Был у меня (и есть) дешевый китайский шумящий (уже почти не шумящий, но об этом далее) страт. Шум - это плохо, если вы не нойз играете, конечно. Была задача избавиться от наводок и наработать более монументальный звук. Для начала я взялся за звукосниматели и первым делом поменял нековый датчик, потому как хотелось звука погуще и помрачнее, но не злее. Посему в нековую позицию был поставлен Seymour Duncan SHR-1b Hot Rails for Strat. Звук получился и правда грозный, все-таки это бриджевый звукосниматель с достаточно серьезным выхлопом. Естественно, там ему было не место, особенно очевидно это стало после того, как я поставил Seymour Duncan SCR-1b Cool Rails for Strat в бридж.
У «холодных рельс» выход слабее в полтора раза и в бридже этот датчик звучал как-то тускленько. Видать, я не фанат блюзового звука, под который, якобы адаптирован этот звукосниматель. Впрочем, после того, как я поменял датчики местами, все заработало довольно таки неплохо. Hot Rails звучит довольно бодренько, и, находясь в бриджевой позиции, естественно, рычит на перегрузе четче и агрессивнее любых звукоснимателей, что у меня имеются, а бриджевый Cool Rails все-таки оказался уместным и у грифа: и выхлопа достаточно, и избыточной тяжести у него нет. Включенные параллельно, SCR-1b и SHR-1b дают красивый, открытый, насыщенный, без переборов на верхах и низах звук, идеальный для игры без перегруза (на мой взгляд). Думаю, все, кто держал страт в руках, знают, что переключатель звукоснимателей не позволяет задействовать одновременно нековый и бриджевый датчики. Это решается очень просто, например, с помощью шестиногого тумблера. Вообще подойдет любой, вовсе не обязательно приобретать дорогущий, однозначно не стоящий своих денег тумблер DiMarzio, однако у них есть одно существенное преимущество: они неубиваемые. Купленные в магазине радиодеталей дешевые аналоги быстро плавятся при пайке. Аккуратно припаять такие можно, а вот выпаивать опасно. В пикгарде дырки под тумблер нет, но просверлить ее не долго, а дешевый пикгард не жалко. По сути это модификация Гилмора и сделать ее очень легко: на одну ногу паяется вывод датчика, на другую - провод, идущий на общий контакт пятипозиционного звукоснимателя. Если не хочется сверлить пикгард, можно поставить пуш-пул или пуш-пуш потенциометр. Однако этот вариант не всегда возможен, об этом далее.
Поскольку некоторое время «рельсы» сосуществовали вместе со стратовскими дефолтными синглами, стоит рассказать о том, какой результат это дает. В общем-то, в сочетании сингла и «рельсов» доминирует звук сингла с добавкой низкочастотного бурчания хамбакера. На самом деле, вполне рабочий звук, хотя сингл будет трещать, естественно.
На этом эксперименты не закончились. Средним звукоснимателем я пользовался редко, потому решено было поставить туда что-то интересное. Чем-то интересным вполне может быть сустейнер, но для этого нужно место под плату, а главное под батарейку. В Squier Strat Affinity Series места под это нет. Долбить или фрезеровать и без того тоненькое тельце рисковано, в общем, геморрой порядочный. Таким образом, в средней позиции оказался Seymour Duncan SDBR-1n Duckbucker for Strat. Тут все интереснее. Заявлено, что дакбакер (в сущности, это тоже хамбакер, только не с двенадцатью сердечниками, а с шестью регулируемыми) дает звук винтажного стратовского звукоснимателя. Винтажных синглов у меня не имеется, только дешевая китайская «керамика», но да, SDBR действительно дает сингловый звук. Но есть одна тонкость: если катушки обычного хамбакера подключаются последовательно, то катушки дакбакера подключаются параллельно, по крайней мере для достижения описанного выше характера звука. Таким образом, мы получаем примерно то же самое, что и во второй или четвертой позиции пятипозиционного переключателя на «нормальном» страте, но из-за отстутствия половины сердечников звук более богатый на верхние частоты. Основное заявленное преимущество - отсутствие шума. Да, его значительно меньше чем у сингла, но больше чем у стандартного хамбакера, возможно это связано с частотными характеристиками. При этом никто не мешает подключить дакбакер последовательно. Тогда получим что-то среднее между хамбакером и синглом по звучанию и с полноценным хамбакерным выхлопом. Очевидно, что в параллельном режиме дакбакер звучит тише, поскольку сопротивление падает ровно в два раза, ведь обе катушки идентичны. Делать отсечку на таком звукоснимателе - большое извращение, потому что умолкнут либо три верхние струны, либо три нижние, в зависимости от того, какую катушку отсечь. Что касается параллельности и последовательности, то я решил оставить оба варианта. Для этого пришлось поставить еще один тумблер. Распайка там чуть поинтереснее, понадобятся уже все шесть ног, но и тут ничего сложного нет. А еще у меня возникли вопросы по поводу качества. С «рельсами» все хорошо, а катушки дакбакера выскочили из корпуса, так что пришлось исправлять это безобразие термоклеем. Зато можно посмотреть, что внутри. Наблюдаем наличие экрана.
