- Да.
-Первые слова в год были?
-Да я не помню! - удивилась. - Это ж когда было. Может и были. -
Эля вздохнула. Тут дверь открылась и заскочила педиатр Нина Сергеевна.
- Эля Марковна, - игриво начала она, но, увидев пациента, заговорила немного суховато. - А Вы разве сегодня не до двенадцати? Я думала, вместе до остановки пойдем, мне надо в тридцатый дом зайти…
- Ну, тут вот еще пришли, - виновато пожала плечами логопед.
- Ну, до завтра.
-До завтра…. Эля проводила завистливым взглядом Нину, та, хотя еще и пошла по младенцам, все равно выйдет сейчас на улицу. В цветение мая…
-Итак. Ну, примерно вспомните…..вот он пошел, слова были.
Мамашка опять пожала плечами. Эля полистала карту….Невропатолог написала, СПНРВ*, мышечная дистония*,
иногда, бывало, она добавляла пару слов про речь ребенка, но в этот раз не повезло -сия семья после года практически не показывалась ни к кому. И кроме ПЭП* и дистонии в карте никакой больше информации не было. Эля опять глянула в данные родителей, может помнилось, запомнила зачем-то имя беспутной мамахи.
- Я смотрю, Ольга Павловна, Вы редко бываете у специалистов, - Эля машинально облизала губы, порылась в карте еще, чертыхнулась беззвучно. Пустая карта, ноль информации, пару болячек, типа ОРВИ*, до года еще взвешивали что-то там по мелочи, ага, проведена беседа о пользе грудного вскармливания, ага, там небось молоко пополам со спиртягой было. Если она его еще кормила, Эля прекрати, скомандовал себе мысленно. Не имеешь права. Это родитель, а это ребенок, не уклоняйся. Стала переписывать дату рождения в журнал приема и опять невольный вздох вырвался, у малыша был день рожденья.
- Эдик, иди сюда, сколько тебе годиков?
Мальчик робко подошел, сжимая трактор. Посмотрел прозрачными глазами.
- Он стесняется, - сказала мамашка, машинально полезла в карман, вытащила сигареты, засунула обратно. - Ты скажи, доктор он так все говорит, ну, не разборчиво, так маленький еще, а так говорит. Ты скажи доктору, сколько тебе лет? Тебе четыре с половиной, тьфу, тебе пя-ать ле-ет, да?
Мальчик молчал. Эля открыла большой альбом:
- Давай посмотрим, ты машинки любишь, давай поищем здесь машинки.
- Фамофваа, - вдруг сказал Эдик.
- Самосвал? Правильно, а это…
- Хуфавик…
Про самолет он сказал « летает», про автобус « машина», из животных назвал зайца, кошку и собаку. Морковку причислил к фруктам, но при этом несколько раз безошибочно выделил четвертый лишний и смог, к элиному удивлению разложить сюжетные картинки правильно. Рассказ, кончено, сам составить не смог, но по вопросам, кратенько так почти прилично. « А если с ним заниматься, то может и ничего. К невропатологу, путь попьет там …, просто нормально покормить полгода, книжки ему почитать..» - поползло у Эли. Дальше, больше - мальчишка в принципе прилично справился с такими страшными словами, как подстаканник, милиционер, да и нормально ориентировался в предлогах. Черт, а в логопедический сад-то его не удастся запихнуть, тут скорее педагогическая запущенность. Хотя, в принципе, словарь бедный.. Звукопроизношение - ужасно, дизатрический компонент, Эля еще даже не смотрела толком рот, но характерный прихлюпывание на каждом звуке говорило само за себя. А девочки будут только рады относительно «легкому» дитенку. Хотя, семья конечно… специфическая семья, чего уж тут.
Девочки могут и заартачиться. С другой стороны, там старший логопед - жалостливая тетка…И ведь есть в спецсаду,
кажется, одно место. Такая будет только рада, что не ей заниматься. Дома-то ни черта не делает. И не будет. Эля улыбнулась. Попыталась улыбнуться. Мысленно плюнула и решила, что имеет право сказать так, как думает.
- Ольга Павловна, ну, что я могу Вам сказать. У Вас ребенок, все-таки малость запущенный (опять эта проклятая корректность! Не малость. А ого-го как).
- Как это запущенный?- зыркнула на Элю, как несытая дворняга с остановки.
- Ну, смотрите, словарный запас маленький, самые обычные вещи не смог назвать. Ему нужны специальные занятия с логопедом. В логопедическом…
- Нет, нет, нет, - замахала руками мамашка. - Мы уже получили путевку.
- У вашего сына проблемы. Логопедические. Как он в школу-то пойдет!
- Ой, до школы-то времени полно, - мама Эдика посмотрела на логопеда насмешливо. Неужели какая-то докторица лучше знает, что с ребенком делать?
