∆ ТЕКСТ КАК ФАКТ ОБЩЕНИЯ

Dec 25, 2007 19:19


ТЕКСТ КАК ФАКТ ОБЩЕНИЯ
Пилигрим-4: Проза, стихи, критика / Составитель
К.А. Коврова. - Калуга, 2007

КТО ПЕРЕВОДИТ СТРЕЛКИ НА РЕЛЬСАХ СУДЬБЫ?





ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЙ РЕДАКТОР (далее - ЗР): Полагаю, что практически всех, имеющих дело с подростками (начиная от родителей и учителей и заканчивая критиками и писателями), волнует вопрос, что несет современному подростку книга, которую он читает, и главное, как он воспринимает читаемое на фоне событий своей жизни. Не секрет, что означенный подросток читает не так уж много, следовательно, тем более значим выбор конкретной, именно этой вот книги. В нашей рубрике мы пока не будем касаться таких разносторонне обмусоленных брендов, как «Гарри Поттер» и его клоны. Есть - и притом уже более сорока лет - творчество писателя, имеющего не очень большой, но активный круг поклонников. Именно они выпускали замечательные, чрезвычайно интересные журналы «Та сторона», «Голос», «Каюта командора»1, именно они делают сообщества, посвященные обсуждению творчества данного писателя, одними из наиболее активно посещаемых в и-нете2. Вы догадались? - речь пойдет о творчестве В. П. Крапивина3.

Недавно в «Той стороне»4 я прочла поразившую меня статью о… Но сначала скажем о том, что Крапивин знает и воплощает в своих книгах о добре и зле в мире подростка.

КОНСТАНТИН ДОБРОВОЛЬСКИЙ (далее - КД): В одной из недавних книг Крапивина - «Корабликах»5 («Помоги мне в пути») - затронут вопрос о природе Зла в мире. Того самого Зла, которое воплощает маэстро Полоз - гениальный ученый, маньяк и садист. На страницах недавних произведений писателя есть и немало других персонажей, для которых «в трепете страдающих детских тел … то же наслаждение, что для музыканта - в прекрасной мелодии». Можно вспомнить «Орден народного освобождения» из «Сказок о рыбаках и рыбках», воспитательниц с баржи «Розалинда», крепких тетушек, «любительниц этого дела», из тех же «Корабликов». Многих верных читателей-почитателей Крапивина шокировало подобное изобилие сцен жестокости и насилия, ранее писателю не свойственное.

При этом знаменательно: по Крапивину, стремление унижать более слабого, «сладкое» чувство, возникающее при виде чужой покорности и беззащитности, и потребность опекать, защищать более слабого и беззащитного - имеют в своей основе один источник6. Писатель, создавший в своих книгах столько романтических образцов идеальных дружб - выражает мысль о едином происхождении насилия и опеки следующим образом: «Все мы, друг мой Петр, - говорит Питвику отец Венедикт, - есть смешение добра и зла, и дьявольские семена прячутся в каждом изначально. Только нормальные люди не дают им взойти, давят эти ростки в себе, потому что ощущают в душе Божье начало, питающее любовь и жалость к другим людям. А если этой любви в человеке нет?… Вот и прорастает сладкое желание дать себе радость за счет мучений слабого и беззащитного, за счет своей безграничной власти… Чем-то же надо заполнить пустую душу…» Питвику трудно согласиться с тем, что «это изначально заложено в человеке». «Если он гад, значит, с такой душой родился?» - спрашивает он. Отец Венедикт поясняет: «Вот как раз и нет. Душа вырастает в брении и споре. С самого младенчества. Порой начинается с пойманного кузнечика, когда ты в сомнении: оборвать ему лапки или отпустить? И щекочущее любопытство к чужим мучениям, и жалость к живой твари. Что окажется сильнее». Питвик думает, что «в детстве никогда не испытывал желания отрывать лапки кузнечикам. Но вдруг вспомнил, как били Турунчика. И, кажется, покраснел, будто не взрослый толстый Питвик, а пойманный с поличным мальчишка».

Эпизод с Турунчиком - один из ключевых в романе. Смысл его в том, что в детстве Петька Викулов - будущий Питвик - принимал участие в наказании одноклассника Турунова за «фискальство» (которого, кстати, в действительности не было). Лишь по счастливой случайности старшие ребята прекратили экзекуцию, так что Викулов не успел ударить Турунчика. Но именно поэтому Полоз - после того, как его все-таки поймали - имеет некоторые основания заметить Питвику: «А вы всерьез уверены, что имеете право осудить меня на смерть? Вы ТОЧНО уверены, что сами лучше меня?.. Просто ваша судьба в давние годы милостиво перевела стрелку на ваших рельсах. Рукой десятиклассника Яшкина, который дал вам оплеуху. А если бы не это? Вспомните ваш тайный интерес, когда били Турунчика! Как вы часто дышали при виде чужого страдания! Во что это могло бы развиться, если бы не Яшкин?»

