Воргольские скалы, п.Волчья Яма - 2016_11_04-05

Nov 09, 2016 21:01


На ноябрьские ездили в Елец - прогуляться по Воргольским скалам, да в Волчью Яму залезть.

Заброска автобусом в Елец в ночь с 3 на 4 ноября.
4-5 ноября гуляем по Воргольским скалам, потом желающие идут в п.Волчья Яма, а уже нагулявшиеся уезжают из Ельца на вечернем автобусе.
На Волчью Яму - вечер 5 ноября, и выброска из Ельца на ночном или утреннем автобусе.

Как оказалось, если забрасываться ночью по ЖД, потом брать такси для дозаброски ближе к скалам, гулять по ним весь день, а утром выходить или выезжать к пещере, можно всё успеть за 2 дня и выехать из Ельца на вечернем автобусе! Да, заброска/выброска для обычной ПВДшки, конечно, очень долгие - вся ночь туда и 5-6 часов на автобусе обратно. Но оно того стоит! Ели как следует поготовиться, взять заранее все билеты и использовать для дозаброски и переброски между объектами такси, то можно вернуться в Москву к 11ти, а то и 7-9ти вечера.

Организация в группе VK - Кабаны Высокой Энтропии | ПВД - событие -047- Поездка на Воргольские скалы
Небольшие фотоотчёты в группе VK и у Валеры.
Все мои фотки на Я.фотках






Трек - Елец, Воргольские скалы, Елец +п.Волчья Яма - по клику откроется в гугломапе


скачать gpx
скачать kml

Утром 4 ноября, в 5:30, были в Ельце, предполагалось, что выспимя в автобусе, но что-то никто не выспался. Московские автобусы приходят и выезжают обратно от Автостанции №2, что достаточно далеко от предполагаемого начала маршрута, зато очень близко к его финишу. Поэтому решили взять такси и доехать до пос.Елецкие Лавы (300р за легковушку), дойти до скального массива Звонари, там поставить палатки перекусить, отдохнуть немного и продолжить радиальный осмотр.

Лучше, всё-таки забрасываться в Елец ночным поездом, вот только билеты нужно брать заранее, иначе, выйдет на 50-100% дороже автобуса, зато точно удастся поспать часов 5-7. А от ЖД-вокзала брать такси до пос.Нижний Воргол или Дерновка и уже оттуда начинать маршрут. А вот обратно можно легко уехать вечерним автобусом от Автостанции №2: 17:31-23:00 или 16:50-23:20 (они приходят на разные вокзалы) - обратные билеты тоже лучше брать заранее, хотя бы перед выходом к Волчьей Яме.

День 1 - 04.11.2016 - ПТ - 13км, ходовой день 06:00-09:30=3,5ч - 3,7км/ч + радиалка 7км

01. Прошли мимо Лавского карьера, ничего интересного там не заметили, Белазов нет - спят наверное, а может, у них выходной.



02. Идём через поля фильтрации сахарного завода, а запах как на обычных канализационных отстойниках, только хуже, с кислинкой какой-то.



03. Жижица тёплая, пар идёт)



04.



05. Зашли в пос.Нижний Воргол, сюда можно было и на такси доехать.
Некоторые дома и хоз.постройки сделаны из местного камня. Интересно, что за камень с отверстием в ограде?



06. Успенская церковь - действующая.



07. Рядом минизвонница из обрезанных газовых баллонов.



08. Остатки ворот у храма.



09. Уже встречаются мелкие скальники.



10. Родник и купель.



11. Дошли до моста через Воргол, но на другой берег не переходим.
Вообще, осматривали только ЛБ Воргола, только Валера и Виталик ходили на осмотр старой мельницы с тур.базой на ПБ.



12. Прикольно течёт и берега красивые, но тащить сюда лодку ради 10-20км сплава уж очень влом, лучше, по Дёрже сплавиться.



13. Ещё 1 мостик.



14. Сооружение непонятного назначения на ПБ, чуть ниже Копчёного камня.



15. Скальники на ПБ.



16. Идём по верхней тропе в сторону Копчёного Камня и Звонарей.



17.



17. Скальный массив Копчёный Камень - как-то незаметно прошли его поверху, завтра сюда ещё вернёмся.



18. Нужно перепрыгнуть через ручей, протекающий с запада от соснового бора.



19. Скользко...



20. Некоторым переправа через ручей даётся гораздо веселее, чем остальным)



21. Дамба и мост с перекатом на выходе.



22. Вид сверху. Отсюда по ПБ можно пройти к старой мельнице с тур.базой, непонятно, зачем все прутся на машинах по убитой грунтовке к мостику с ЛБ.



23. От дамбы опять вышли на верхнюю дорогу, и скоро были на скальном массиве Звонари - вид вниз по течению Воргола.