Неожиданно, у Эли заболел живот, как в детстве, когда неожиданно вызывали к доске, или в автобус входил контролер. Ей захотелось немедленно удавить, именно удавить или хотя бы отхлестать эту наглую девку, забрать Эдика домой, отмыть, переодеть, накупить игрушек.
Эля стала говорить четко, короткими фразами, как обычно разговаривала с детьми на занятиях.
- Послушайте меня. В пять лет дети должны говорить лучше. Ему нужен логопед. В саду с ним будут заниматься. Каждый день. Кстати, не факт, что его возьмут. В логопедический садик тяжело попасть.
- И не надо, - фыркнула мамашка. -Нормальный у меня Эдька. Не надо его к дуракам всяким. А плохо говорит, так научится. В садике простом, поди, тоже занятия будут.
В окошко билась какая-то летучая насекомая тварь. Падала, звенела, опять билась. Эля, не выдержав, встала, потянулась к окну и пришлепнула несчастное создание дневником посещений. В кабинете стало тихо.
- Вы нам просто штампульку поставьте в карту, - миролюбиво предложила женщина.
- Я поставлю, но давайте я еще характеристику на комиссию напишу. Вы только попробуйте. - Почти жалобно попросила Эля. Она устала, она ненавидела себя за то, что брезговала мальчиком с его испуганными глазами на нечистом личике. Она злилась на себя, потому, что не находила слов, чтобы добраться до разума этой коровищи.
- Я же не говорю, что Эдик - дурак. И же не отправляю его в коррекционную группу. В логопедической группе занимаются нормальные дети. Очень даже умные. Просто говорят плохо. Меня многие родители умоляют дать направление. Комиссия послезавтра, отчего не сходить?
- Не пойду. - На Элю при этом посмотрела с раздражением, как на назойливую муху. - Нам этого не нужно. Он у меня нормальный, никаких комиссий ему не нужно. Клеймо поставят, всю жизнь не отмоешься. Еще в школу не возьмут.
-Да как Вы не понимаете! Вот как раз после логопедического детского сада его охотно возьмут в школу! Ну, все матери - возьмите в сад, возьмите, так к школе готовят, а Вы - наоборот. Вам же лучше - вечером забрали ребенка, а с ним же позанимались.
Эля написала диагноз в карте «ОНР 3 уровня*, стертая дизартрия*». Мать протянула руку, забрать карту.
- Подождите, - сказал Эля, - вытащила бланк и стала заполнять характеристику.
- Вот, возьмите все-таки, подумайте. Комиссия послезавтра, в триста пятнадцатом садике, в десять часов. Если дадут «добро», то попадете в тот же триста пятнадцатый, это очень хороший сад и рядом с Вашим домом…Повезло, можно сказать.
Мамашка равнодушно пожала плечами, выхватила из рук логопеда карту и, не слушая элиных наставлений, какие книжки купить на лето позаниматься, ушла, таща за собой мальчика. Эля посмотрела на часы - без пятнадцати час. Она уже должна дома сидеть, обедать. Эля вздохнула, убрала документацию и по старушечьи, волоча ноги, поплелась домой. Болела голова.
--------------------------
Ольга задержалась возле регистратуры, поболтала со знакомой, посмотрела вслед докторше, вон, пакетище какой с конфетами, не пустая небось идет. Сейчас без взятки ничего тебе не сделают. Наверное, если бы Ольга сунула бы что-то - сразу бы штампик поставила. Точно, вымогала, вон, целый час в кабинете проторчали!
Ольга хмыкнула и тоже пошла домой. На улице с наслаждением закурила.
- Мам! Ефть хофю! - заныл Эдик.
-Щас. Вишь, тетя доктор какая попалась - то это ей не то, то то. Пойдем, пельмешек купим, щас дядя Витя придет.
Возле подъезда действительно стоял дядя Витя.
-Привет, мать-героиня! - улыбнулся он. - И ты привет, орел. - Эдик в ответ вцепился в мать двумя руками.
-О, Витек! Пойдем к нам, у Эдьки день рожденья, отметим.
-Пойдем, - согласился Ольгин приятель. - Ты откуда такая взъерошенная?
-Да, блин, Эдьку в сад оформляю - доктора все нервы вымотали. И худой, мол, и неразвитый…Ща вон, логопед прицепилась - в сад для дураков хотела отправить.
-А ты?
- А я не далась. Чё я, больная? Ладно, пойдем, у меня пивко есть.
- А я с собой принес, - порадовал Витя.
Они поднялись по разбитой лестнице в подъезд. Ольга толкнула ободранную дверь, прошли на кухню. Хозяйка сразу включила телевизор, стала выгружать из сумки покупки - бутылки и пачку пельменей.
