****P.S. В нижнем фото в нижнем левом углу сторона монеты с двумя извивающимися змеями, что это за артефакт? ****
Это кистофор города Траллы (~189 г. -133 г. до н.э.). Изображение города зашифровано в монограмме. Посередине монограммы - буква «Т», ножка которой объединена с «Р». Слева - буква А, а правее - Л. Всё вместе - расшифровывается, как «Траллы».
Кистофор - (лат. cistophorus) - название серебряной монеты - разновидности тетрадрахмы, чеканившейся в III - I вв. до н. э. греческими городами Малой Азии (Эфесом, Смирной, Пергамом, Лаоликеей, Нисой, Апамеей, Траллами и др. - всего насчитывается 15 городов). Вес монет колебался около ~12,5-12,7 г. На аверсе кистофора изображён один из атрибутов поклонения Дионису - священный ларец (Cista Mystica - отсюда название «кистофор»), окружённый венком из плюща, ларец цилиндрической формы с выползающей из него змеёй, а вся композиция окружена плющевым венком. На реверсе две змеи обвивают горит - футляр для лука и стрел.
Названия выпускающих монету городов в форме начальных букв или монограмм помещены внутри изображения. Когда Малая Азия была покорена Римом, кистофоры были вовлечены в римское денежное обращение и традиционно считаются составной частью монетной системы Провинциального Рима. В кистофорах главным образом исчислялись взимаемые Римом на Востоке контрибуции. Одна драхма кистофоров приравнивалась к 3/4 денария, так что тетрадрахма (4 драхмы) равнялась трём римским денариям. Во времена римской империи по весу тетрадрахм - кистофоров восточные монетные дворы Рима вначале чеканили монеты с изображением кисты, затем - с портретами римских императоров и латинскими надписями. Их называли “императорскими кистофорами”. В некоторых городах эти монеты чеканились из металла низкого качества и обращались по стоимости одного денария. (Нумизматический словарь. 4-е издание. / Зварич В.В. / Львов, 1980)
Среди кистофоров очень интересные, и очень красивые экземпляры попадаются. Особенно, когда они хорошо центрированные, хорошо прочеканенные, мало бывшие в обращении... И, учитывая, что этот монетный тип чеканился на протяжении весьма длительного времени, и во многих городах, то, открывается интереснейшее поле для исследований: стили резчиков, художественный уровень, который, безусловно менялся, от города к городу, от резчика, к резчику, и от десятилетия к десятилетию. А тут ещё и типы монограмм, и разные дополнительные знаки, и надписи...
Спасибо большое за подробнейшее объяснение! Прочитал еще, что это изображение со змеями являлось символом храма Асклепия, который считался до революции заинтересованными темой "Престолом сатаны")
***...являлось символом храма Асклепия, который считался до революции заинтересованными темой "Престолом сатаны" ***
Да, была и такая распространённая точка зрения, но, насколько я знаю, многие учёные с этой версией не очень согласны и, в лучшем случае, считают, что - «вопрос - дискуссионный»…
В любом случае, конечно - "Версия имеет право на существование"...
Но, мне запомнилось, при недавнем обсуждении в Московском клубе, насчёт этой версии прозвучало, что это была распространённая среди дилетантов - любителей истории и среди антикваров, около ~130-150 лет назад, просто некая «спекуляция на теме» и попытка, может быть, для большей романтизации, «притянуть за уши» нечто тайное, тёмное и зловещее к теме оформления монет III-I веков до Н.Э., на самом деле, не имеющих к чему-то «этакому» - вообще никакого отношения…
Тогда - в "Серебряном веке" в утончённом высшем обществе - вообще какая-то мода была на всё замогильное, таинственное, тёмное и зловещее... :)
Это кистофор города Траллы (~189 г. -133 г. до н.э.). Изображение города зашифровано в монограмме. Посередине монограммы - буква «Т», ножка которой объединена с «Р». Слева - буква А, а правее - Л. Всё вместе - расшифровывается, как «Траллы».
Кистофор - (лат. cistophorus) - название серебряной монеты - разновидности тетрадрахмы, чеканившейся в III - I вв. до н. э. греческими городами Малой Азии (Эфесом, Смирной, Пергамом, Лаоликеей, Нисой, Апамеей, Траллами и др. - всего насчитывается 15 городов).
Вес монет колебался около ~12,5-12,7 г.
На аверсе кистофора изображён один из атрибутов поклонения Дионису - священный ларец (Cista Mystica - отсюда название «кистофор»), окружённый венком из плюща, ларец цилиндрической формы с выползающей из него змеёй, а вся композиция окружена плющевым венком.
На реверсе две змеи обвивают горит - футляр для лука и стрел.
Названия выпускающих монету городов в форме начальных букв или монограмм помещены внутри изображения.
Когда Малая Азия была покорена Римом, кистофоры были вовлечены в римское денежное обращение и традиционно считаются составной частью монетной системы Провинциального Рима. В кистофорах главным образом исчислялись взимаемые Римом на Востоке контрибуции. Одна драхма кистофоров приравнивалась к 3/4 денария, так что тетрадрахма (4 драхмы) равнялась трём римским денариям.
Во времена римской империи по весу тетрадрахм - кистофоров восточные монетные дворы Рима вначале чеканили монеты с изображением кисты, затем - с портретами римских императоров и латинскими надписями. Их называли “императорскими кистофорами”. В некоторых городах эти монеты чеканились из металла низкого качества и обращались по стоимости одного денария.
(Нумизматический словарь. 4-е издание. / Зварич В.В. / Львов, 1980)
Среди кистофоров очень интересные, и очень красивые экземпляры попадаются. Особенно, когда они хорошо центрированные, хорошо прочеканенные, мало бывшие в обращении... И, учитывая, что этот монетный тип чеканился на протяжении весьма длительного времени, и во многих городах, то, открывается интереснейшее поле для исследований: стили резчиков, художественный уровень, который, безусловно менялся, от города к городу, от резчика, к резчику, и от десятилетия к десятилетию.
А тут ещё и типы монограмм, и разные дополнительные знаки, и надписи...
Reply
Спасибо большое за подробнейшее объяснение! Прочитал еще, что это изображение со змеями являлось символом храма Асклепия, который считался до революции заинтересованными темой "Престолом сатаны")
Reply
Да, была и такая распространённая точка зрения,
но, насколько я знаю, многие учёные с этой версией не очень согласны и, в лучшем случае, считают, что - «вопрос - дискуссионный»…
Reply
Ну, тут, насколько я понимаю, чисто христианская позиция, что все, что до Христа и вне Его - это язычество, а значит...)
Reply
Но, мне запомнилось, при недавнем обсуждении в Московском клубе, насчёт этой версии прозвучало,
что это была распространённая среди дилетантов - любителей истории и среди антикваров, около ~130-150 лет назад, просто некая «спекуляция на теме» и попытка, может быть,
для большей романтизации, «притянуть за уши» нечто тайное, тёмное и зловещее к теме оформления монет III-I веков до Н.Э., на самом деле, не имеющих к чему-то «этакому» - вообще никакого отношения…
Тогда - в "Серебряном веке" в утончённом высшем обществе - вообще какая-то мода была на всё замогильное, таинственное, тёмное и зловещее... :)
Reply
Да, верно)
Reply
Leave a comment