Калга - 2017_08_18-26

Oct 02, 2017 09:36

Отчётец о матрасном алкосплаве по Калге - порог Утюг - пос.Калгалакша - 53км

Спав по этой простой и довольно короткой речке решили сделать совсем матрасным - растянуть на неделю - 4 коротких ходовых дня, включая стапель, антистапель и выброску и 3 полных днёвки - день идём, день стоим.

Шли по лоции Рычкова Владимира с Ветра Перемен - годная лоция, может несколько растянуто, для такой простой речки, но ориентиры все верные, насколько это возможно с 2009 года, Там же есть описание выхода в море и выброски через ст.Поньгома (можно и через ст.Кузема - будет быстрее, проще и с магазином, если не очень поздно). Вот только километраж там неверный, сильно завышен - из какой-то совсем старой лоции.
Последние комментарии по Калге (+Поньгома) на Ветре Перемен.

Из 63 возможных км этого маршрута (без выхода в море), мы срезали в самом начале ещё 10км, доехав на буханке до моста через порог Утюг - уж очень ломало идти против ветра озёрный участок в начале маршрута - осталось всего 53км на 3,5 ходовых дня.
Даже полный маршрут на достаточно быстрой и манёвренной надувнушке можно пройти за 2 дня, если постараться (хотя лучше всё-таки растягивать на 2,5 дня, учитывая не самую простую и быструю выброску до ст.Энгозеро), но мы никуда не спешили.

Уровень воды - выше среднего-высокий летний - обошлось без проводок, даже камни почти не цепляли на шиверах. Просматривали пороги: Утюг - перекрыт мостом, Грива - лучше глянуть поворот направо с жандармом в конце порога, впрочем, пофигу - слева от жандарма сядешь на мель, справа пронесёт, вот и вся разница, Коверкоски - ничем толком не запомнился - обычная шивера до 2КС, Короткий - можно глянуть, с какой стороны лучше обойти жандарм в центре порога, хотя, в любом случае, вынесет, Офицерский - единственный, который, действительно, лучше осмотреть почти полностью, дабы не словить приключений перед выброской - !возможны прижимы к расчёскам!, Морской - перекрыт !мостом с сетями!, если не выходить в море, то и не стоит его идти - потом до машины ещё добираться.
При среднем летнем уровне воды на надувнушках ещё можно будет без особого шкуродёра пройти, а на каркасах уже не избежать проводок, на ключевых порогах на каркасах уже можно и засесть ...с последствиями.

Все фотки с этого сплава на Я.фотках





Трек - ст.Энгозеро - пос.Калгалакша (отмечены только ключевые пороги, стоянки, ориентиры и километраж)
- по клику откроется в гугломапе


скачать gpx
скачать kml

В Энгозеро можно приехать на поезде в 2:48 или в 6:06. Во второй половине августа белых ночей на этой широте уже нет, и мы, ради соблюдения режима сна ;), заехали в 6:06 - он ещё и дешевле, чем фирменный в 2:48. Перетащили вещи к магазину с другой стороны ЖД, и я решил сбегать, проверить дорогу к возможным местам стапеля. Место стапеля 1 мне не понравилось - возле моста, посреди посёлка, на мокрой от росы траве. Стапель 2 - возле вышки сотовой связи - гораздо лучше, там застал группу, которая прошла накануне Калгу и выбросилась на место стапеля, что бы там переночевать, а утром выезжать на машинах. Пока шёл обратно к магазину, начался проливной дождь. Естественно, я с утра расслабился, вышел в брюках и рубашке, и немедленно вымок) Решили, что пока никого нет и магазин закрыт, можно под козырьком магазина приготовить завтрак на горелке, перепаковать вещи в гермы, потом дозакупить провизию (в основном, конечно, алкоголь), а там глядишь и машина какая-нибудь объявится - раз отпуск матрасный, то и нечего напрягаться.

День 1 - 19.08.2017 - СБ - дозакупка, стапель, ходовой день 1 - 10км

Пока выкупали в магазине всё оставшееся пиво, местная жительница вызвала нам машину, за 1500р договорились о заброске на мост через порогу Утюг - там в лесу, на одной из стоянок, можно растянуть тент, спокойно собраться, перекусить. отметить, и главное, не начинать маршрут с унылого озёрного участка -10км против ветра. Сегодня по плану стоянка на Поригозере - 20км от начала маршрута, 10км от порога Утюг.

