Чатботы стали формой жизни после смерти
Российский стартап Luka разработал чатбот, который воспроизводит манеру речи умершего человека. Исследователь Хоссейн Рахнама предлагает собирать огромные массивы данных и создавать на их основе цифровую копию человека - бессмертную и многогранную.
Цифровое взаимодействие с теми, кого уже нет в живых, перестало быть явлением из научной фантастики. Современные технологии убедительно создают виртуальные суррогаты умерших людей. Получить физическую копию близкого человека, как в сериале «Черное зеркало», пока еще невозможно. Но поговорить с чатботом, имитирующим стиль и манеру речи покойного, уже вполне реально.
Разработкой персональных чатботов на основе личных данных занимается Хоссейн Рахнама, сотрудник Медиалаборатории МТИ и Университета Райерсона. Представленная им концепция дополненного бессмертия предполагает создание программы на основе нейросетей, которая проанализирует все цифровое наследие человека: его сообщения, письма, публикации из Twitter и Snapchat.
Нейросеть пропускает через себя весь массив данных и учиться на их основе оригинально «мыслить». Чатбот сможет давать оценку текущим событиям, делиться мнением, а главное, он будет обладать подобием личности.
Проект Рахнамы пока находится на стадии разработки, а вот российскому стартапу Luka удалось воплотить нечто подобное в жизнь. Соосновательница проекта Евгения Куйда в прошлом году представила на базе мобильного приложения чатбот, который имитирует ее погибшего в ДТП друга Романа Мазуренко. Чатбот выполняет роль мемориала, к которому могут обратиться все, кто когда-либо знал Романа.
В процессе разработки Куйда столкнулась с этическими вопросами: «Удастся ли мне правильно задать тон? Не покажется ли [чатбот] оскорбительным тем людям, которые знали и любили Романа?» Соосновательница опасалась, что проект превратится из воспоминания о друге в нечто жуткое и странное. Однако результаты приятно удивили. Чатбот выражал тревоги, свойственные Роману, делился его поэтическим взглядом на жизнь и любил иронизировать над самим собой. Впрочем, Куйда признает, что чатбот - лишь тень человека, а беседа с ним - это подобие психотерапии.
Проникновение технологий на территорию скорби пока мало изучено и неясно, как подобные программы влияют на людей и их эмоции.
Психолог из Торонто Андреа Уорник помогает людям справиться с горем после утраты близких. Она изучает танатологию и различные научные, психологические и социальные аспекты смерти.
Цифровая «жизнь после смерти», считает Уорник, может обладать терапевтическим эффектом. Часто людям сложно говорить с близкими об утрате, но чатбот позволит им делиться воспоминаниями об ушедшем друге или родственнике.
Многим захочется поговорить с чатботом не столько, чтобы послушать, что он скажет, сколько чтобы быть услышанным. В то же время Уорник предупреждает, что подобные технологии могут еще больше отстранить человека от реальности и погрузить его в еще большую скорбь.
Другой вопрос - это приватность. По мнению создательницы Luka, ее друг Роман всегда интересовался технологиями и одобрил бы создание именного чатбота. К тому же при разработке создатели использовали относительно небольшое количество данных.
Исследователь Хоссейн Рахнама считает, что создать реалистичный чатбот можно только на основе зеттабайта данных. А вот кто и как будет ими распоряжаться - другой вопрос. В будущем эта дилемма, вероятно, будет решена при помощи цифровых завещаний, которые эксперты рекомендуют составлять уже сегодня.
источник