После двух дней пребывания в Дели-Агра и посещения Тадж Махала я направилась в сторону Мумбаи, где в часе езды от города на местном поезде у меня должна была состояться моя Випассана. Это 10-дневный курс медитации «прозрения» или можно сказать изучения действительности, как она есть, через свой опыт. В общей сложности я провела в деревушке Khadavli, где находится медитационный центр Dhamma Sarita - 12 дней.
По приезду меня накормили рисом и выделили одноместную келью. Перед тем как я смогла распаковать свои чемоданы, мне пришлось объяснять веником (который прилагался к наволочке, подушке и пледу) трем ящерицам, что ближайшие дни тут буду жить я. В первый вечер я узнала правила и получила основные инструкции, после чего все участники курса погрузились в 10-дневное молчание.
Студентам курса не разрешалось разговаривать, устанавливать контакт глазами, читать, писать, слушать музыку, заниматься йогой, танцевать, петь, курить марихуану, бормотать мантры, зажигать благовония, молиться, пить алкоголь и т.п. Кроме медитации можно только спать, гулять по территории, смотреть на деревья, зверей, дышать, пить воду, завтракать в 6:30, обедать в 11:00 и забыть о еде после 17 часов.
Територрия медитационного центра, особо не разгуляешься
Дорожка по которой я наматывала круги между едой и медитациями
В первые три дня у меня было очень хорошее настроение, отличный боевой настрой на работу и внутренняя уверенность. А время, проведённое недвижимо в медитациях при отсутствии каких либо мыслей, в эти три дня побило все рекорды. И ощущения превзошли мои ожидания. Ни одной мысли, не про прошлое, не про будущее… Такое со мной было впервые.
Не смотря на все предупреждения, мне не хотелось сбежать не на 2-й и не на 6-й день, которые считаются наиболее сложными и переломными в процессе. Каждый день просыпаясь в 4 утра, когда за окном была еще ночь мы начинали медитировать. В общей сложности медитации составляли более 10 часов в день. Еще были инструкции и вечерние дискуссии от Гоенки. Свободного времени в день получалось не более 2,5 часов. Из которых у меня его было еще чуть менее, т.к. за мной приходила менеджер курса и молча уводила в каморку, где была аудиозапись русского перевода основных моментов техники и инструкций Випассаны.
Тропинка в каморку с русским аудиопереводом
Вот по такому расписанию мы жили
Сама техника медитации шла у меня хорошо. Теоретическая часть вполне атеистичная, не использующая поклонение богу и без каких либо визуализаций во время медитации. Первые три дня мы учились делать свой ум острым и внимательным, а с 4-го дня началась Випассана. Примерно на 6-й день мое тело уже было разобрано на мелкие атомы и свободные потоки ходили от головы к ногам и от ног к голове. Как называющейся «нирваны» я как раз достигла на 6-й день. Ко мне пришло состояние великого покоя, когда тебе всё равно - где ты сидишь, как, сколько (а сидели мы три часа подряд), и вообще зачем. Тело, пустое и лёгкое, пребывало в потоке вибраций. Снаружи все время при этом не переставая лил дождь и усиливался (как мне казалось) когда медитация становилась глубокой. Как будто вымывало все ненужное изнутри. Я ощущала полное единение с Вселенной. Не существовало ни прошлого, ни будущего, только текущее настоящее.
Мое обустроенное место, где все и происходило
Место для медитаций до обустройства
К 7-му дню в зеркале на меня смотрело осунувшееся лицо с огромными сияющими глазами. Ела я мало, потому что вначале было не вкусно, а потом и надобность в еде отпала. Тело нашло другие источники энергии.
Питались мы все вот за такими столами, чтобы не смотреть друг на друга
И еда была примерно такого однообразного содержания
Свой прогресс я начала отслеживать на групповых медитациях. Стала замечать, как мой ум, особенно по утрам, осуждает сильно кашляющих и кряхтящих с каждым днем намного меньше. Наблюдая за умом я замечала как он раскачивается на качелях между "aversion" (отвращение) и "craving" (сильное желание), создавая при этом новые санскары (оценки реальности). При этом понимая, что Гоенка призывает нас отлавливать эти моменты постоянно и сделать это главной практикой жизни. Я все время пыталась отлавливать и не реагировать, т.к. ведь Випассана учит бесстрастно наблюдать за всеми приятными и неприятными ощущениями, которые порождает человеческое тело, а также за всеми событиями внешнего мира. Сама практика заключается в том, что мы работаем с умом через тело. Непрерывно, часами, наблюдая смену ощущений в теле (многие из которых болезненные, а некоторые вполне приятные), мы раскладываем их и убираем старую привычку ума механически реагировать на страдание и удовольствие тем самым не привязывая себя реакциями. Випассана не просто учит теоретически, а практически дает возможность пройти свой опыт и понять изменчивость в теле человека. Почувствовать, что все приходит и уходит. А если все изменяется, то нет смысла цепляться и реагировать с болью и страданием на то, что все равно исчезнет.