01. Необорудованная стоянка с автоподъездом на ЛБ перед мостом у порога Утюг. Всё ещё моросит дождь - мы никуда не спешим...



02. Чуть ниже этого моста на ЛБ оборудованная стоянка. Но нам влом было тащить туда вещи, всё равно, скоро стартовать.



03. Вид с моста вверх по течению - заход простой, но всё равно, лучше вылезти и глянуть в какой пролёт моста лучше заходить.



04. Вид с моста вниз по течению - мы прошли, вроде бы, в правый пролёт, дальше стандартная выходная шивера.



05. ЖД мост, под ним остатки какого-то старого моста - всё просто.



06. Небольшая стоянка на ПБ на одном из разливов перед Поригозером.



07. Всевозможные шиверки и перекаты - всё можно считать не выше 1-1+ КС.



08. Порог 3 сосны? - как ориентир перед Поригозером.



09. Поле из кувшинок в разливе.



10.



11. Видимо, вышли в Поригозеро - читаем, где тут самая лучшая стоянка.



12. За одинокой сосной на островке виден самый большой остров на озере.



13. На этом большом острове стоянка, но оборудована она не очень, дрова все давно выпилены, да и занята уже.



14. В итоге, мы обследовали почти всё озеро в поиске стоянки. Самой лучшая оказалась на каменном мысочке в ЮВ части озера - нужно обогнуть с востока большой остров, а за ним также пройти остров поменьше.



В СЗ части озера, перед истоком Калги, есть ещё 1 неплохая оборудованная стоянка, но уж больно шумно там от порожка на выходе. На противоположном-южном берегу от этой стоянки есть ещё одна совсем неинтересная стоянка. Вернулись оттуда к самой уютной и красивой стоянке за островами - в ЮВ части озера. Выбор стоянки для днёвки крайне важен в матрасном походе. Лучше потратить 1-3 часа на поиски, зато потом весь день тусоваться на самой лучшей стоянке! Благо, время на эти поиски есть)

День 2 - 20.08.2017 - ВС - днёвка 1

15. Вид с нашей первой стоянки на малый и большой острова в центре Поригозера.



16. В магазе Энгозера взяли наиотстойнейшее сало. Благо, я знаю как превратить его в отличную закуску к пиву!



17.



18. Быт...



19. Ещё закуска к пиву!



20. Свинка, свинка, не молчи...



День 3 - 21.08.2017 - ПН - ходовой день 2 - 10км (это не шутка - второй ходовой день тоже 10км, ну а как ещё растянуть этот маршрут на неделю)
Никаких порогов, требующих особого внимания и, тем более, просмотра не заметил.

21. Скальник у выходе из средней Ламбины - второе по счёту озеро после Поригозера.
Могла бы быть неплохая стоянка, а может она там и есть - не проверяли



22. Указатель на выход из третьего по счёту озера после Поригозера.
Собрал из мусора на берегу и оставили для Микканора, который должен был здесь пройти без навигатора, карты и лоции через пару часов))



23. Вышли в Пиртозеро - да, сегодня допиваем пиво, завтра опять днёвка - переходим на спирт.
Почему в Пиртозеро мы вышли на закате? Да потому, что после днёвки легли ближе к утру, проснулись ближе к обеду, а стартовали ближе к ужину - переход не более 2х часов. А Микканор, вообще, вышел в Пиртозеро, когда уже стемнело, потому что подотстал на сборах. Мы с Валей решили, что пойдём вперёд - хоть стоянку по светлому выберем, а Микканор нас позже нагонит - так, в общем, всё и вышло.



На Пиртозере 3 тур.стоянки и 1 автостоянка на прилегающей к дороге территории. Первая стоянка на ЮЗ озера, ничего так, оборудована, но лучше пройти вдоль южного берега до ЮВ озера - там лучшая стоянка - на ней и встали. Напротив ЮВ-ой стоянки (ещё восточнее), на небольшом каменном мысу, видна маленькая СВ-ая стоянка, она ничем особым не примечательна, кроме того, что за скальником в лесу морошечник. Автостоянка у дороги - напротив ЮВ-ой стоянки, там видны столбы ЛЭП с изоляторами, иногда можно заметить проезжающие машины - эта стоянка не стоит внимания.

