Так, друзья - сегодня будет большой и интересный пост про советский транспорт, причём разберём мы его не с точки зрения каких-то там отдельных трамваев и автобусов (чем любят заниматься всякие метрофанаты и трамваефанаты), а как социальное явление в целом. Которое, скажу сразу, было таким же убогим, как и "бесплатные" советские квартиры и всё остальное социалистическое.
"А вы помните тёплые ламповые трамваи из нашего детства!" - восклицают фанаты СССР, вспоминая о тех временах. "Зашёл в трамвай, сел бабушке на колени, смотришь в окно, ешь лучшее в мире мороженое и радуешься жизни! А сейчас что - за ипотеку плати, жене денег давай, на работу ходи, за детьми смотри - не жизнь а каторга. Верните мне мой СССР!". Я конечно несколько утрирую, но в целом все воспоминания о "ламповом советском транспорте" звучат именно так - на самом же деле в нём не было ничего хорошего, и в сегодняшнем посте я вам это наглядно продемонстрирую, пишет
Максим Мирович в
Facebook.
Итак, в сегодняшнем посте - обсуждаем убогий советский общественный транспорт.
Из истории советского общественного транспорта.
Большевики любят рассказывать сказки о том, что вот мол только после революции наконец-то началось развитие общественного транспорта, а раньше все жили как в каменном веке - таскали пушнину из леса на санях-волокушах. На самом деле это всё сплошные советские мифы - общественный транспорт в городах начал развиваться задолго до октябрьского переворота - скажем, в белорусском городе Витебске трамвай был открыт в 1898 году, почти за 20 лет до переворота, и это был полноценный электрический трамвай, а не конка.
После 1917 года большевики реквизировали бывшие царские заводы по производству электрического и автомобильного транспорта (например, АМО), и начали рассказывать, какой замечательный "советский транспорт" там выпускается. При этом сами сети городского общественного транспорта развивались медленно и неравномерно - главным образом, решались задачи, как бы побыстрее да подешевле доставить рабочие массы до завода и отвезти их обратно - а про удобство никто не думал.
Собственно, вот такое положение вещей и сохранялось все советские годы. Добавьте к этому практически полное отсутствие личного транспорта (его могли себе позволить очень немногие жители СССР), и вы поймёте, почему совковый общественный транспорт был таким некачественным, вечно переполненным и в целом крайне убогим.
В стране ржавых трамваев и вонючих автобусов.
Убожество советского транспорта проявлялось во всём - начиная от точности работы маршрутов и заканчивая качеством подвижного состава. И дело тут вовсе не во времени создания, посмотрите на любой старый немецкий или швейцарский трамвай тех же эпохи - сделанный в шестидесятые годы, он и сейчас продолжает выглядеть стильно и удобно. Ну да, окошки чуть меньше, чем в современных, ну да - не низкопольный, но в целом всё сделано очень качественно, и что называется "для людей".
Совковый же транспорт был убогим уже изначально, даже в первые годы своей эксплуатации. Автобусы "ЛАЗ" были невероятно вонючими, так как из-за нерподуманной системы тяги выхлоп затягивался в салон через задние двери, из-за чего "ЛАЗы" прозвали "газенвагенами" - поездка в таком автобусе могла отразиться сильной головной болью на весь оставшийся день. В междугороднем же "ЛАЗе" заднее мягкое сидение невероятно нагревалось от рабочего двигателя, из-за чего в летнее время задняя часть салона превращалась в камеру пыток.
Советские троллейбусы из-за плохо продуманной системы изоляции могли убить током - для этого было достаточно в мокрую погоду стоять одной ногой на земле, а другую поставить на ступеньку троллейбуса - разряд с плохо изолированного корпуса уходил в землю и убивал человека. Именно поэтому за многими советскими троллейбусами сзади таскалась металлическая цепочка - она должна была служить чем-то вроде заземления.
