Многие тутси во время геноцида 1994 года были убиты прямо в церквях, где они пытались спрятаться. Некоторые историки считают, что убийств в церквях было больше, чем в других местах.
Эти убийства происходили при попустительстве, а то и при активном содействии духовенства, проникшегося идеями «хутусского» мира и «хутусской» весны.
Иногда батюшки специально зазывали своих прихожан тутси в церкви, а потом звали «казаков» из интерахамве. И те делали свое «дело». В «деле» часто участвовали алтарники, катехизаторы и проч. Перед убийством они нередко насиловали своих жертв. В чем участие принимали и батюшки-ревнители «ценностей хуту».
Трупы потом пачкам складывали прямо в алтаре.
Один батюшка пригласил тутси в храм, запер их, а потом дал отмашку бульдозеру сравнять храм с землей.
Выживших иподиакона добивали мачете.
Многие батюшки-ревнители «весны хуту» после геноцида прятались по всему миру от трибунала. Когда же их вылавливали и привлекали к ответственности, то они начинали пафосно рассказывать о гонениях.
Один такой батюшка, который когда-то браво фотографировался с калашниковым, а сейчас прячется во Франции и которого, кстати, очень любят местные бабульки, любит повторять о «гонимых служителях гонимой церкви» - когда до него пытается добраться правосудие. На фото ниже церковь Святого Семейства, где служил батюшка и где было убито много тутси. Фото мои.
Католическая церковь на самом высоком уровне долго занималась укрывательством таких священников: их перевозили на запад, меняли им имена, пристраивали на отдаленные приходы.
Только пару лет назад папа Франциск признал вину Католической церкви в способствовании геноциду и попросил прощения. В Руанде посчитали, что этих извинений недостаточно. Увидев собственными глазами, как церковь участвовала в геноциде, и прочитав заявление Франциска, я тоже сейчас думаю, что сказанных слов было явно недостаточно.
Cyril Hovorun.