«Постепенно питейные заведения должны были стать диковинкой, как старый токай или вересковый мед. План был достоин государственного мужа. Но, подобно многим таким планам, он не учитывал того, что мертвое дерево может двигаться. Пока его перелетные враги втыкали вывеску где угодно, народ мог и радоваться, и негодовать, но главное - он волновался. Только одно было хуже, чем появление кабака, - его исчезновение».
Г.К. Честертон. «Перелетный кабак»
В середине лета в кинотеатрах Москвы, Петербурга и еще 20 российских городов в рамках проекта National Theatre Live начались показы спектакля «Аудиенция» по пьесе Питера Моргана в постановке Стивена Долдри, в роли Елизаветы II - Хелен Миррен. Интерес к проекту оказался столь велик, что прокат «Аудиенции» решено было продлить - в Москве спектакль можно увидеть и на этой неделе.
Российская публика, относительно немногочисленная, но весьма преданная, находится в уязвимом положении - у нас спектакли идут в записи (существует разница во времени и проблема субтитров). Но некоторое нарушение правил игры внезапного «перемещения в Лондон» дела не портит - напротив, полный сеанс «театральной магии» с последующим разоблачением мог бы показаться кому-то антигуманным. «Рассинхрон» в этом случае вполне содержателен.
Первой премьерой NT, показанной в британских кинотеатрах в 2009-м, была расиновская «Федра» с Хелен Миррен в главной роли - к тому времени она уже лет пять не выходила на сцену, и «визит дамы» был обставлен с подобающей помпой. Ставил спектакль, если кому интересно, Николас Хитнер - остается понять, кому это интересно. Как известно, в английском театре ходят прежде всего на актера. И иногда на пьесу. Это старомодно, это несправедливо (по отношению к режиссерам), это чуточку даже провинциально. Но, черт возьми, как же это круто - конечно, если только у вас есть актеры.
Однако ни один из показанных NT спектаклей - «с Джули Уолтерс», «с Хелен Миррен», «с Бенедиктом Камбербатчем», «с Рори Кинниром», «с Джоном Литгоу» и т.д. - не становился антрепризным шоу концертирующей звезды. Известное имя на афише - не повод нарушения целостности спектакля и качества ансамбля. Крупность подачи главного героя (а вы, несомненно, получите Хелен Миррен на всю цену билета) не отменяет незыблемого художественного равновесия постановки. И это неправда, что режиссерские работы Николаса Хитнера, Мэриэнн Эллиотт, Ховарда Дэвиса, Джереми Херрина, Тимоти Шедера и других постановщиков не заслуживают внимания. Просто они его не привлекают. Планка ремесла столь высока, что даже вполне изобретательные спектакли (не говоря уже о концептуально незатейливых) не выглядят чередой режиссерских жестов. Результат может показаться скромным, но никогда - ничтожным. К тому же иллюзия того, что он достигнут без усилия, гарантирована.
Это точно не самый «продвинутый» театр. Но точно - необходимый.
Актерская «звездность» - это вопрос случая, мастерство все еще в цене, по крайней мере, во внутрицеховых кругах (не случайно Джуд Лоу то и дело возвращается на сцену, Кира Найтли пока безуспешно штурмует Вест-Энд, а Джиллиан Андерсон это уже удалось). Уровень «среднего актера» - особенно Национального театра - велик настолько, что многонаселенный спектакль вроде «Парламента» мог существовать вообще без звезд (если только вы не фанат Чарльза Эдвардса. Но ведь нет же?). Однако, разумеется, чтобы выйти за пределы острова, требовался «магнит попритягательнее». Первым спектаклем, транслировавшимся в Европе, а потом и в России, стал «Франкенштейн» Дэнни Бойла с Бенедиктом Камбербатчем и Джонни Ли Миллером. Фанаты «Шерлока» обеспечили кассовые сборы - и, несомненно, обеспечат еще раз, поскольку решено повторить трансляцию спектакля. Вот этот проект NT Live оказался по-настоящему прибыльным. Есть вероятность, что денег способна заработать и английская королева - в исполнении дамы Хелен Миррен.
Однако по поводу убыточных проектов, похоже, никто особо не переживает - потому что цели иные. Способность считать деньги, не теряя человеческого облика, - один из важных «уроков английского» в сфере искусства. Понятно, что не приходилось рассчитывать на аншлаги в кинотеатрах далеких стран, показывая там мало кому известные или просто новые пьесы с названиями вроде «Загадочное ночное убийство собаки» (спектакль - лауреат сразу нескольких премий Оливье нынешнего года, вновь возобновленный на другой площадке Лондона и идущий до сих пор). Или «Последняя из Хаусманнов» - Джули Уолтерс в роли умирающей старой хиппозы и Рори Киннир - гей-недотепа (и кому какое дело, кто были эти самые Хаусманны?). «Судья» - это в Англии Артур Пинеро - классик, а в России он недопереведен. «Люди» - кто, кроме людей театра, знает драматурга Алана Беннета? «Парламент» - три часа про отменно забавную борьбу двух политических партий внутри системы, тонкости которой за пределами острова знакомы немногим. Или даже «Тимон Афинский» - ну да, Шекспир, но вот в России, опять же, его практически не ставили. Допустим, Джона Литгоу, роскошно сыгравшего в «Судье», блистательную Джули Уолтерс или Фрэнсис де ла Тур («Люди») широкая публика еще более-менее видела в кино. Но крупнейших звезд британского театра Саймона Рассела Билла или Рори Киннира (а ведь он вроде бы гений) за пределами Лондона мало кто знает. Ну так и Камбербатч буквально за минуту до мировой славы был «всего лишь» превосходным театральным актером с высокой профессиональной репутацией в узких кругах. Не знали - так узнают.
Это точно не самый «продвинутый» театр. Но точно - необходимый. Эту нишу в разные годы в российском театре пытались занимать разные коллективы: так могла бы выглядеть - а в лучший период Рубена Агамирзяна, видимо, и выглядела - «идеальная» Комиссаржевка; по тому же пути шел владимировский Театр Ленсовета - да и точно ли ничего общего не было у такого типа театра с товстоноговским БДТ? Однако не случайно на «высоком среднем» уровне у нас не удержался никто. Потому что, как известно, даже для того, чтобы оставаться на месте, надо бежать очень быстро.
От себя лично: Не как театрал (куда мне) и даже не как именно и конкретно зритель, но просто как человек, с сердцем и, надеюсь, душой и мозгом, готова подписаться под каждым абзацем.