24. Вид со Звонарей вверх по течению Воргола.



25. Ставим палатки на самом верху, возле самого большого и пафосного скальника с лосями.
Вид сверху конечно хорош, но и ветер самый сильный именно у этого скальника.



Пообедали, повалялись в палатках и пошли гулять вокруг Звонарей.

26. Внизу, на ЛБ Воргола оборудованная стоянка, рядом ещё 1, похуже.



27. Выше по течению от нижних стоянок, мостик, прямо под скалами.



28. Идём от Звонарей вверх по течению - там тоже видны скальники, но ничего особо интересного.



29. Зато оттуда неплохой вид на Звонари.



30. И даже наша палатка наверху видна.



31. Скальники на ПБ, чуть выше по течению от Звонарей.



32. Возвращаемся к Звонарям, самое интересное на средней тропе, выше Воргола, прямо под скалами.



33. Похоже на кусочек Адыгеи или Крыма.



34. Прикольная текстура.



35.



36. Дальше скальники напоминают крымский Таракташ в миниатюре.



37.



38. Иду по средней тропе до мельницы, Валера сказал, что снаружи она гораздо интереснее, чем внутри - там просто 4 голые стены - ну хоть гляну на неё с ЛБ.



39. Здесь явно добывали камень.



40. Есть 2-3 неплохих места для установки лагеря в таких карьерах.



41. Дошёл до мостика к мельнице - вход 100р - не пошёл.



42. Возвращаюсь обратно по нижней тропе, вдоль русла Воргола.



43. Уровень воды бывает выше как минимум на 1м.



44. "Пляжик" возле оборудованной стоянки.



45. Целое поле для автокемпинга на берегу, сейчас, только 1 джип к оборудованной стоянке подъехал.



46. Поднимаюсь наверх к нашей стоянке.



47. А вот и наши палатки.



День 2 - 05.11.2016 - СБ - 14км+8км=22км +Копчёный Камень=0,5ч + п.Волчья Яма=1,5ч - ходовой день 11:30-20:30=9-0,5-1,5=7ч - 3,1км/ч

48. Решили пройти к Копчёному Камню по средней тропе, мимо мельницы - не все там ещё успели прогуляться.



49.



50. По всей тропе встречаются небольшие скальники.



51.



52. Смотрим на мельницу с высокого ЛБ.



53. Впереди скальный массив Копчёный камень, сегодня зайдём к нему снизу.



54. Проходим мимо соснового бора.



55. Оставляем рюкзаки и лезем к скалам.



56. Здесь, так же как и на Звонарях, есть расщелины и гроты.
До полноценных пещер всё-таки не дотягивают, но по масштабности и красоте не уступают Звонарям.



57.



58.



59.



60.



61. А вот и грот, который называют пещерой.



62. Вид изнутри.



63. Карабкаемся...



64. Андрей, и не только он, нашёл какой-то особенно неудобный способ прохождения маршрута)



65. Марина на камне.



66. Сергей позирует так, как будто его сейчас расстреливать будут)



67. Андрей у грота.



68. Валера что-то интересно заметил.



69.



70.



71. Виталик сидит на обрыве.



72. Вид на Воргол вверх по течению.



73. Обходим с ЮВ сосновый бор - здесь можно найти ровное место для стоянки, возможно, придётся зачистить его от кустарника, зато в лесу - мягко, сухо, дрова, тент среди деревьев можно растянуть и летом-осенью лагерь будет не так заметен с дороги.



74. Вот и всё - полями, лесами, посёлками идём к Автостанции №2 - 10км, где нас ждёт обед в MD, откуда часть группы уезжает на вечернем автобусе, а другая часть идёт к Волчьей Яме и выезжает в Москву на ночном автобусе.



Так вышло, что к Волчьей Яме пошёл только я. Но мне было и проще, чем остальным. Я, в отличии от остальных, шёл уже в зимней обуви, 2й день мне было тепло и сухо, а ещё, мне было всё равно, восколько я вернусь в Москву.
Точных данных по местонахождению пещеры у меня не было. Из разных источников было 2 варианта. Оба они есть в Викимапии: Скальники на ПБ Ельчика и Пещера на ЛБ Ельчика. Но в Викимапии бывают объекты со случайно или умышленно неправильно указанными координатами - нужно было обследовать оба объекта. И всё равно, не было 100% гарантии, что я найду эту пещерку.

75. У скальников на ПБ Ельчика я был ближе к 17:00 - уже начало темнеть.



76. Минут 40 я лазил по этим скальникам, но нашёл только 1 грот, с некоторой претензией на пещерку.



77. Вот и грот, здесь можно заночевать, если что.



78. Внутри, действительно, есть небольшая пещерка, но совсем маленькая.



79. Вид изнутри грота, под козырьком видно костровище.