День 4 - 22.08.2017 - ВТ - днёвка 2

24. ЮВ-ая стоянка на Пиртозере.



25. Классно смотрится с воды.



26. Малая СВ-ая стоянка - поел там морошки, собрал грибы и направился к дороге.



27. Слева от трубы автостоянка - там сыро и загажено.



28. Вернулся на нашу ЮВ-ую стоянку - здесь Валя словил язя!



29. Язя запекли в муке на сетке.



Затем я ходил за грибами. Если пройтись от нашей стоянки в лес на восток и немного на юг, то можно прогуляться по скальнику, там видны руины доисторических туристских стоянок. А если уйти на ЮЗ, то можно выйти на лесную дорогу, ведущую на запад и теряющуюся потом где-то в болотах (она видна со спутника), к этой дороге ведёт тропа и с ЮЗ-ой стоянки, можно ходить в гости. Но главное, гуляя по этой прекрасной лесной дороге, очень удобно собирать грибы, жаль, цифровик с собой не взял!

День 5 - 23.08.2017 - СР - ходовой день 3 - 20км, просмотр порогов Грива и Коверкоски

После Пиртозера Калга делает резкий разворот с востока на запад и впадает в небольшую ламбину, на выходе из этой ламбины на ЛБ неплохая оборудованная стоянка. Если стоянки на южном берегу Пиртозера заняты, можно и здесь остановиться, но будет постоянно слышен шум с Гривы.

30. До Гривы от выхода из ламбины всего 250м. Просмотр по ПБ от опознавательных знаков. В конце порога стоянка.



31. Грива, прежде всего, запомнилась красотой берегов - такие на Калге встретишь не часто.



32.



33. Здесь виден поворот направо в конце порога.



34. За поворотом жандарм - здесь видно, что пофигу, куда влетишь после него - ничего криминального дальше не будет, но лучше прижиматься к ПБ.



35. При просмотре Гривы можно поесть черники и набрать грибов.



36. Это меня на Гриве засняли.



37. Викинг-3.6 режет любой, даже самый мелкий вал, а потому позволяет умыться даже в ручье, но внутри тепло и сухо))



38. Мост через пролив на Верхнем Амбарном озере - это не та дорога, по которой проезжают из Калгалакши в Энгозеро, до перекрёстка с той самой дорогой нужно пройти 1,25км на восток.



Проходим Верхнее, Среднее и Нижнее Амбарные озёра - хороших стоянок там нет.

39. На одном из порожков Валя решил традиционно искупаться)



40. Ближе к одной трети протоки между Нижним Амбарным и Калгозером (2,5км от выхода из Нижнего Амбарного) - порог Коверкоски.
Просто длинная S-образная шивера из двух участков, между которыми можно зачалиться на ПБ. Просмотр по ПБ, там же стоянка.



41. Традиционно шкуродёрная, для таких порогов, выходная шивера.



Быстро проходим оставшийся участок реки до Калгозера, пересекаем его с запада на восток и забиваем лучшую стоянку на восточном берегу.

Перед стоянкой обогнули с двух сторон единственный на озере осторв - протоптанных выходов на него не заметили, как будто бы и нет на нём стоянки для любителей уединения, что странно, могли бы и сделать уже. А может и есть там стоянка, только подходы к ней не палят. По тропе на север от главной стоянки на восточном берегу ещё одна оборудованная стоянка - похуже, а ещё севернее по тропе - совсем унылая необорудованная стоянка. Видимо, большинство групп предпочитают перед выброской останавливаться именно здесь, отсюда такая концентрация стоянок в одном месте - больше вставать негде, остаётся либо остров, либо идти ещё 8км до стоянки на пороге Короткий.

При подходе к главной стоянке, справа от неё, на ЮВ озера виден скальник - было бы интересно к нему прогуляться.

День 6 - 24.08.2017 - ЧТ - днёвка 3

Эта днёвка запомнилась нескончаемым дождём, я что-то приуныл, и даже на скальник не пошёл((

42. Всего одна фотка с днёвки - сидим за столом под тентом, хомячим, допиваем спирт.



День 7 - 25.08.2017 - ПТ - ходовой день 4 - 16км, просмотр порогов Короткий и Офицерский, антистапель, выброска

44. Небольшой скальник на ЛБ - начало порога Короткий.



45. На скальнике небольшая, но уютная, оборудованная стоянка. Но есть два минуса - на тропе просмотра и шум порога.