Городские автобусы были не лучше. Однрой из самых распространённых моделей советских городских автобусов был ЛиАЗ-677, который видимо придумал какой-то изощрённый инквизитор - машина имела всего 25 сидячих мест при общей расчетной вместимости в 110 человек, но при этом в автобус легко набивалось до 250 человек, которые в час пик буквально висели друг у друга на головах - только на маленькой задней площадке со ступеньками могло находится человек десять. Когда такой перегруженный автобус ехал в гору - то казалось, что он вот-вот не выдержит, от натуги треснет и покатится обратно до самого автобусного парка. Жрало сие чудо 45 литров топлива на 100 километров пути.
Трамваи тоже были "хороши" - например в Минске ходили совковые трамваи RVR, которые имели крайне неудобные высокие ступеньки и в целом были сделаны из рук вон плохо - во время движения шатались и скрипели, как кибитка, под полом трамвая часто что-то громко бухало, а в стеклянные светильники протекала дождевая вода, после чего там весело болталась, демонстрируя пассажирам утопленных комаров. Время от времени трамваи горели, обычно процесс начинался с задней площадки - салон начинал наполняться живительным дымом с запахом горелого сцепления, после чего задние пассажиры криками объявляли пожарную тревогу и эвакуацию.
В общем, подводя итог этого раздела, скажу - совковый транспорт был ужасным и низкокачественным. Также он был постоянно переполненным, но об этом ниже.
Страна, где всем на всё плевать.
Перед тем, как перейти к рассказу о трамвайных сканадалах и драках, скажу несколько слов об отношении советских граждан к транспорту. Как и в остальных сферах советской жизни - граждане не знали, какая часть их налогов идёт на общественный транспорт и не ощущали, что это всё делается на их собственные деньги. Отношение было соответственным - "всё кругом колхозное, всё кругом ничьё". Точнее - всё кругом государственное.
Из государственного трамвая не считалось зазорным украсть светильник - их часто воровали из старых моделей вагонов, где все крепления были ещё открытыми и легко разбирались. Когда появились кожаные сидения - то из них вырезали и крали огромные куски кожи. Причём это была не кожа, а какой-то дешевый дерматин - крали и его, в совковых трамваях сидения и диваны вечно были заштопаны и перештопаны заплатками. Эмаль на сидениях и стенах всегда была исцарапана всеразличными надписями или просто исчирикана линиями и завитушками - это тоже считалось нормой.
Примерно также относились к транспорту и пассажирам и водители - вагон трамвая или автобус был как бы "ничьим", водитель часто вёл машину очень грубо, с наплевательским отношениям и к машине, и к пассажирам.
В этом разделе надо также отдельно сказать и про чисто совковые "лайфхаки" с талончиками, которые происходили, во-первых, от советской нищеты, а во-вторых - всё от того же наплевательского отношения. Фанаты СССР часто любят приводить в пример трамвайные таблички из шестидесятых годов - "совесть лучший контролёр" - тогда работала система, когда ты бросаешь монетку в автомат и отматываешь себе талончик от ленты. "Ах какое было время и люди" - вскрикивают фанаты СССР, никто даже талончики не крал!
На самом деле талончики крали, да ещё как, причём крали не только талончики, но и деньги. Делалось это просто - достаточно было встать в час пик у автомата и принимать деньги у всех желающих купить талончик, якобы "помогая" им. При этом в автомат опускалась только часть денег (остальная часть опускалась себе в карман), а талончиков отматывалось сколько угодно - за одну такую поездку можно было набрать не менее рубля мелочью. Систему, кстати, быстро прикрыли - на неё жаловались кондукторы, которые покрывали недостачу из собственного кармана.
Были и другие лайфхаки - один из них назывался "книжечка". Суть его заключалась в том, что пассажир в специальный блокнот собирал прокомпостированные талончики, помечая на каждой странице номер маршрута и вагона. Затем, при входе в тот же вагон того же маршрута, можно было не компостировать новый талончик, а достать старый - так как компостеры были теми же, с тем же рисунком.
Ещё один совковый лайфхак назывался "утюг" - это когда с помощью специально отработанного навыка талончик не пробивался до конца, а как бы проминался компостером. Контролёры считали такие талончики пробитыми, но после его можно было дома проглатить утюгом и получить снова новый талончик. А многие просто брали пробитые талончики из оргалитовой урны с надписью "Для использованных билетов".
"Хамло трамвайное", давки и драки.