80. Автобус, на который у меня уже был билет, выезжал в 22:15 - оставалось как минимум 3,5 часа до выхода к Автостанции №2.
Решил проверить, на всякий случай, близлежащие тропы и идти ко 2му объекту на ЛБ Ельчика.



81. Дошёл до прудика - главный ориентир для дальнейшего поиска Волчьей Ямы - всего 50м на СЗ.



82. Лаз нашёл достаточно быстро, хотя троп под снегом уже не видно и следов никаких нет - за 2 выходных дня никто к пещере не подходил.



83. Кинул в 1й спуск 2 слоя 6мм верёвки - 10м - здесь самое неудобное место, но если очень хочется, то и без верёвки можно обойтись.



84. За 1м спуском сразу же идёт 2й, тоже не особо удобный, но для меня нормально, верёвку перевязывать не стал.



85. В пещерке нет огромных залов, сталактитов, сталагмитов, сталагнатов и масштабных натёков, она не особо глубокая и длинная, но встречается и несколько интересных мест.
Состоит, в основном, из высоких но узких вертикальных расщелин, разделённых как бы на этажи - заблудиться невозможно, но без фонаря, если что, выбраться будет проблематично.



86. На все ходы, в которые я физически смог пролезть, у меня ушло около 1 часа.



87. После первых 2х спусков, будет ещё 2-3 этажа - 3й этаж как погреб, в который кое-где можно спуститься, пройти насквозь его нельзя.



88. Трудности, в основном, составляют высокие, но узкие ходы, камни очень острые, цепляются за одежду, а в низу глина.



89. Здесь хорошо виден пролёт, разделяющий расщелину на этажи.



90. А здесь, на полочке, можно заночевать, если что.



91.



92. Здесь, и ещё в нескольких местах, только ползком - без ВВЗшного комплекта или комбеза не обойтись, иначе, в общественный транспорт после пещерки не пустят, всего такого красивого, цвета детской неожиданности.



93.



94.



95. Несколько пещерных монстриков напоследок - мышки пролетают периодически.



96. Нужно смотреть, за что хватаешься - на верхних уровнях встречаются кивсяки-многоножки!



97. Вот они поближе, на бревне - эти для человека безобидны, но трогать их от чего-то не хочется.



На залаз в Волчью Яму у меня ушло 1,5 часа, включая переодевание.
Делать больше нечего, иду на Автостанцию №2 и полтора часа жду там автобус.
Мне повезло, автобус заезжал в АП Домодедово, где я пересел на круглосуточную маршрутку до м.Домодедовская, откуда легко добрался до дома ближе к 5 утра.

PS:
Ехать лучше во 2й половине сентября-октябре - будет уже не так тепло, но и не очень холодно, народу на маршруте и стоянках не так много, а растительность ещё сохранит краски.
Что бы успеть всё осмотреть за обычный ПВД - СБ-ВС с ночной заброской и вечерней выброской я бы шёл так:
Вариант 1 - самый простой:
После ночной ЖД заброски берём такси до дер.Дерновка, осматриваем Звонари, идём средней тропой к мельнице, оттуда идём к Копчёному Камню. Осмотрев Копчёный Камень, идём в Нижний Воргол, смотрим Успенскую церковь и уезжаем на такси ближе к скальникам на ПБ Ельчика (ул.Ростовская). Ночуем в лесу на скальнике возле грота или у воды на ПБ Ельчика. Утром идём к Волчьей Яме. От неё на Автостанцию №2 и уезжаем на дневном автобусе - в Москве уже в 7-9 вечера!
Вариант 2 - посложнее:
После ночной ЖД заброски берём такси до дер.Дерновка, осматриваем Звонари, идём средней тропой к мельнице, оттуда идём к Копчёному Камню. Осмотрев Копчёный Камень, разбиваем лагерь в сосновом бору. Желающие могут сбегать в Нижний Воргол, посмотреть Успенскую церковь. Утром выходим к Автостанции №2 - 10км, там берём билеты на обратный вечерний автобус, обедаем в MD. Остаётся время на Волчью Яму 3,5км+залаз=1,5ч+3,5км = 3,5ч
Вариант 3 - ещё сложнее:
После ночной ЖД заброски берём такси до пос.Нижний Воргол. Осматриваем Успенскую церковь, потом на Копчёный камень, от него к мельнице, от мельницы нижней тропой к Звонарям. От Звонарей средней тропой к сосновому бору - там ночуем. Утром выходим к Автостанции №2 - 10км, там берём билеты на обратный вечерний автобус, обедаем в MD. Остаётся время на скальники с гротом на ПБ Ельчика и Волчью Яму 4,5км+залаз=1,5ч+3,5км = 4ч.

_

заброшка, спелео, ПВД, hike, Воргольские скалы, трек, поход, каменоломни, Волчья Яма, отчёт, пешка

Previous post Next post
Up