- Нет, ты прикинь, Вить! Я типа дура? Я эти все намеки не поняла что ли! Совсем меня за дуру держат. Это типа, я мать плохая, - злобно сказала родительница Эдика, яростно открывая бутылки с пивом. Крышка отлетела куда-то в сторону, ударилась о стену и схоронилась возле плинтуса в грязи. Эдик смотрел по телевизору смешную передачу. Дяденька бегал за тетеньками, терял то бейсболку, то штаны, а все смеялись. Эдик не смеялся, но смотрел жадно. Витя согласно кивал то телевизору, то подруге.
- Давай пельмешек что ли, - сказал он доброжелательно. - Забудь. Эти врачи хреновы только болтать горазды, сначала калечат, потом лечат, а мы помираем от их лечения.
- Нет, ты прикинь. Я ж просто сука по её мнению, да, прям смотрела на меня, как на тварь какую, сама она тварь! Я вот специально у бабы Вали из регистратуры спросила - а детей-то нет и не замужем. Пусть своих родит и командует. Я посмотрю на неё. Небось купила диплом, сейчас все покупают. Сейчас специалистов -то нет нормальных. Сейчас если денег нет, не фига диплом не получишь! А еще Эля Марковна! Нормальную бабу так звать не будут, а у этих жидов - куры денег не клюют. Точно диплом купила. А то чтобы она в нашей голодранской поликлинике работала, небось, с купленным дипломом в приличное место не возьмут, - женщина рассмеялась, выворачивая наизнанку пакет с пельменями над кипящей кастрюлькой. Вот у меня нет таких денег, чтоб диплом купить.
Потом села напротив своего гостя. Между ними стояли бутылки.
- Ну, давай, что ли, подруга, - широко улыбнулся Витя и поднес бутылку ко рту.
Ольга вырвала у него бутылку.
- Подожди, что как забулдыги какие-то! - встала, достала откуда-то стаканы с полустертыми наклейками веселых мультяшных мальчиков и девочек, плеснула туда оранжевого желанного питья. Пена медленно и неотвратимо переползла через край и шмякнулась на клеёнку.
- Ну, за Эдьку! Чтоб умным рос, - сказал Витя и махнул стаканом в сторону Эдика.
- С Днем Рожденья, парень! Расти большой. Человек с таким именем много добьется! Эдик - это тебе не Витек. Не Сашка, не Мишка какой-нибудь, - уважительно пробормотал Витька и махнул залпом стакан. Эдик посмотрел на кастрюльку с кипящими пельменями. Оля спохватилась, достала третий стакан, плеснула туда чуть-чуть пива.
- Иди сюда, пусть никто не говорит, что мне для тебя жалко чего-нибудь. Мне для тебя - ничего не жалко!
Эдик неуверенно подошел к матери, поглядывая то на телевизор, то на кастрюльку.
Ольга протянула стакан сыну.
- Ольк, а может не надо, - спросил Витя неуверенно. Он же еще маленький.
- Да это ж пиво, не водка! - сказала Ольга уверенным голосом.
- Ну, да, ну, да, в принципе, - покивал головой Витя. - Тогда да, можно. В пиве, говорят, полезные вещества есть.
Эдик взял стакан в руки.
- Пей, - приободрила его мама. Эдик понюхал и сморщился.
- Пей, пей, - сказала Ольга. - Это сначала не вкусно, а потом понравиться. Видишь и дядь Витя пьет и я. Это полезно. С днем рожденья. Эдик!
Она улыбнулась и протянула руки к сыну. Эдик залез к ней на колени посмотрел на неё и стал прихлебывать свое горькое питье
вместе с мамой.
конец

Октябрь 2007 года - май 2008

--------------
* Доска Сегена- или почтовый ящик. Пособие для обследования умственного развития детей. Обычно это или доска или коробка с прорезями в виде разных геометрических фигур.
* СПНРВ- синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, ставят чрезмерно беспокойным, возбудимым малышам.
* Мышечная дистония- чрезмерно повышенное или, наоборот, пониженное изменения тонуса мышц ребенка.
* ПЭП, или перинатальная энцефалопатия. Под этим немного общим названием в российской детской неврологии подразумевается собирательный диагноз, характеризующий различные нарушения структуры и функции головного мозга, возникающее в перинатальном периоде жизни ребенка. Перинатальный период начинается на 28 неделе внутриутробной жизни ребенка, и заканчивается к 7 суткам после рождения.
* ОНР, общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы. При этом интеллект, слух у ребенка изначально сохранны.
* Стертая дизартрия- или Стертая форма дизартрии
- это минимальные проявления основных симптомов дизартрии. А
дизартрия -это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы.

рассказки, рассказы, правдивые истории о маленьких людях, дети

Previous post Next post
Up