Про Мьевиля

Jun 17, 2017 03:56

   Смотреть "Американских Богов" и читать Мьевиля. Пожалуй, это лучшее сочетание, которое могло случится со мной этим не-летом. Думала вот, что при всей моей большой любви к эстетике в повседневной жизни, к комфорту и мимолетному уюту, вот эта вот книжно-сериальная маргинальность меня завораживает. Когда волшебство и приключения случаются в неустроенности, нестабильности неудобной пограничности. Этакий параллельный мир, который находится совсем рядом, которого мы - сытые и согретые, побаиваемся, и потому держимся в стороне, но зачастую именно там и случается вот это всё - необычное, волнующее, странное. Это намного проще себе представить, чем далекий и фантастический волшебный мир. С такой точки зрения пресловутый "выход из зоны комфорта, за которой случаются чудеса" обретает вполне себе буквальную иллюстрацию. И потом вид всяких гетто вроде копенгагенской Христиании вдруг приносит образы из прочитанных килотонн мистического реализма или чего-то к нему близкого, а потому иррационально очаровывает. Такая вот занятная иллюзия. Не знаю пока, как к этому относиться.
   Это присказка, не сказка. На самом деле, мне очень хотелось поговорить про Мьевиля. Потому что спустя годы для меня наконец-то снова нашёлся автор, чьи книги - идеальный мост для эскапизма, в которые на самом деле сбегаешь с головой при первой же возможности взяться за книгу. Увы, такое со мной теперь случается крайне редко, а потому каждый такой случай - радость. В моих руках пока побывали всего три книги, и две - из цикла про Нью-Кробюзон. И вот именно мир из этого цикла и поглотил меня больше всего.
   Мьевиль оказался из авторов-демиургов, у которых мир в книгах оказывается существеннее и важнее, чем сюжет. И персонажи и их приключения нужны в первую очередь для того, чтобы этот мир показать. А показать определенно есть что, со всей массой деталей, разнообразием рас и городских кварталов, традициями и верованиями. Там соседствуют технологии и техно-магия, наука и искусство, религии и мифы об инопланетянах, красота и грязь, богатая история и всё это в отличном балансе и со сладким привкусом стимпанка. Мир - намного больше, чем просто декорация - а это то, что я ценю в книгах больше всего. Впрочем, сюжет и герои тоже не подкачали. Что любопытно, персонажи - герои от ума, а не от силы: переводчики, ученые, художники, впрочем, и без авантюристов не обошлось. И да, всё это в той самой заманчивой и отталкивающей обстановке маргинальности, о которой я уже упоминала, пусть в этот раз всё-таки и в другом мире (но что понравилось однажды, продолжает нравиться везде).
   Книга вне цикла мне пока досталась всего одна, ещё другую я только собираюсь вскоре открыть. И пусть там и другие миры, но они не менее проработанные и не менее любопытные (язык - как религия, язык - как наркотик, прикладная лингвистика - как спасение мира!). Очень чешутся руки прочитать вообще всё, что когда-либо выходило из-под пера Мьевиля - в общем, чем не цель?..

P.S. Пыталась вспомнить, откуда я вообще знаю про Мьевиля. Помню, что из чьих-то текстов, но вот прошлась по дневникам потенциальных случайных советчиков и нет, не знаю я, откуда Мьевиль взялся в моей жизни. Впрочем, почти все лучшие книги в моей истории вечно берутся откуда-то из ниоткуда.

книжное, Анси формулирует

Previous post Next post
Up