Наверное нет в сообществах любителей птиц темы, вызывающей более ожесточённые споры, чем тема кормления плотоядных птиц. Есть люди, которые яростно настаивают, что кормить хищных птиц в неволе необходимо только живыми животными, и глумятся над своими "излишне сентиментальными" оппонентами, обвиняющими их в жестокости. Встречается, хоть и намного реже, и другая крайность: как-то раз ко мне обратился молодой человек с вороной-выкормышем с вопросом, почему ворона начала поедать кошачьи экскременты. В ходе беседы выяснилось, что парень, являясь убеждённым веганом, кормил воронёнка только растительной пищей. Я постаралась объяснить человеку, что вороне совершенно необходим животный белок, тем более в период роста организма, но следование своим убеждениям оказалось для человека важнее здравого смысла и он со мной распрощался, недовольный и обиженный. Я не видела фотографий его птицы, он отказался мне их прислать - думаю что состояние вороны было плачевным.
Обе эти крайности, по сути, две стороны одной медали: жестокости из-за личных убеждений.
Человек с вороной, придерживаясь правила не участвовать в причинении вреда другим животным, отказывался принять тот факт, что причиняет вред здоровью находившейся на его попечении птице, которая полностью от него зависела. А те, кто кормит хищников живыми животными, категорически не желают признать, что эти "кормовые животные" такие же чувствующие существа, как и те, кому они их скармливают. Что эти существа страдают. И что эти страдания ничем не оправданы. Их можно было бы избежать.
От разных людей в разные годы доводилось слышать:"Мыши (куры, коровы, хомячки и т.д.) - они ведь созданы для того, чтобы их кто-то съел". - "Мыши такие противные, я не понимаю, как их может быть кому-то жалко". - "Я мышей как живых существ вообще не воспринимаю".
Как-то раз дама-фермер рассказала случай, когда её работник никак не мог убить телёнка. Бил молотком телёнку по затылку, тот падал, но снова и снова вставал, из носа пошла кровь. Когда я рассказала этой женщине о Тэмпл Грандин, всемирно известном учёном, которая посвятила свою жизнь защите животных от жестокого обращения, изобрела и внедрила системы, чтобы коровы на животноводческих фермах как можно меньше страдали, дама сказала, что всё это чушь - потому что коровы это всего лишь скот.
Когда человек в силу каких-то своих убеждений и верований воспринимает живых существ как не живых, как лишённые чувств предметы, он не может им сострадать. Я уже писала о том, что охотник может рыдать от горя над своей погибшей собакой, но ему ничуть не жаль подстреленных бьющихся в ужасных мучениях уток, зайцев, других "добытых" животных, которые для него всего лишь - природный ресурс. Коровы - это всего лишь скот. Мыши - всего лишь корм.
Но дело в том, что как бы люди ко всем этим живым существам ни относились, как бы их ни воспринимали, есть объективная реальность. В которой все эти существа остаются чувствующими, эмоциональными, страдающими от боли, страха, отчаяния.
Если бы охотник мог хоть раз почувствовать то, что чувствует раненая им утка, к которой приближается его собака, весь этот ужас, боль, безысходность, он бы навсегда потерял удовольствие от охоты.
С животными, которых скармливают живьём хищникам, ситуация ещё хуже.
В природе животные имеют шансы от хищника спастись. Убежать, спрятаться, заранее позаботиться о своей безопасности. Коза, которую запускают в вольер к тигру, таких шансов практически не имеет - история с Тимуром и Амуром потому так всех и взбудоражила, что в замкнутом пространстве вдруг произошло чудо. Когда в террариум удава бросают морскую свинку, она обречена. Когда ястребов и соколов, взятых птенцами из гнёзд, любители соколиной охоты приучают убивать, жертв привязывают верёвкой, заранее калечат, вырывают когти и зубы, птицам заклеивают пластырем клювы. Когда мышь бросают в ванну, чтобы её поймала сова, эта мышь мечется в отчаянных попытках выбраться, в ужасе, её сердце колотится на пределе - она понимает, что погибает, и отчаянно ищет выход, которого нет.
В природе всё происходит иначе.
Если мышь бежит где-то в траве или под опавшей листвой, не слыша и не видя сову, она не успевает даже испугаться. Совы часто ловят мышей по звуку. Но даже если мышь видит сову, у неё всегда остаётся возможность совершить манёвр, скрыться, спастись.
В природе у хищников нет другой возможности добывать себе пропитание, кроме как охотиться. Но когда они оказываются в человеческом мире, их существование полностью зависит от людей.
Плотоядные животные должны получать такое питание, которое полностью будет удовлетворять потребности организма в нужных ему веществах. Хищники и падальщики - это такие виды, организмы которых не могут нормально функционировать без достаточного количества животного белка.
Нет абсолютно никакой пищевой разницы в том, каким образом живое существо превратилось в пищу для другого. Главное, чтобы питательных веществ, калорийности, нутриентов в еде хватало. Когда сова-мама насиживает кладку и выкармливает птенцов, её супруг приносит уже не живую еду и даже складывает про запас. Иногда пища, которой мама выкармливает совят, уже не первой свежести. Но совята растут - именно на такой пище, которая была уже доставлена им не живой. Они проходят на этом питании самый сложный период, когда организму требуется максимальное количество правильно сбалансированных питательных веществ и малейшие нарушения могут привести к проблемам со здоровьем.
Когда кто-то утверждает, что сову обязательно надо кормить живыми животными, что это нужно для её здоровья, это неправда.
А уж тем более когда утверждают, что убивать кого-то сове необходимо "для разгрузки психики".
Совята изначально не способны никого убивать и не чувствуют в этом никакой потребности.
И надобности в обучении охоте совёнка или кормления живыми животными совы-инвалида, которая не сможет вернуться в природу, нет абсолютно никакой.
Для совы, которая содержится в неволе, важен качественный рацион, комплекс необходимых для здоровья веществ. Это никоим образом не связано с убийством животных, к которому их вынуждают люди.
Ещё один вопрос, с которым мне довольно часто приходится сталкиваться:" А почему вы считаете, что если я сама убиваю мышей для совы, это плохо?"
Да, это плохо. Это плохо для самого человека.
Потому что когда человек перестаёт воспринимать кого-то как живое существо, перестаёт кого-то жалеть, его душа черствеет.
Нужно развивать в себе сострадание, а не бежать от него. Сострадание - сила человека, а не слабость.
Когда есть возможность получить питание для себя и для тех, кто от тебя зависит, никого не убивая - нужно пользоваться этой возможностью.
В магазинах и зоомагазинах можно купить самую разную еду для сов. Тех же мышей нам, например, привозили брикетами - излишки вивария.
Многие люди едят мясо. Но они при этом никого не убивают. Магазины заполнены мясом разных животных.
Чтобы съесть стейк, человеку не нужно самому убить корову.
Это сделал кто-то другой. Но ведь он - сделал это! Какой-то другой человек эту корову убил. Мир полон насилия, жестокости. Все эти войны, теракты... Мир полон мошенников, злых и жестоких людей.
Это не значит, что тебе надо становиться таким же.
Не нужно учиться убивать, если ты и те, кто от тебя зависит, могут выжить без этого.
Если у тебя есть возможность сохранить жизнь, лучше её сохранить, чем отнять.