В самом деле, неужели Петька Викулов мог бы стать садистом и мучителем? Увы, мог бы…Если бы не судьба…Но обращение к понятию «судьба» в данном контексте означает, что и для писателя, и для его героев остается загадкой тот таинственный механизм, который «переводит стрелку на рельсах».

ЗР: Можно ли в данном случае с уверенностью утверждать, что для писателя полностью неясен механизм выбора добра или зла? Полоз, как уже было сказано, - персонифицированное Зло, явно дьяволообразен, а ведь дьявол - «отец лжи», обманщик, как скорее всего известно Крапивину. Так что Полоз с его фаталистичностью, детерминированием судьбы, как бы не зависящим от воли самого человека, явно передергивает! А отец Венедикт формулирует свою мысль может быть и не совсем безупречно (нельзя же было делать его картонной фигурой, изъясняющейся в обыденной речи языком и приемами высокой риторики, проповеди!), но подчеркивает значимость СОБСТВЕННОГО выбора личности, тех выводов, которые будут сделаны из одного и того же события…Каждому, в принципе, посылаются знаки и намеки, позволяющие поступить правильно…

КД: Неопределенность, неясность механизмов, управляющих развитием привязанностей и чувств в направлении от «нормальных» к «патологическим», бросает отблески и на крапивинскую традицию в целом. Показательна в этом смысле статья Т. В. Кертиса, опубликованная в девятом выпуске «Той стороны».

ЗР: Та самая статья, уже упомянутая выше…

КД: Частично статья Кертиса посвящена педофилии7. Не приводя обширных цитат, выделю основные мысли автора на этот счет. Во-первых, в среде тех, кто работает с детьми, есть немало педофилов. Во-вторых, их очень трудно отличить от людей, просто находящихся под влиянием крапивинских идей. В-третьих, неясно, что делать с подобными субъектами: бить морду - не помогает, а убить - «не наш путь».

Я думаю, что растерянность Кертиса вызвана непроясненностью для самого Крапивина следующего момента: весьма немногочисленные упоминания «явной» педофилии у писателя дают основания полагать, что он ставит знак равенства между садизмом и педофилией (так, например, измываются над Сопливиком Ласьен и компания в «Сказках о рыбаках и рыбках»).

Между тем это не совсем верно. Садизм связан с получением определенного удовлетворения при виде чужого страдания или в случае причинения физической либо душевной боли другому человеку. Педофилия же, как таковая, не всегда связана с причинением ребенку страданий, более того - зачастую педофил всячески стремится вызвать у своей жертвы приятные ощущения.

Другими словами, педофилия - насилие в нравственном смысле, но не обязательно связанное с мучительством и причинением страданий (т.е.насилием в физическом плане). По-видимому, педофил достигает сексуального удовлетворения за счет механизма эмоционального отождествления с ребенком. Такое отождествление позволяет ему психологически вернуться к сексуальной жизни собственного детства, вновь прожить и «отыграть» невозможное в прошлом, обладая при этом «багажом» взрослых знаний и мудрости.

Примечательно здесь, прежде всего, сходство с механизмом возникновения эмоциональной привязанности старшего товарища к младшему, неоднократно описанному у Крапивина. И там, и там - попытка вернуться к психологической жизни собственного детства. Разница в том, что в одном случае происходит возвращение к эмоциональной жизни в широком смысле этого слова, а в другом случае - к жизни сексуальной.

Крапивинская воспитательная система8 была привлекательна для людей, которые пытались разрешить проблему собственного одиночества, обращая свои эмоциональные привязанности на ребенка. Психологически это и есть возвращение в собственное детство, может быть, с попыткой компенсировать то, чего в этом детстве недоставало.

Суть метода «присоединения и ведения», столь популярного и авторитетного у последователей крапивинской системы - «Командоров», как раз и заключается в том, что Командор сначала присоединяется к ребенку, показывая, что он такой же, устанавливает дружеские отношения, а затем ведет за собой. Но чтобы адекватно «быть на стороне ребенка», а не потешать детей видом толстого сюсюкающего дяди (или тети), необходимо отождествление себя с ребенком, возврат к детским формам эмоциональных переживаний, т. е. то, что происходит и у педофила.

