Пост одной френдессы напомнил о том, о чём давно хотела здесь спросить, но всё руки не доходили написать. У меня есть вопрос по роману Замятина "Мы". Если кто-то читал эту книгу недавно, ответьте мне просто - был там один момент необъяснённого несоответствия или не было? Или у меня уже совсем за давностью лет исказились впечатления, и я сама что-то надумала? Дело в том, что читала в незапамятные времена, для подготовки к поступлению в институт, то есть больше 20 лет назад. В чём вопрос, сейчас расскажу.
Что мне запомнилось. Роман "Мы" - это такая жесткая антиутопия, типа приговор социализму и коммунизму. Автор описывает общество, где все-все люди принудительно счастливы и равны и обязаны быть одинаковыми. Все носят форму, живут в прозрачных домах, всё под контролем государства, ну вот это вот всё. И самое главное - что вроде как у них отменены и не существуют чувства. Любовь к какому-то человеку - это, во-первых, запрещено, а во-вторых, никому и не нужно и никто и не понимает, что это такое. Если гражданин этого общества хочет заняться сексом, то он или она записывается на приглянувшегося на данный момент человека, государство выдаёт им расписание дней, в которые они будут трахаться, и в эти дни они обязаны встречаться и сношаться, отказаться от этого нельзя, можно только закрыть шторами окна стеклянного дома на время секса. И всё, и чтобы никаких чувств. Основной же конфликт в книге состоит в том, что у главных героев случилась, тем не менее, любовь. Полюбили друг друга женщина (конечно же, неимоверно красивая) и мужчина (о его внешности, по-моему, почему-то ничего не сообщалось).
Рассказ ведётся от лица мужчины, в начале он ещё полностью зазомбированный жутким обществом, потом, когда случилась любовь, перековался и устремлён к свободе.
Теперь, собственно, вопрос. Правильно ли я помню? Помимо божественно прекрасной, ну а какой же ещё, героини - там была ещё какая-то тётка. Она присутствует в сюжете с самого начала, то есть мы видим её глазами героя, когда он ещё винтик государственной системы, а не революционер. Что же о ней сообщает герой, гражданин общества одинаковых бесчувственных насильно-равных? Она непривлекательная внешне. Она глупая, толстая и немолодая. Она проявляет к герою симпатию как к мужчине (!), и герой этим недоволен (!). То есть, вот уже вопросы. Какое же это тогда общество с выхолощенными чувствами? Почему тётка, если захотела мужика, не записывается с ним на государственно-одобряемый секс? Почему мужчина избегает её, ведь писатель придумал общество принудительно-равных, там не может быть ни намёка на личные симпатии (а, стало быть, и антипатии).
И в конце книги, помню, был такой момент, когда эта тётка ошибочно подумала, что герой хочет потрахаться с ней. Она, кажется, сказала, "я согласна", и начала раздеваться. Что-то такое сделала. И знаете, что было? Мужчина преисполнился к ней презрения. Потому что она ведь толстая и некрасивая, должна своё место знать, а возомнила, что её ебать тут будут, дура. А ей за свои мысли стало стыдно. Потому что она ведь толстая и некрасивая, а возомнила, что её ебать тут будут, дура.
Я помню, как меня и тогда, в юности, при прочтении книги озадачило это противоречие. Все в кошмарной антиутопии равные, одинаковые и обезличенные, но если ты старая толстая некрасивая женщина - ты всё равно хуже всех. Писатель-мужчина написал про то, как ужасен тоталитарный мир, где мужчинам и молодым привлекательным женщинам запрещено любить друг друга. Безобразие какое, а.
Ну, в общем, вопрос понятен, да? Скажите мне, недавно читавшие, действительно ли в книге всё так, и есть этот противоречивый момент, и он никак не объясняется? Или это мне за давностью лет память исказила впечатление, а теперь ещё и феминизм глаза залил? ))