"Джекил & Хайд"

Dec 08, 2014 20:21




«Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда» - одно из моих самых любимых произведений, написанных в эстетике готической литературы. Как-то так сложилось, что мне никогда не доводилось видеть адаптацию этой повести, которая хоть наполовину отвечала бы тому, что происходит у меня в голове, когда я в очередной раз ее перечитываю (примерно такая же история у меня и с «Алисой в Стране Чудес», но там с адаптациями всё совсем уж плохо). Когда мне сообщили, что Театр музыкальной комедии готовит постановку мюзикла по мотивам этой книги, где-то глубоко внутри меня зародилась надежда, ведь и повесть Стивенсона, и мюзиклы входят у меня в категорию «любить вечно». Разумеется, я очень хотел увидеть мюзикл «Джекилл & Хайд» - и, к счастью, увидел.

Историческая мини-справка. На Бродвее «Джекилл & Хайд» стартовал еще в 1997 году (а история его создания вообще уходит аж в конец восьмидесятых) и продержался на сцене театра Plymouth аж до 2001 года. Актеры выходили на сцену в образах героев мюзикла более полутора тысяч раз, поставив рекорд в рамках этого конкретного театра. Постановка четырежды номинировалась на престижную премию Tony и завоевала несколько других наград. В 2000 году был выпущен DVD, позволяющий кому угодно посмотреть живую запись спектакля с главным спасателем Малибу Дэвидом Хассельхофом в заглавных ролях. Посмотреть его, кстати, стоит хотя бы просто для сравнения; запись имеется на Youtube, её легко отыскать и увидеть разницу между американской версией четырнадцатилетней давности и нынешней российской в постановке венгерского режиссера Керо.

Сразу отмечу: «Джекилл & Хайд» производит очень и очень сильное впечатление, невзирая на некоторые промахи, о которых я скажу чуть позже. Великолепные костюмы, сложные декорации, любопытные технические решения, яркая и экспрессивная хореография, голоса артистов - несомненные плюсы постановки. Не могу говорить за профессиональных критиков, да и мнение их меня, говоря откровенно, не сильно интересует, но, на мой зрительский взгляд, это лучшая из виденных мною постановок Театра музыкальной комедии в этом жанре.

Однако, так уж повелось, что без нескольких немаловажных «но» обойтись все равно не получается никогда, и «Джекилл & Хайд» не исключение. Первое и главное, что бросается в глаза - это молодость главного героя. Доктор Генри Джекилл описывался Стивенсоном хоть и моложавым, но всё-таки пятидесятилетним мужчиной; впрочем, в рамках данной постановки это тоже в какой-то степени работает в плюс и является дополнительным объяснениям того, почему попечительских совет клиники отмахивается от доклада Джекилла. Второе - и тоже главное: мистер Хайд. Не сумели авторы мюзикла обойтись без привычного стереотипа: несмотря на то, что едва ли не во всех экранизациях повести, что в кино, что в мультипликации, мистер Хайд был огромным гориллоподобным мужиком (все, наверное, давно уже поняли, откуда растут ноги у героя комиксов про Халка), хотя в первоисточнике он становился, во-первых, моложе Джекилла, во-вторых, меньше его ростом и обладал тихим голосом (не говоря уже о том, что у людей, которые его встречали, он вызывал необъяснимое отвращение). В мюзикле же мало того, что Хайд, что называется, расправляет плечи, так еще и голос его становится рокочущим, рычащим. И вот тут мы переходим к первому заметному ляпу: в тексте одной из песен, которые поёт проститука Люси, она описывает голос Хайда как тихий. Что-то у девушки со слухом, судя по всему, ибо если это тихий голос, то страшно подумать, что бывает, когда Хайд начинает орать.

Два режиссёрских решения Керо вызвали у меня откровенное недоумение. Я не стану рассказывать, чем заканчивается первый акт, чтобы не портить впечатление тем, кто ещё только собирается посмотреть спектакль, но я искренне считаю, что это попросту не работает. Его надо было завершать на несколько секунд раньше, так, в частности, как это сделано в бродвейской версии 2000 года, на пиковой ноте. Надеюсь, со временем это исправят. И второе - это групповое выступление горожан во втором акте, которое по непонятным причинам заканчивается как бы два раза: артисты завершают номер, музыка стихает, немая сцена, зрительный зал разражается аплодисментами, музыка тут же пускается по новой и артисты повторяют заключительный фрагмент номера с практически той же самой немой сценой. Недодаёт, вы считаете, публика аплодисментов? Но выпрашивать-то зачем? Искренне полагаю, что зрители сами разберутся, когда именно аплодировать.

Прочие замечания с моей стороны относятся скорее к мелочам, от которых, впрочем, тоже не мешало бы избавиться; наиболее режущим глаз нарушением логики является то, что доктор Джекилл так и не воспользовался препаратом, который приносит ему Аттерсон и который был ему так нужен; то ли это ошибка артиста, который в творческом пылу просто позабыл это сделать, то ли художественное решение, объясняющее, почему сыворотка не сработала до конца. И если это второе, то претензия, конечно же, снимается.

Хорошего же в мюзикле несоизмеримо больше. Великолепные вокалисты, эффектнейшая хореография, талантливый ансамбль, глубокая проработка даже второстепенных персонажей, не говоря уже о главных, удачно подобранные актерские типажи. О Ростиславе Колпакове, исполнявшем роли Джекилла и Хайда, хочется сказать отдельно ещё и потому, что я в течение всего спектакля силился понять, на кого же он похож. Сначала я осознал, что ему хоть сейчас можно играть какого-нибудь благородного корсара типа капитана Блада, а потом, примерно через час после окончания, меня вдруг осенило: Ростислав мне очень напоминал недавно ушедшего из жизни Виктора Костецкого, не только внешностью (хотя спросите меня, в чём именно заключается это сходство, я не смогу ответить), но и жестами. А увидеть в одном хорошем артисте другого - лично мне это всегда приятно, особенно если понимаешь, что эта похожесть - случайна.

Банально прозвучит, но «Джекилл & Хайд» такой мюзикл, о котором думаешь: «Вот бы он никогда не заканчивался!» А уж то, что я проснулся сегодня утром, и в голове моей звучала песня «Ужас! Ужас!» (в оригинале Murder! Murder!), окончательно подтверждает: да, это было хорошо. Да, я хочу ещё. И не раз.

посмотрел, музыка

Previous post Next post
Up