Её Величество Реальность

Nov 12, 2017 20:41

Реальность, это иллюзия

Восприятие устроено таким образом, что информация, полученная от рецепторов органов чувств, преобразуется в цепочки нервных импульсов, из которых мозг и сознание складывают персональную картинку окружающего мира. Яблоко в руке в результате аналитической работы мозга превращается в образы яблока и руки. Мы не можем сказать, что такое яблоко и рука "на самом деле", ведь всё что мы ощущаем, в итоге превращается в поток нервных импульсов в мозге.

Поток информации от органов чувств об окружающем мире анализируется соответствующими отделами мозга и выдаётся нам (кому нам?) в виде образов и моделей субъектов, объектов и их взаимодействий.

В процессе восприятия мы получаем готовую для интерпретации и оценки информацию, из которой формируем в итоге нашу картину мира, личную реальность. Остается лишь выяснить, насколько адекватно наше восприятие описывает окружающий мир. Впрочем, ответ известен. Человек, даже вооруженный приборами, способен воспринимать лишь малую часть реальности. Когда мы говорим о реальности, то, конечно же, говорим лишь о её образе, поскольку сама Реальность принципиально недоступна для нашего сознания.

В дальнейшем под Реальностью будем иметь в виду образ реальности у её конкретного носителя, т. е. субъективную реальность.

Итак, субъективных реальностей всякого рода существует великое множество. У любого живого существа и любой воспринимающей структуры, обладающей сознанием.

Помимо этого существует бесконечное число общих (социумных) реальностей. Реальность верующих и атеистов, философов и поэтов, рабочих и крестьян, кукол и кукловодов... Реальности постоянно находятся в развитии. Вместе со своими носителями, они рождаются, взрослеют, воюют, стареют и умирают.

Воспринимая мир в очень узком диапазоне звука, света и других физико-химических и информационных свойств феноменов, мы получаем в своей голове модель-образ лишь той части реальности, которую восприняли. Картинка, которая образуется при этом у индивида, отлична от любой другой, как отпечаток пальца.

Уместно задать вопросы следующего характера:

1. Как мы понимаем друг друга, если у каждого в голове своя модель реальности?

Мы полагаемся на свои чувства при восприятии реальности и та её часть, которая в виде модели-образа, существует в нашей голове, соответствует общепринятым договоренностям людей между собой. То есть существует ещё Общая, консенсусная реальность. И тоже не одна. Общих реальностей (ОР) столько же, сколько существует различных обществ, групп, стран...

Ребенок получая в руки предмет, вместе с ним получает слово-ярлык, которое обозначает этот предмет. Слово-ярлык "яблоко", означает для нас набор наших ощущений полученных от контакта с яблоком. Точнее от всех когда-либо полученных ощущений, от всех когда-либо произошедших контактов с яблоками, включая его описания в картинах, книгах, фильмах и наблюдений за другими людьми при их контактах с яблоком.

Услышав слово-ярлык, мы легко можем представить себе любой предмет, который знаем. Нам кажется, что мы представляем себе этот предмет, также как и все остальные люди, но это не так. Образы яблока, сложившиеся в голове у любых двух индивидов, в течение их жизни, всегда различны, но, тем не менее, вбитые в нас воспитанием общепринятые договоренности об образах реальности, помогают нам понять друг друга.

Таким образом, слова-ярлыки - это общепринятые смысловые контейнеры о феноменах реальности. Без таких общепринятых договоренностей общение и понимание было бы невозможным.

Нет слова - нет предмета, нет понятия, образа, концепции. То, о чём нет договоренности в обществе, не существует в общей (общественной, социумной) реальности. Для того. чтобы понимать профессиональный сленг медиков или юристов, необходимо добавить в свой лексикон слова-ярлыки, которыми они оперируют. В научном мире - свои термины в каждой области и свои научные реальности, которые, впрочем, также являются лишь образами Её Величества Реальности.

2. Насколько наша модель реальности соответствует той части реальности, которая "на самом деле"?

Воспринимая одно и то же яблоко, каждый человек воспринимает его в своем личном, сугубо индивидуальном, очень узком диапазоне восприятия, на который способны его органы чувств. Мозг, получая от рецепторов информацию о яблоке, сравнивает её с существующими образами всех предыдущих яблок, находящихся в архиве памяти и выдает нам текущий вариант образа яблока. С текущими оттенками цвета, запаха, формы и т.д.

