Разного рода этатисты, государственники и радетели за судьбы родины любят говорить о том, что необходимо сильное государство. Зачем оно нужно - говорить не любят, а когда их спрашивают, отвечают общими фразами: мол, чтобы было всё хорошее и не было всего плохого. Создается впечатление, что сильное государство для них - некая самоцель.
По факту же сильное государство - средство для исполнения определенных задач, которые могут быть как реально общеполезными, так и полезными определенной группе людей, этим государством управляющих. Общеполезным оно может быть в случае критической ситуации, когда всему обществу угрожает какая-то опасность масштаба целой страны. В этом случае сильное государство обретает задачу - противостояние этой угрозе, и задачу эту в общем-то неплохо исполняет.
А во все остальное время сильное государство превращается в курящего зайца.
Когда нет никаких опасностей масштаба целой страны, у сильного государства нет общеполезных задач. И люди, управляющие им, находят ему иные задачи, не общеполезные. Сильное государство, пережившее свою общеполезность, становится полезным интересам только определенного класса или элитной группы, становясь орудием их господства и подавления других классов и социальных групп.
Государственники и фашисты всех мастей - что обычные коричневые, что «белопальтошные» - рядящиеся под «рассерженных патриотов», «социал-националистов», «имперцев-меритократов», да хоть «панэкологистов» - считают, что сильное государство, установленное на веки вечные, будет полезно всем, так как будет принуждать каждый класс или страту общества выполнять свою часть общественного договора. Но в итоге окажется, что такое абстрактно-справедливое сильное государство будет курящим зайцем - от него будут проблемы всем и никакой пользы никому.
Каждый класс имеет свои интересы, свои устремления. Есть такие и у социальных групп, классами не являющихся. Например, у класса капиталистов интересы понятные - безраздельно и вечно владеть своей частной собственностью и извлекать из неё доходы любыми доступными способами. У социальной группы чиновничества тоже есть свой интерес - извлекать доход из своих должностей, монополизировать доступ к ним, взять их «в кормление» и пристроить на аналогичные должности своих детей, жен и родных (веру этатистов и фашистов в существование неких честных чиновников-паладинов, интерес которых только в бескорыстном служении Отечеству, отметаем туда же, куда веру в леших, домовых, попобаву и прочих персонажей низшей мифологии народов мира). А принуждение этих социальных групп к исполнению общественного договора будет этим группам жать. Им будет неудобно, им будет больно. Капиталистам будет больно от того, что сильное справедливое государство будет мешать им эксплуатировать сотрудников. Чиновникам будет больно от того, что сильное справедливое государство будет мешать им брать должности в кормление, наказывать их за взяточничество и обналичку казенных средств. А ведь именно эти группы ближе всех к государству, наделены наибольшим количеством рычагов влияния на него. Конечно же, они сделают все, чтобы «прихватизировать» сильное справедливое государство, сделать его несправедливым и заставить отвечать только своим интересам. На этом сильное и абстрактно-справедливое государство и кончится, и начнется государство сильное и несправедливое, то есть - олигархичное. В этом и заключается пресловутый закон Михельса, он же - железный закон олигархии.
А что другие классы и социальные группы? Те, что в простом народе? Им, конечно же, будет немножко жать абстрактно-справедливое сильное государство. Им будет жать намного сильнее сильное несправедливое, олигархическое государство. Но у них не будет способов на это государство повлиять и заставить его отвечать своим интересам, кроме способов протестных, борцовских - то есть, классовой борьбы за вырывание государства из рук господствующего класса.
Иными словами, у нас получается, что абстрактно-справедливое сильное государство ни в коей мере не гарантирует гражданского мира и всеобщего исполнения общественного договора. Оно не гарантирует даже своего собственного выживания и непопадания в цепкие лапы господствующего класса.
В итоге получается, что надклассового сильного справедливого государства не то, чтобы нельзя построить - оно не нужно никому. Любое такое государство - короткий мобилизационный период для решения какой-то задачи крупномасштабного характера. После того, как эта задача будет выполнена и настанет «нормальная цивилизованная жизнь», каждый из присутствующих в обществе классов и каждая влиятельная социальная группа будет добиваться того, чтобы государство выполняло именно их повестку. И больше всего шансов этого добиться у господствующего класса.