Один в заброшенном раю

Dec 07, 2013 13:41


Единственным жителем поселка Пирамида на Шпицбергене является русский гид Владимир Прокофьев, пишет The Daily Mail.


Как отмечает газета, этот населенный пункт расположен в 1,3 тыс. км от Северного полюса у подножия горы Пирамида, в которой некоторые видят Меру.






Заброшенный поселок Пирамида в буквальном смысле застыл во времени.





В советские времена здесь добывали уголь



в 1912 русские полярники нашли на диком, никому не нужном, Шпицбергене более 30 месторождений хорошего каменного угля. Ослабленные мировой войной страны стали делить архипелаг, и в 1920 году договорились: никаких войн, только работа! С тех пор сюда не имеет права причалить ни один крейсер.
На рубеже 1920-30 гг. восемьдесят квадратных километров земли было куплено СССР у Норвегии, тут стали строиться шахты и шахтерские поселения.

За 60 лет существования некогда могучего треста «Арктикуголь», Пирамида, самая северная шахта в мире, дала стране почти 8 миллионов тонн угля. Он выдавался не «на гора», а скатывался с горы. Деньги кончились и последняя тонна черного золота была добыта 31 марта 1998 года.

Шахта была законсервирована, а население эвакуировано. Часть работников вернулась на материк, а кто-то устроился в Баренцбург.
С тех пор и шахта, и городок у ее подножья - законсервированы.

В советские времена в Пирамиде был практически рай земной. Работающим в условиях крайнего севера старались всячески скрасить суровые условия. Как и в Баренцбурге, тут были всевозможные варианты культурного досуга - в огромном доме культуры множество разных секций, библиотека, спортзалы. Бассейн Пирамиды был самым северным в мире. Жили здесь семьями, для детей были детские сады и начальная школа. И с продуктами проблем не было - все то, что только снилось жителям Союза, в Пирамиду завозили массово. На газоны перед домом культуры с материка привезли даже землю, в которую сеяли обычную траву. Сама по себе трава на Шпицбергене не особо растет, но хотя за газоном уже никто не следит, трава продолжает всходить на нем каждый год.



Туристов в Пирамиде встречает один из немногих постоянных жителей поселка-призрака Владимир Прокофьев. «Добро пожаловать на самый край земли!» - говорит 33-летний Прокофьев. Он проживает в заброшенной гостинице «Тюльпан», и его единственным другом стал местный песец по кличке Сид.

«На телефоне нет сигнала сотовой сети, здесь вообще нет ни радио, ни ТВ, ни интернета, попробовать поймать норвежскую сотовую связь можно только в одном месте, у так называемой рейки, обычной геодезической рейки, воткнутой неизвестно кем на окраине поселка, - пишет в блоге Владимир Прокофьев. - Тут такое часто бывает: всегда интересно, кто дольше выдержит: пальцы, на морозе набирающие сообщения, или батарея. Сегодня батарейка проиграла».
Туристы, в основном скандинавы, осматривают старую шахтерскую столовую, бассейн, спортивный зал («качалка в стиле Рокки Бальбоа»), и знаменитый памятник Ленину.



«Ильич даром что самый северный в мире, да еще и стоит тут один уже сколько лет, в его выражении лица есть что-то слегка безумное (я много фотографировал разные изображения Ленина, но этот точно немного не в себе)», - пишет Владимир Прокофьев.



Места вокруг безумно красивы









Из Яндекс фото и
tolik_bars в Бывший советский шахтёрский посёлок Пирамида в Норвегии.

природа, СССР, Россия

Previous post Next post
Up