Неудивительно, что на каком-то этапе Командоры вдруг осознали степень своего психологического сходства с педофилами, поняли, насколько тонкая стена разделяет их. Родился страх - а вдруг судьба «переведет стрелку» на своих рельсах и толкнет кого-то из Командоров на путь порока. Отсюда полное неприятие ИХ, т. е. тех, с кем это произошло, и попытки доказать, прежде всего самим себе: мы - люди, они - нелюди.

Поэтому-то Кертис и считает, что возможно лишь три способа обращения с «любителями детей»: посадить, избить, убить. А ведь казалось бы, проще попробовать понять и помочь или же лечить, если дело зашло слишком далеко.

ЗР: Предлагаемая КД идея «помочь, пока не слишком поздно» тем более актуальна, что нередко педофил, т. е. пристающий к ребенку субъект…немногим его старше. Этим летом я работала в детском городском лагере. На моих глазах пора подростков неоднократно развлекалась, возясь на кровати, причем валились они друг другу головой в пах, а на мой вопрос о том, понимают ли они, чем занимаются, отвечали: «Мы просто щекотимся»!

Нельзя сбрасывать со счетов и случаи явно сексуально провоцирующего поведения детей и подростков по отношению ко взрослым. Что делать с этим?

КД: Наверно, если с подобным сталкивается психолог или социальный педагог, можно хотя бы поговорить. Кертис рассказывает, что один его знакомый признался: «Книги Крапивина дают такой простор для эротических фантазий» - за что немедленно получил от него по морде. Может быть, стоило расспросить, каково содержание этих фантазий, что именно их провоцирует.

ЗР: Да, но, наверно, для подобного разговора нужны специальные знания - тому же социальному педагогу?

КД: А где их взять, опять-таки? Вот, по-моему, очень выразительный пассаж, прочитанная мною на одном из сайтов, посвященных защите детей: «Что ж, выходит, любой, кто захочет вот так прийти к детям и паразитировать на них, может это сделать - и система не опознает его, не отторгнет, не включит автоматически многочисленные сигналы тревоги? Нет, конечно. По той простой причине, что и системы-то никакой нет! Ведь мы с вами, наверное, имеем в виду государственную - систему охраны наших детей от всяческих опасностей: от сексуальных притязаний, от жестокостей педагогов и родителей, от любого рода злоупотреблений взрослых, отвечающих за судьбы детей, от всевозможных случайностей наконец… Например, от того, что в детский сад придет сумасшедшая воспитательница, одержимая манией убийства; Так вот, перед лицом всех этих возможных несчастий наши дети абсолютно беззащитны. Положение дел таково, что если любой сексуальный маньяк, любой извращенец захочет оказаться поближе к детям, у него в распоряжении будет тысяча способов сделать это: устроиться работать в школу учителем труда, физкультуры, завхозом, сторожем, пойти вожатым или кочегаром в летний лагерь. Он может, как Устинов9, стать романтиком дальних туристских маршрутов: подальше от посторонних глаз, ночевки в палатке, общие спальные мешки».

ЗР: Да, увы, это действительно так…

КД: Кертис предлагает не стесняясь говорить с детьми о гомосексуализме и педофилии. Но можно ли говорить, не зная точно, какова сущность и причины этих отклонений? Что мы скажем детям? Озвучим текст типа: «Педофил - это человек, который сажает тебя к себе на колени, а потом проявляет интерес к твоим половым органам»? Такое «просвещение» может привести не только к потере части крапивинского очарования, но и к страхам, неврозам. К тому же современные дети, как правило, отлично знают, кто такие педофилы, но извращенцев от этого меньше не становится. Равно как и их жертв.

ЗР: Ну, здесь надо посмотреть статистику.

КД: Даже благополучная статистика не отменяет жалости к отдельной сломанной судьбе. Любые отклонения не проявляются просто так и сразу, а проходят долгий путь развития. Так, может, надо строить воспитательную работу в школе и вне школы таким образом, чтобы предупреждать эти отклонения?

ЗР: Опять-таки - КАК? И что должен знать, где и как получить эти знания человек, столкнувшийся с этой проблемой? Приглашаем к разговору всех заинтересованных лиц!

ПРИМЕЧАНИЯ

От редакции. Так получилось, что в беседе с К. Добровольским мы затронули ряд тем, упомянули имена и реалии, с которыми многие (особенно современные читатели) не знакомы. Они касаются произведений В.П.Крапивина и других «околокрапивинских» проблем. Мы попросили Е.Савина, исследователя творчества Крапивина и (с недавних пор) автора нашего альманаха прокомментировать беседу и высказать мнение по затронутым вопросам.