Ещё раз стоит напомнить, что восприятие происходит в результате обработки потока нервных импульсов в мозге. Абсолютно всё, к чему мы прикасаемся, видим, слышим, пробуем, обоняем, все эти потоки информации о настоящей реальности - для мозга не более чем цепочка сигналов от рецепторов органов чувств.

Добавим, что твари божьи не только по-разному видят и слышат, они еще по-разному всё это интерпретируют. В одной и той же комбинации светотеней облака, каждый увидит свой, сугубо индивидуальный, образ.

3. Можно ли считать нашу модель реальности адекватной хотя бы некоторой части действительности?

Учитывая недостатки восприятия - нет. Но не только поэтому. Чтобы подогнать картинку реальности под желаемый для данного индивида ответ, его убеждения и эмоции влияют на процессы восприятия и идентификации таким образом, чтобы "клиент остался доволен". То есть вопреки объективности, каждый из нас дополнительно искажает свое восприятие реальности, предпочитая видеть и слышать то, что хочется, а не то, что приходит от рецепторов органов чувств. Наша модель реальности соответствует действительности настолько, насколько это позволяет наше мировоззрение.

4. Как мы выжили, если наша модель реальности совсем не такова, как "на самом деле"?

Оставляет потомство тот, кто правильно интерпретирует. В результате естественного отбора выжил тот, кто убегал от чего-то опасного и догонял то, что было питательным и вкусным. Для нас совершенно неважно, как тигр или кролик выглядят в инфракрасном или коротковолновом диапазоне излучения. Достаточно особых примет объектов в оптическом, видимом для нас, спектре излучения электромагнитных волн. Абсолютная истинность изображения на сетчатке глаза, совершенно излишняя роскошь, нерационально усложняющая органы зрения. Это же относится ко всем органам чувств. Мы воспринимаем реальность на уровне вполне достаточном, для любого необходимого взаимодействия с феноменами проявленными в ней.

Цитата от классика

К. Кастанеда "Огонь изнутри"

- Итак, первая истина: мир таков, каким он выглядит, но в то же время он таковым не является, - продолжал дон Хуан. - Он не настолько плотен и реален, как мы привыкли считать, основываясь на своем восприятии, но в то же время он не является и миражом. Мир не иллюзорен, как иногда утверждают, он вполне реален. Но в то же время он и нереален. Обрати на это особое внимание. Тут недостаточно просто принять к сведению, тут необходимо понимание. Мы воспринимаем нечто. Это - точно установленный факт. Но то, что именно мы воспринимаем, не относится к числу фактов, столь же однозначно установленных. Ибо мы обучаемся тому, что и как воспринимать.

Имеется нечто, воздействующее на наши органы чувств. Это - та часть, которая реальна. Нереальная же часть суть то, что нам говорят об этом нечто наши органы чувств. Рассмотрим, к примеру, гору. Наши органы чувств говорят нам, что она - объект. Она имеет размер, цвет, форму. Мы даже подразделяем горы на вполне определенные категории. И здесь все верно, за исключением одной детали. Нам никогда не приходит в голову, что роль наших органов чувств весьма поверхностна. Способ, которым они воспринимают, обусловлен особым свойством нашего осознания. Именно это свойство заставляет их работать так, а не иначе.

Я начал было снова соглашаться с ним, но вовсе не потому, что мне этого хотелось, поскольку я не совсем ясно понимал, что он имеет в виду. Это скорее была реакция на ситуацию. Я ощущал некую угрозу. Дон Хуан заставил меня замолчать.

- Термин "мир", - продолжал он, - я использую, чтобы обозначить все то, что нас окружает. У меня, разумеется, есть более удачный термин, но для тебя он будет совершенно непостижим. Видящие утверждают, что мир объектов существует лишь постольку, поскольку наше осознание делает его таковым. В реальности же есть лишь эманации Орла - текучие, вечно меняющиеся, и в то же время неизменные, вечные.

восприятие, мозг, логос, сознание, реальность, человек

Previous post Next post
Up