Помимо низкого качества подвижного состава, а также помимо наплевательского отношения пассажиров (о чём мы поговорили в предыдущих разделах), совковый транспорт отличался также и чрезвычайно напряжённой обстановкой, приближённой к боевой. Поездка на общественном транспорте в час пик требовала специальной подготовки и железных нервов.
Начиналось всё уже на самой остановке - где пассажиры толпой ожидали подъезжающий транспорт и в качестве разминки могли уже поругиваться и попихивать друг друга локтями, разогреваясь перед главным сражением. Первый этап сражения разворачивался при посадке в транспорт - толпа шла на приступ подъехавшего автобуса с угрюмым молчаливым упорством расталкивая друг друга. Иногда на вытянутых руках ввысь над толпой вдруг взмывала какая-нибудь ценная вещь, вроде красного знамени сетки со спиртным - которую таким образом старались уберечь напирающей со всех сторон толпы.
После того, как автобус набивался до отказа, водитель часто говорил в микрофон - "пока двери не закроются, автобус никуда не поедет!" - имея в виду стоящих на подножке граждан, зависших между планетой и автобусом. В ответ на это стоящие на подножке пассажиры вопили - "в середине свободно, пройдите туда!" "Середина" была неким мифическим местом, где всегда свободно и много воздуха и света (вроде коммунизма). При этом стоящие в этой самой "середине" граждане чувствовали себя как-то спокойнее, чем те, что были с краёв - их уж точно никто не выпихнет из салона до конца поездки. Сегодня фортуна улыбнулась им.
Толпа напирала ещё, двери со скрипом закрывались, и повозка кое-как трогалась. Во время движения часть пассажиров часто стояла на одной ноге - другую попросту некуда было поставить. Летом в таком переполненном автобусе было совершенно нечем дышать - к переполненному салону добавьте также функцию "газенваген", а также и внезапно включающуюся печку - в советских автобусах это происходило в рандомном порядке, неожиданно. Окна и люк при этом откывать было нельзя - при малейшей попытке открыть люк раздавался крик "нам тут под люком дует!", после чего из толпы высовывалась рука, раздавался голос "там этим подлюкам дует" - и люк со страшным грохотом захлопывался.
Драка могла начаться с вполне невинной просьбы о передаче талончика - в таком переполненном салоне уже одна такая просьба могла быть расценена как издевка. Ещё одним поводом могла стать оддавленная нога или какие-нибудь продукты из авоськи - часто потасовка начиналась вскоре после фразы "посмотрите, что вы сделали с моими яйцами!". В общем - конфликты и драки в советском траспорте были далеко не редкими. Что интересно - пассажиры далеко не всегда старались разнять дерущихся, а часто разбивались на "группы поддержки" и подначивали конфликт - тем самым, видимо, как-то скрашивая общую скуку и серость поездки. Милицией драки трамвайных хамов заканчивались разве что в исключительных случаях - обычно немного помятые драчуны просто расходились в разные стороны.
Выход в час-пик на своей остановке требовал отдельного умения - если вы стояли у дверей, а не в заветной "середине", то сплоченные трудовые массы чаще всего выметали вас из салона на всяких крупных пересадочных остановках, вроде станций метро. Оказавшись на улице - можно было легко не досчитаться одной или нескольких пуговиц пиджака - в такой давке они попросту отрывались, также рвалась и другая одежда - я знаю случай, когда из советского автобуса толпа вынесла девушку, а вслед за ней кто-то с великим презрением выбросил её юбку. Иногда можно было недосчитаться не только пуговиц, но и кошелька либо монетницы - карманники в советских трамваях и автобусах были весьма распространенным явлением.
Вместо эпилога.
Подводя итог всему написанному, можно сказать так - советский транспорт был отличным отражением социалистчиеской системы - при которой люди не чувствуют себя хозяевами собственности, ничего не спрашивают у государства, а только молча бьются за ограниченные ресурсы - будь то "бесплатная" квартира или место в трамвае...
Такие дела.
А вы помните советский транспорт и какие-нибудь истории, связанные с ним? Что вообще обо всём этом думаете?
Напишите в комментариях, интересно)