Таким образом, мы получаем два с половиной хамбакера или два хамбкара и один как бы сингл. При этом включить можно хоть три сразу, а это либо три, либо четыре катушки. Звук при этом получается на любителя, честно говоря, слабоватый и водянистый, однако в определенном случае может и уместный.
Для звукового разнообразия неплохо было бы иметь возможность делать отсечку катушек на хамбакерах. Но есть одно свойство у дешевых стратов: тонкая дека. Конечно, это делает их более легкими, что хорошо для спины. Но вот пуш-пуловые звукосниматели туда не встанут, банально места не хватит. Ставить еще два тумблера мне очень не хотелось, опять же, и места нет. Но тут я подумал о том, что ручками тона я никогда не пользуюсь, а функцию отсечки можно повесить на них. Достаточно просто припаять землю к выводу, а соединение катушек ко вводу. При этом отсечка получится плавная: будет бесконечное число вариаций между чистым хамбакером и почти чистым синглом. Потенциометры купил дорогущие, брендовые, от DiMarzio. Они американские, а стало быть, дюймовые. Пришлось рассверливать под них пикгард. Как бы то ни было, в итоге получаем возможности делать плавную отсечку на двух звукоснимателях, переключать параллельный и последовательный режимы на третьем и включать все это в любой комбинации. Безграничные возможности! Правда, бесполезные по большей части. Но зато не надо эквалайзер крутить. Иногда.
Получилось, что на пятипозиционном переключателе четыре ноги остались неиспользованными, ну и бог с ними. Тон отпаивать сейчас модно и молодежно. В крайнем случае, можно покрутить комбик или эквалайзер, а время игры все равно без проблем можно дотянуться только до громкости.
Да, шума стало меньше, но он остался. В частности, есть такое неприятное явление, как треск при касании заземленных металлических частей гитары. А не касаться их нельзя, потому как струны через бридж тоже соединены с землей. Естественно, при этом наводки стекают в наше тельце, и гаснут. Это один из способов «заземления», но не лучший, потому что тогда нужно постоянно подсоединять себя проводом к гитаре или кабелю. Второй способ, хороший - заземлить аппаратуру. У счастливых жителей хрущевок такой возможности нет. Зато у них есть батареи. Но где гарантия, что какой-нибудь умник не заземлил стиральную машину на ту же батарею или не отматывает счетчик? В общем, нужен экран. Для его изготовления можно взять металлическую фольгу или проводящую краску. Вариант с фольгой мне понравился больше, но тут тоже есть варианты: алюминий или медь. Алюминиевый скотч дешевле и есть в хозмагах, однако паяется алюминий плохо, а припаять к нему кое-что как минимум в одном месте придется. Если у него только одна сторона являтся проводящей, то паять придется каждую полоску. А это уже кхе. На «Али» я нашел медный «скотч», к тому же, как написал продавец (и не соврал, кстати) проводящими у него являются обе стороны. К слову, среди всех товаров подобного рода, такой свойство было только у одного. Работать с ним достаточно просто, но при этом вспоминаешь про смерть от тысячи порезов: полоски фольги очень тонкие, с очень острыми гранями. При этом ты не замечаешь порезов, пока не идешь мыть руки, и их не начинает щипать от воды. В общем, главное обклеить все выемки и пикгард, не оставляя зазоров. При этом экран должен быть подсоединен к земле, и все, что требует заземления, должно быть припаяно в одном месте (разводка «звездочкой»). Если этого не сделать, можно создать земляную петлю, а земляная петля как раз прекрасно ловит наводки. Теоретически, можно было бы свести все на земле джека, но тогда пришлось бы изолировать «лодочку» от самого разъема, чего мне очень не хотелось. Потому припаял землю в основном «отсеке-бассейне». И да, тремоло и пружины экранировать не надо, к счастью. Важно предотвратить касание контактов и экрана, иначе можно словить «коротыш». Ничего страшного при этом не произойдет, конечно, просто не будет звука.
P.S.: И да, все что сказано относительно звука - субъективно, а заметка - просто заметка, т.е. ни разу не руководство к действиям и все такое.