Выставка «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли».

Feb 16, 2023 04:04

с 24 января по 10 мая 2023 года в залах Третьяковской галереи на Крымском валу - проходит интересная выставка.



Выставка «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» приурочена к отмечаемой в 2024 году тысячелетней годовщине первого летописного упоминания о городе Суздале.

Сам я на этой выставке пока ещё не был, но, многие коллеги из Клуба нумизматов отзываются о ней с большим интересом и всячески рекомендуют её посетить.
Конечно, это не нумизматическая выставка как таковая, в полном понимании этой формулировки, но, тем не менее, она явно имеет самое непосредственное отношение к нумизматике и к истории Древней Руси, и может представлять значительный интерес для всех интеллектуалов, увлечённых историей.
Нужно будет обязательно постараться, и в ближайшее время туда выбраться...

Друзья прислали мне ссылку на статью из журнала «Коллекция», посвящённую выставке, и фотографии я взял оттуда.

Экспозиция состоит из нескольких тематических разделов.
Зал «Врата»:







Западные златые врата Богородице-Рождественского собора г. Суздаля.






Этот огромный выносной фонарь, который несли 12 мужчин, я помню, произвёл на нас потрясающее впечатление в Суздале - в Соборе Рождества Богородицы XIII века, когда мы, вместе с детишками, выбирались во Владимир и Суздаль на Майские праздники в 2013 году (ой, в этом году - уже десять лет, как…)

Зал «Клады»:



Отдельный зал посвящён кладам, найденным в землях Суздаля и Владимира и имеющим огромную историческую ценность.



Нательный крест конца XI - начала XII века, обнаруженный в 1956 году в Пировском селище Владимирской области.





Зал «Иконы»:













Зал «Белый камень»:













Зал «Музыка»:



Зал «Ткани»:













Зал «Книги»:









Зал «Металл»:



Чаша водосвятная из собора Рождества Богородицы в Суздале.



Крест выносной (запрестольный). Конец XVII века, из Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале:



Крест выносной (запрестольный). Конец XVII века, из собора Рождества Богородицы в Суздале:





Колокол. 1561 год.
Вклад Василия Ивановия Борбошина, последнего представителя княжеской фамилии Борбошиных (Барбошиных), одной из ветвей Нижегородско-Суздальских князей, в Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале.
Колокол был разбит в 1931 году после сброса со звонницы.

Зал «Дерево»:





Зал «Фрески»:





Из буклета, подготовленного организаторами к открытию выставки:
“Суздаль и Владимир относятся к числу древнейших городов Северо-Восточной Руси.
Благодаря князьям Юрию Долгорукому и его сыновьям Андрею Боголюбскому и Всеволоду Большое Гнездо Владимиро-Суздальская земля в середине XII - первой трети XIII столетия приобрела значение важнейшего политического
и культурного центра общерусского масштаба.
Более того, несмотря на разрушительные последствия монгольских завоеваний, именно ей уготовано было стать ядром будущего объединенного Русского государства.
Однако, даже уступив статус столицы Москве, Суздаль и Владимир на протяжении
нескольких столетий продолжали играть заметную роль в жизни страны, прежде всего в духовной сфере. Зримое свидетельство тому - многочисленные художественные памятники, территориально связанные с Владимиро-Суздальским регионом, его храмами и монастырями и ныне входящие в сокровищницу культурного наследия не одной только России, но и всего человечества.

Всего на выставке представлены около 600 экспонатов из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Столь представительная и многоплановая экспозиция предметов старины и произведений искусства - как непосредственно связанных с историей Владимиро-Суздальской земли, так и просто вобравших и развивших ее художественные традиции, - проводится впервые, причем целый ряд экспонатов ранее никогда
публично не демонстрировался.

Самые ранние предметы датируются периодом IX-X веков, т. е. первыми десятилетиями существования Древнерусского государства. Это восточные монеты-дирхемы из обнаруженного в Муроме ещё в середине XIX столетия денежного клада, поныне считающегося крупнейшей находкой подобного рода и наглядно свидетельствующего об активных торговых контактах молодой Северо-Восточной Руси со странами Ближнего Востока и Средней Азии.

«Золотой век» Владимиро-Суздальской земли, связанный с именами князей Андрея
Боголюбского и Всеволода III Большое Гнездо, на выставке иллюстрируют элементы подлинного резного декора и специально изготовленные слепки с памятников белокаменного зодчества XII-XIII веков, зримо свидетельствующие
о таланте древнерусских зодчих и творческом переосмыслении ими достижений романской архитектуры.
По-новому взглянуть на материальный и духовный мир этой далекой эпохи
позволяют и новейшие открытия археологов.

На выставке можно увидеть два клада, замечательные по своей полноте и художественным достоинствам: один представляет собой набор серебряных украшений знатной женщины; другой, происходящий из т. н. усадьбы священнослужителя, включает в себя разнообразные предметы личного благочестия, из которых особо выделяются семь иконок, выполненных в сложной технике перегородчатой эмали.

Основная часть экспонируемых предметов датируется периодом позднего средневековья. Это пора подлинного восстановления русской государственности, возрождения и преумножения традиций отечественной культуры.

На выставке представлены сразу несколько созданных в те времена иконописных шедевров: Богоматерь Максимовская и две Богоматери Владимирские, из которых одна приписывается кисти гениального Андрея Рублёва, а другая является работой ведущего мастера XVII века Симона Ушакова. Активно развиваются раз¬личные формы декоративно-прикладного искусства, прежде всего ткачество, лице¬вое шитье, работа с металлами; своих высот достигает исконно русское занятие резьбы по дереву.

Качественно новое направление эволюции получает и книжное дело: благодаря славянским первопечатникам Франциску Скорине и Ивану Фёдорову, чьи издания также можно увидеть на выставке, Россия вступает на порог века Просвещения, но при этом она по-прежнему, вплоть до петровских реформ, продолжает бережно сохранять свою самобытную национально-культурную идентичность, основы которой были заложены ещё в пери¬од существования Владимиро-Суздальского княжества”. (с)


выставки, музеи, история

Previous post Next post
Up