Калигари! Калигари!

Oct 29, 2016 06:36

1.
Эскиз Вальтера Рёрига к фильму «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине (1919). Чернила и акварель на бумаге, 29х39см.

В этом проекте оформления цель Вальтера Рёрига состояла в том, чтобы предложить томительную и тревожную атмосферу, нежели выполнить макет для создания точного оформления. Он использует для этой цели изобразительные способы (большие цветовые плоскости). Нарисованный человек сводится к незначительному элементу, потерянному в ломаных линиях.




2. текст неизвестного авторства:

Любопытно, что ожидать за кулисами знаменитого фильма «Кабинет доктора Калигари»?
Внутри папки сверху лежит небольшой конверт с фотографиями: изображения декораций переносят нас в период до 1920, к началу съемок мрачного немого кино.
Оригиналы декораций не сохранились. В то время нельзя было предвидеть того огромного успеха, которого добьется фильм. После постройки декорации выполнили свою функцию и были разрушены. Однако продолжительный восторг от фильма привел к тому, что спустя десятилетия многое было реконструировано, чтобы понять, как создавался «Кабинет доктора Калигари». Этому способствовал и тот факт, что вокруг фильма всегда ходили легенды.
Под фотографиями лежит машинописный документ, датированный 3 ноября 1968 года и подписанный Германом Вармом. Он был одним из трех художников, ответственных за оформление фильма. Герман Варм попытался описать ход событий на съемочной площадке, сооружение декораций. Соответствуют ли действительности свидетельства, высказанные почти через пять десятилетий после начала съемок, остается только догадываться, тем не менее, есть некоторые интересные моменты:
«Расстояние от камеры до декораций в студии не всегда было достаточным, иногда камера стояла за пределами студии, как было заключено из общей планировки. Чтобы обеспечить свободный вид из камеры на декорации и площадку для игры, были удалены оконное стекло и его рама, для камеры был сделан маленький камбуз из обтюраторов для съёмок под открытым небом».
«Мне бы не хотелось упускать ту деталь, что тогда принимали участие все технические рабочие, вне зависимости от того, к какой профессиональной сфере они относились, даже осветитель до начала съёмок принимал участие в работе по постройке. Причём в фильме Калигари, в особенности, потому что такую сумасшедшую работу, как говорили рабочие, мы ещё никогда не делали. В этом фильме у оператора не было каких-то особенных задач, надо было только подать общий, рассеянный свет; свет, тень, настроение, всё это было создано нами самими. Мне бы также хотелось подчеркнуть, что для того, чтобы стиль фильма Калигари и идея этого фильма были оформлены как экспрессионистские, сами мы, три мастера: Герман Варм, Вальтер Райманн, Вальтер Рёриг не предпринимали ничего специального в отношении стиля или оформления. Все остальные публикации, рассказывающие что-то иначе, неправдивы».
Герман Варм родился 5 мая 1889 в Берлине, умер 17 мая 1976 в Западном Берлине, и уже до съемок «Кабинета доктора Калигари» был признанным театральным художником. Над фильмом он совместно работал с Вальтером Реригом и Вальтером Райманном. Как художники и сценографы, они сформировали команду огромного творческого воображения. Вместе им удалось сделать этот немой фильм режиссера Роберта Вине вехой в истории кино. Декорации внесли значительный вклад в мрачное экспрессионистское настроение фильма. С нарисованными светами и тенями, они создавали захватывающую игру светлых и темных тонов, искажающуюся на экране в причудливых ландшафтах.
Стиль фильма был новым и исключительным, открыл новые возможности в кинооформлении, которые были подхвачены на международном уровне.
Даже самая маленькая деталь эскизов точно определена, спланирована на миллиметровой бумаге, увеличена, чтобы, наконец, осуществиться на съемочной площадке. Поражает сложность материалов, где любая мелочь тщательно записана. Художники с заботой и страстью отнеслись к работе. Каждый отдельный лист это ручная работа. Казалось, что эти листы являются оригиналами со съемок фильма, но нигде не было датировки их создания. Оказывается, что в большинстве своем архитектурные эскизы являются реконструкциями и были воссозданы спустя десятилетия после съемок фильма. Но это не уменьшает воодушевления от фильма и его иллюстративно-художественного оформления. Это ставит вопрос о том, насколько совершенным и обезличенным должен быть анимационный фильм, созданный с помощью современных компьютерных технологий. Рассматривая эскизы и планы, читая примечания и комментарии, начинаешь погружаться всё глубже в ужасающие декорации между гением и безумием.
Каждый лист тщательно заархивирован и снабжен номером на обратной стороне. Всё было переведено в цифровой формат и занесено в базу данных. Чтобы в таком случае насколько возможно сохранить вид черновиков и эскизов близкими к оригиналам, в частности, цвет, каждый отдельный лист фотографируется рядом с цветовой шкалой для того, чтобы впоследствии восстановить баланс белого.
Дальше в папке лежит «Комната, которой произошло убийство», цветной рисунок Германа Варма. Эскизы для Калигари живописные, мрачные, искаженные и выразительные. Изумляет колоритность изображений, придающая сценам совсем иную особую выразительность. Каждое изображение это произведение искусства, подписанное Германом Вармом. Однако эти произведения появились впоследствии, когда Немецкая Синематека поручила Герману Варму в 1960-е произвести реконструкцию проектов. Цвета используются сдержанно, они придают настроение сцене и создают единое произведение искусства, которое подкупает своеобразием и эстетикой.
Шаг за шагом просматриваем всё, что заботливо сложено в папку, не сбиваясь с пути, идем через «Кабинет доктора Калигари» на «Крышу»…
…на «Ратушную площадь с рынком»,
…через «Спальню Джейн»,
…вдоль «Стены сада»,…
…в «Комнату, где произошло убийство»…
…и в конце концов к «Тюремной камере».









3.
Антинемецкая демонстрация в Лос Анжелесе против показа фильма "Кабинет доктора Калигари" (1920)



И главное:
Всё это богаство я бесстыдно забрал из vk-сообщества "Кабинет Экспрессионизма"
Не проходите мимо!

20-ые, мнения, silent screen age, Германия, кино, история, искусство, репост

Previous post Next post
Up