46. От стоянки в лес ведёт каменная тропка - живописненько.



47. Порог Короткий - справа в центре русла, вроде бы, виден жандарм. Но по такой воде с наплыва, без просмотра, он заметен только с нескольких метров. Впрочем, даже за несколько метров до него можно успеть сманеврировать, причём, не важно, куда - везде пройти можно, главное, не на него!



48. Заход в порог Офицерский - просмотр по ЛБ, вылезти на берег нелегко, особенно, если вода невысокая, но нужно.



49. Это, конечно, самый интересный порог на Калге.



50. Серьёзные аварии на каркасах бывают здесь реже, чем на Гриве и Коверкоски, но только потому, что некоторые, наученные горьким опытом на предыдущих порогах, предпочитают обнос этого порога. Если же на предыдущих порогах проблем не было, то и здесь, по идее, не должно возникнуть.



51. На самом деле, порог не особо сложный, посередине есть улово для страховки и отдыха.



52. Вторая ступень порога.



От Офицерского до Калгалакши всего 4,5км, а до моста через дорогу Калгалакша - Энгозеро 1км. Если идти с опозданием, то можно попытаться сэкономить время, устроив антистапель у моста, но связи там скорее всего не будет, трафик на дороге бывает нулевой, т.ч. всё равно, придётся идти в Калгалакшу - 2,5км - полчаса. Те же полчаса или чуть больше уйдут на сплав от моста до Калгалакши - 3,5км. Экономия в полчаса может получиться, только если кто-то пойдёт за машиной и вернётся с ней через час к мосту, а за этот час остальная часть группы успеет собрать все вещи для выброски на поезд.

53. Порог Коровий, от него уже видна Калгалакша.



Всё что мы видим слева - это Канаостров. В море можно выйти не через Калгалакшу, а обойдя Канаостров слева.
За порогом островок, проходим справа от него и идём на поляну для антистапеля - справа от моста.

54. Калгалакша разделена Калгой на 2 части.



55. В левобережную часть, на Канаостров, ведёт пешеходный мост, на машине туда не проехать.



56. Вид с моста на выходную шиверу Калги в губу Калгалакша - за мостом уже Белое море.



57. Гуляю по Калгалакше, ищу магазин.



58. Магазин находится чуть ниже моста, на правом берегу, напротив церквушки, т.е. совсем недалеко от поляны антистапеля.
В описаниях встречается некое "загадочное" расписание магазина - вот оно. На самом деле, магазин может быть открыт по самым разным причинам, а если всё-таки закрыт, но очень нужно, то можно позвать продавщицу через местных.



Вот и всё, собрали шмотки, и уехали на ст.Энгозеро. Мы доехали за 2,5ч, но при плохой погоде и глубоких лужах, может выйти и 3, и 4 часа!
Т.ч. запас в 4ч на выброску до поезда обязателен. На станции удобный зал ожидания, нам даже свет включили) Магазин в Энгозере закрывается около 20:00.

PS:
На ключевых порогах лучше не останавливаться, особенно на днёвку, особенно в пик сезона, дабы лагерь не превратился в проходной двор.
Лучшие стоянки - именно те, на которых мы и стояли. Если идти Калгу за 2,5-3 ходовых дня то:
1. 20км - одна из стоянок на Поригозере.
2. +27км=47км - одна из стоянок на Калгозере (если там всё занято, то придётся идти до порога Короткий +ещё 8км=55км)
3. +16км=63км - Калгалакша (или 8км от порога Короткий)
За 2 дня Калгу можно пройти в спортивном режиме, без захода в магаз, остановившись на пороге Коверкоски - 40км (или 30км, если заброситься на порог Утюг), на 2й день останется всего 23км, и выброска на ст.Энгозеро.
Выход в море не рассчитываю, в море возможности для импровизации слишком велики. Главное, пресной воды в герм набрать!

Если идти более менее спортивно, без выхода в море, то, уехав от ст.Энгозеро в сторону Кеми, можно переброситься по Мурманской трассе на одну из ближайших простых речек типа Поньгомы, Воньги, Куземы, Сига или даже Северной Шуи (или в обратном порядке). Одной недели должно хватить на пару таких рек, если начинать их именно от трассы

_

алко, трек, поход, река, Карелия, отчёт, байдарка, сплав

Previous post Next post
Up