На прошедших выходных я посетила мастер-класс, посвященный психологическому портрету. Автор - Алексей Никишин, мастер черно-белой арт-фотографии. То, что он делает, наверное, близко к тому, что хотела бы делать я, но до этого еще далеко.
В первый день мы, в основном, разбирали его работы. Это были портреты российских звезд, а также какие-то случайные снимки прохожих, но интересные с точки зрения даже не технического исполнения, а содержания, композиции, линий, геометрического рисунка, игры света и тени. Я научилась видеть глубже.
Во второй день
мы разобрали основные световые схемы при съемке с одним источником света и тут же закрепили новые знания на практике: выбрали среди нас жертву по имени Аня и все двадцать человек-слушателей, достав свои ружья, целых полчаса нещадно ее фотографировали, передвигая вокруг нее этот источник света и задабривая ее кофе и конфетками.
Также мы разобрали нюансы света для мужского и женского портрета, а потом обсудили свои работы, которые мы принесли с собой. Критически просматривая свои работы, я столкнулась с трудностью отобрать хотя бы что-нибудь, что было бы интересно показать. У меня полно, как мне кажется, просто красивых ярких карточек, видов. Но некоторые он, все же, выделил, что приятно.
Теперь о ч/б. У ч/б фотографии свои композиционные законы и средства выразительности. Главное в ч/б фотографии - это резкость, контраст, светотень. Цветная же фотография - это другой мир. Если вы фотографируете в цвете, надо обосновать почему. Т.е. на цветной фотографии главным инструментом является цвет. Фотография в цвете может себя оправдать, если дело происходит где-нибудь, например, в Африке или колоритной Критской деревушке, где голубая косынка на голове у местной жительницы будет играть с синей дверью дома, мимо которого она проходит, а ярко-розовое одеяние ее соседки - с малиновым тазом на голове у ее подруги. Москва же - серый город и его можно фотографировать только в ч/б.
Также мы говорили о фотоистории, секвенции, билд-редактировании, стадиуме, пунктуме, прямой и обратной перспективе и пр.
Мысли, которые понравились:
«Будем называть себя художниками, потому как все мы учимся и все мы в поисках. Художник не всегда знает, что получится в результате, в отличие от профессионала. Профессионал же достиг совершенства в своем направлении и ему больше некуда развиваться, это скучно. Профессионалами можно назвать тех людей, которые делают фото на документы. Они всегда знают, что получится на выходе».
«80% успеха хорошей фотосессии заключается в умении общаться с моделью, расположить ее к себе. Остальные 20% - это умение осознанно нажать на кнопку спуска затвора в нужный момент, а не делать серию бесполезных снимков, чтобы потом выбрать удачные».
«Плохая фотография - та, которую можно повторить»
«Сигарета - это костыль». Сигарета часто спасает модель, которой некуда деть руки. А взяв сигарету, она создает избитый, но какой-то вроде даже завершенный образ. Так вот я хочу, чтобы ваша модель в сигарете не нуждалась. То, чем она отличается, и нужно подчеркивать»
«За каждый сеанс фотосъемки надо стремиться узнать о человеке что-то новое, что произошло в его жизни с момента вашей с ним предыдущей встречи, и это новое запечатлеть»
«Человек с закрытыми глазами выглядит глубже. В нем больше загадки». С другой стороны, в кино актеры никогда не смотрят в камеру. Только, если режиссер захочет, чтобы зритель свалился с дивана от неожиданности, персонаж с экрана посмотрит ему прямо в глаза. Так почему же от этого нельзя отойти в фотографии?
«Пусть ваши фото будут непонятны зрителю. Они должны нести в себе вопрос, а не ответ» .
«Съемку телеобъективом с такого расстояния, когда объект вашего внимания об этом не знает, можно расценивать как подглядывание или предательство. Истинное искусство заключается в умении войти в непосредственный контакт с моделью»
«У фотографа всегда должно быть приподнятое настроение, чтобы съемка проходила легко и непринужденно. Люди к вам идут за положительными эмоциями, поэтому фотографы - это «продавцы хорошего настроения».
«Главное не то, что фотограф снимает, а как он это видит и передает это свое видение зрителю».
И еще… модели у Алексея все, в основном, без макияжа. Главное - это естественность. Даже какие-то дефекты кожи он не ретуширует, иначе, это уже будет журнальное фото, портфолио и прочий гламур.
Думаю и самой как-нибудь у него сделать серию фотографий. Может, и для себя как фотографа почерпну идеи, как работать с моделью.
Кстати, следующее событие в моем календаре - это фотофорум в крокусе на этих выходных
http://www.photoforum-expo.ru/