Чисто случайно вспомнился мне кибуц в который меня определили по прибытии и мой первый учитель иврита Иешуа Цафрир.
Можно сказать, что он дал мне путёвку в жизнь. Научил любить и понимать древний и современный иврит...
Первое что бросалось в глаза - это номер, выколотый на руке. Я не видел других выживших в Холокосте, поэтому не могу сравнить, но Ешуа носил свой номер обыденно, как самую обычную часть тела - родинку например. Никто из нас - оболдуев в возрасте от 18 до 21 года не решился ничего у него спросить на тему войны или лагерей.
Иногда он предавался воспоминаниям и почти всегда эти воспоминания относились к послевоенному периоду, а точнее к тому что он живёт в своём кибуце и сним происходят разные истории. Иногда это были казусы, иногда грустные истории.
Иешуа не учил нас по какому-то учебнику. Каждое утро он раздавал нам листочки на которых были отксерокопированные тексты или стихи. Я всегда удивлялся, где он их находит. Мне не всё нравилось, но на каждом листочке чуствовался стиль и отпечаток личного отношения к тексту.
В какой-то момент я понял, что это личные истории самого Ешуа.
Как-то мы получили рассказ о том как кибуцник берёт выходной и с утра планирует что он будет делать в свободный день. По дороге его перехватывают другие жители кибуца и просят помочь. Рассказ заканчивается тем, что вечером кибуцник в отпуске наработался больше чем в обычный день и заснул в самом неподходящем месте.
Иешуа был гуманитарием до мозга костей. Мне как "физику" это сильно претило и будучи молодым и глупым я никогда не стеснялся это показать...
Мы все очень его любили. В некотором смысле, нам оторванным от семей он заменил отца или деда. Хотя он не вёл с нами умных разговоров или душевных бесед, но сумел затронуть души большинства из учеников нашей группыю
***
Папку с его учебными материалами я кому-то дал для изучения иврита и она ко мне не вернулась. Очень жаль т.к. я смог бы взглянуть на произведения Иешуа по-новому, используя жизненный опыт и знание языка на другом уровне.
***
Прошло больше 20-ти лет.
Я зашёл на сайт кибуца в поисках моих однокашников по ульпану и вспомнил моего учителя.
Внезапно во мне затеплилась надежда, что может быть он ещё жив и я смогу попросить увидеть его ещё раз...
Я зашёл на Гугл, который знаёт всё и вписал имя Иешу Цафрира в строку поиска...
То что я обнаружил меня напрочь убило...
Иешуа считается одним из луших израильских поэтов. Одно из его стихотворений (הבית) вошло в школьную программу младших классов. Он издал несколько сборников стихов.
А ещё Иешу прекрасно рисовал. Мне потребовалось повзрослеть, чтобы это понять.
Кое-что прояснилось и с его биографией.
Он прибыл в подмандатную Палестину до создания государства Израиль, как нелигальный эмигрант. Сидел в английском лагере для нелегалов в Атлите. Был одним из создателей кибуца Мишмар аНегев в котром и прожил остаток жизни.
Он самостоятельно доучился: окончил среднее образование и изучил в Иерусалимском Университете ивритскую и английскую словестность.
Иешуа умер 22 февраля 2015 года...
Я испытываю смешанные чуства. С одной стороны он прожил долгую и насыщенную жизнь, оставил 4-х детей и нашёл семью старшей сестры. С другой стороны, он пережил немецкую оккупацию Польши, концлагеря, становление и войны Израиля.
Он жил в интересное время, неся на себе китайское проклятие в полном смысле этого слова...
Покойся с миром.
PS в ближайшие дни я выложу ещё несколько воспоминаний о нём.