1. «Та сторона» - художественно-публицистический альманах, выпускавшийся в рамках клуба «Лоцман» и публиковавший материалы, посвященные творчеству В.Крапивина, проблемам отрядов и неформальной педагогики и некоторым другим писателям, чье творчество так или иначе ассоциируется с Крапивиным. Вышло 14 выпусков (1993-1999). «Голос» - издание, выпуск которого был организован как альтернатива и, в дальнейшем, замена «Той стороны» (16 выпусков, 1999-2002). Содержал материалы, касающиеся не только творчества Крапивина, но и массы других вопросов, связанных с ним лишь косвенно (личный «креатив», разного рода очерки и пр.). «Каюта командора» - это не отдельное издание, а спецвыпуски «Голоса», посвященные непосредственно творчеству В.Крапивина. Все эти издания в настоящее время доступны в электронном виде на сайте «Русская фантастика».

2. Имеются в виду сообщества, организованные в рамках «Живого журнала» - популярного сетевого ресурса, позволяющего вести «блоги» (сетевые дневники), как личные, так и тематические. Непосредственно обсуждению творчества В.Крапивина посвящены два сообщества: “Голубятня на желтой поляне” , являюще­­е­ся «офици­альным» сообществом писателя и поэтому закрытым в отношении некоторых тем (вроде темы данной беседы) и “Иная грань” - которое носит менее формальный характер.

3. Для понимания сути обсуждения важно напомнить, что В.Крапивин является не только писателем, но и одним из первых наиболее известных педагогов - «неформалов». Созданный им в 1961 году (и существующий по сей день) подростковый отряд «Каравелла» в Свердловске стал не только образцом для объединений такого рода, но и своего рода символом неформальной педагогики вообще в нашей стране. В этом смысле В.Крапивина можно назвать «культовой фигурой» (хоть я не в восторге от этого словосочетания) неформальной педагогики со всеми вытекающими из этого положения плюсами и минусами.

4. Тут надо принять во внимание, что статья, о которой идет речь, была опубликована 10 лет назад - в девятом номере «Той стороны»: Кертис Т.В. «Система против» и «крапивинские» дети. Вместе с тем, о ее актуальности свидетельствует тот факт, что ее тезисы периодически «всплывают» в разного рода полемике. Совсем недавно сам В.Крапивин посвятил этому несколько страниц своих публицистических заметок «Струна и люстра».

5. Роман «Помоги мне в пути» («Кораблики») написан в 1993 году, поэтому называть его недавним можно только с большой натяжкой, учитывая, что после этого В.Крапивин написал более десятка самых различных произведений.

6. Не совсем ясное утверждение. То ли здесь пропущено какое-то звено в рассуждениях, то ли еще что-то. Об особенностях эмоциональных взаимоотношений в произведениях В.Крапивина см., например, мою статью «Механика чувств».

7.Собственно говоря, статья Кертиса посвящена прежде всего проблемам неформальной педагогики, а не педофилии как таковой. Творчество В.Крапивина в ней также не анализируется. Основным объектом критики Кертиса является определенный контингент педагогов-неформалов, обозначающих свою деятельность как следующую неким маловразумительным «крапивинским» идеалам. Статья вызвала, мягко говоря, неоднозначную реакцию как со стороны Крапивина, так и со стороны читателей и авторов «Той стороны». Наиболее содержательные отклики на нее были в десятом и двенадцатом выпусках «ТС» (в числе откликнувшихся были В.Каплан, С.Лукьяненко, С.Переcлегин, Д.Ватолин). После этого обсуждение было прекращено.

8. Подчеркну, что в данном случае словосочетание «крапивинская система» обозначает лишь самоназвание вышеуказанной группы педагогов-неформалов.

9. Имеется в виду деятельность известного педагога-неформала, барда Ю.Устинова, который на протяжении своей деятельности неоднократно обвинялся в педофилии. Эта запутанная и неоднозначная история (которая тянется до сих пор) достаточно широко освещалась в центральной прессе в начале 90-х годов. Материалы о деятельности Устинова (в том числе и статью И.Ханхасаевой, откуда взята приводимая цитата) можно найти на сайте “Технология альтруизма”

Если знаете статью на ту же тему, что и эта - пожалуйста, оставьте ссылку в комментариях. Испытываешь влечение к мальчикам? Тебе >> СЮДА<<
О блоге
Поискать еще публикаций на тему педофилии:

Устинов, статистика, педагоги

Previous post Next post
Up