На 9-й день я сидела и смотрела на индианку - менеджера курса (это те люди, которые приходят на курс безвозмездно помогать учителю и поддерживать таких как я, проходящих программу, звонить в колокольчик, накладывать еду и т.д.)… смотрела я на нее и меня так вдруг раскорячило от осознания, как же убого то, что мне приносило удовольствие в жизни и какие идиотские у меня ценности. Глядя в ее светлые и полные любви ко всему миру глаза. На ее лицо в котором СТОЛЬКО жизни, спокойствия, безмятежности и счастья. Мое сердце чуть не выскочило из груди от бешеных эмоций и слезы покатились по щекам. Это не были слезы боли или отчаяния. Это был какой-то водный поток вымывающий всю меня изнутри. Начисто. Я ушла в свою келью, чтобы не залить слезами столовую и очень долго рыдала не забывая причувствоваться к ощущениям в теле, пытаясь не зарождать в себе новые сансакары. Неожиданный гонг призывающий на медитацию вернул меня в реальность, если она к этому дню еще присутсвовала в том пространстве. Прозевать или проспать медитацию там было сложно, т.к. ходили помощники и звонили в колокольчики над ухом, до тех пор пока не убедятся, что ты встал и пошел медитировать.
Как мне рассказали местные индианки, а одна из них проходила курс уже в 7-й раз, я попала в очень хороший центр и на протяжении всего курса тут была отличная атмосфера. И что я выглядела очень стойко и что во мне очень сильный дух. Они оказывается все old students наблюдали за мной и когда нам наконец-то разрешили говорить тут такое началось... Они начали меня трогать, обнимать, щипать за щеки. И через 15 минут у меня заболела голова от такого количества звуков и устало горло разговаривать. Первое время я не очень узнавала свой голос и мне приходилось прислушиваться к словам, т.к. я не всегда понимала думаю я или уже говорю вслух. Потом они дружно пели песни и весь 10 день между медитациями было очень активно, что я начинала потихоньку прятаться в свою келью.
Когда на 10 день мне дали телефон я позвонила домой. Я совсем не могла говорить только плакала и плакала. А все это время на против сидела большая зеленая ящерица и смотрела на меня, поворачивая то левый то правый глаз, чтобы лучше меня рзглядеть. Во мне было столько чувств и они меня распирали изнутри. Тут уже никак не удавалось применить технику и просто наблюдать за ощущениями, я переживала их на полную. Немного успокоившись мне все же удалось рассказать, что со мной все хорошо и про то как я себя ощущаю.
На следующий 11-й день, после утренней медитации я попила чай и мы поехали на рикше к станции. Меня провожали эти волшебные, открытые и прекрасные индийские женщины. Всем вагоном электрички обсуждали они с попутчицами от куда мы едем и постоянно их спрашивали про меня кто я такая и откуда. Узнавая подробности они смешно помахивали головами из стороны в сторону. Индийцы вообще очень мило, как болванчики, покачивают головами, когда слушают что-то интересное.
А вот теперь небольшая фотосессия
Прекрасная и добрейшей души женщина, вызывавшая во мне бурю самых чистых эмоций
Еще одна из волшебных помощниц на курсе, которая всегда оказывалась рядом и очень меня поддерживала
Тут у меня уже болят щеки бесконечно улыбаться
Моя келья
Моя соседка, жившая над входом в келью
Я и учитель курса
В электричке до Мумбаи - провожают
Из побочного - во время курса мне снилось такое невероятное количество цветных ярчайших и позитивнейших снов. Я в своей жизни мне кажется столько снов не видела никогда и таких еще острых и динамичных.
Возвращаясь в мирскую среду я каждую минуту замечала изменения в своих реакциях. Даже сама Индия стала восприниматься по иному. Я ехала в поезде в Мумбаи и наслаждалась всем: пылью, грязью, мусором на обочинах, повозками, мутными речками, в которых стирают одежду и даже прилипчивыми попрошайками… Хаос Индии больше не трогал меня так, как раньше. До Випассаны. Все стало гармонично и спокойно.
Если кого-то заинтересовал мой рассказ, то подробнее узнать про Випассану можно тут www.dhamma.org или на сайте на русском языке www.ru.dhamma.org. Есть также центры медитации в Москве на ул. Нагорной, в Московской области и в Екатеринбурге.
И да, курс Випассаны является бесплатным для всех желающих. По результату участник может внести пожертвование, если курс стал ему полезен.
Аничи! (по нашему переводиться как "все будет хорошо")