Originally posted by
grzegorz_b at
Мацковский царь _________ веселиться изволили - I![](https://www.proza.ru/pics/2011/06/06/430.jpg)
Завтра исполняется годовщина Новгородской резни, устроенной Иваном Грозным. Тема, в общем, старая, но есть несколько моментов, которые перекликаются с современностью.
Во-первых это идея наказания за отступничество. Официально Новгород был наказан не за желание жить свободно а за желание переметнуться к польскому царю. Все мы помним, что одной из причин нападения на Украину было то, что украинцы-де собирались сдать Севастополь американцам для военной базы.
Во вторых, как и Хйло и Ивана Грозного объединяет сакрально-символичность, если можно так выразиться. Если говорить про Ивана, то можно вспомнить про уничтожение Никиты Казаринова, который ожидая опалы и смерти уехал из Москвы и посхимился в одном из монастырей. Иван Грозный послал за ним, с злобной усмешкой сказал, что схимники - ангелы и потому должны лететь на небо, и велел его взорвать на бочке пороха. Или вот казнь одного из видных государственных деятелей того времени, боярина Ивана Петровича Федорова-Челяднина. Иван Грозный приказал ему облечься в царские одежды и сесть на трон. Затем, преклонив перед ним колени, царь сказал: «Ты имеешь то, чего искал, к чему стремился, чтобы быть великим князем Московским и занять мое место: вот ты ныне великий князь, радуйся теперь и наслаждайся владычеством, которого жаждал». После этого он сам убил боярина кинжалом, а труп «протащили за ноги по всему кремлю к городу, и он брошен был на середине площади, являя жалкое зрелище для всех». Запрет хоронить тело казненного, конечно, имел цель нанести ущерб его душе.
Демонстративное убийство Немцова в нескольких метрах от Кремля, снятие с убиенного штанов и демонстрация по каналам этого и оскорбление матери убитого - из той же оперы.
Уничтожение личности не только физически но и социальном и, может быть, даже душевном смысле - вот что объединяет этих двух царей Росии.
А в общем, ни Иван Грозный ни Путин не сильно выделяются по жестокости по сравнению с другими правителями на Росии / Ссср - просто там никогда не ценили человеческую жизнь. Просто эти два так развлекались.
Поэтому рассмотрев поступки Ивана Грозного, можно прогнозировать типичные для современной Росии поступки.
Конец Новгородской Республики
Надо сказать, что Новгород был настолько не похож на Мацкву, что его можно назвать отдельной цивилизацией, которую некоторые называли «феодальной республикой». Судите сами - во главе ее стоял новгородский архиепископ, чьи полномочия серьезно ограничивались городской верхушкой - Советом господ. Немалую роль играло и знаменитое вече - та самая демократическая «вольница», которая была столь любима многими писателями и историками, видевшими в ней альтернативу московскому самодержавию. И к XV веку Новгород стал наиболее экономически и культурно развитой частью русских земель. Значение города было в то время столь велико, что многие иностранные географические руководства утверждали, что именно он, а не Москва является «главным городом» Руси. Не имея ни ресурсов, ни потребности в территориальном расширении, «республика» неминуемо должна была оказаться между жерновами экспансионистских устремлений агрессивных и стремительно растущих соседей - Москвы и Литвы. Ситуацию усложняло то, что Новгород не имел сильного войска, как не имела его Украина. В 1471 году властный и решительный московский великий князь Иван III, дед Ивана Грозного, разгромил новгородское ополчение в битве на реке Шелонь. Новгородцы вынуждены были присягнуть на верность великому князю кацапов. Разумеется, вечевой колокол был торжественно снят и увезен в Москву, а древние совещательные порядки упразднены. Тысячи новгородских дворян и купцов были репрессированы, лишены своих владений, перешедших в казну, и переселены в центрально-русские уезды. На освободившиеся земли переселялись московские служилые люди, дворы в Новгороде получали и крупные московские купцы («гости»), взявшие в свои руки наиболее прибыльные отрасли городской экономики.
С этого момента Самый Мирный Народ на планете превратил Новгород в настоящую крепость - до сих пор сохранился Детинец из красного кирпича. Новгород Иван Грозный использовал для воен - вспомните Шведскую и Ливонскую войны.
Обвинение в мятеже
Мацковские правители не могут без придумывания заговоров против них же самих - ведь это прекрасный повод для репрессий и грабежей.
...В начале 1569 года немногочисленный литовский отряд при загадочных обстоятельствах захватил важный опорный пункт обороны на северо-западе - неприступную Изборскую крепость. Летом 1569 года явился к Грозному какой-то бродяга по имени Петр с доносом, что новгородцы хотели посадить на престол недавно убитого Иваном Грозным князя Владимира Старицкого а еще хотят предаться польскому королю Сигизмунду II Августу. Несмотря на то, то одно противоречило второму, Иван Грозный поверил в это - ведь новгородцы и псковичи, среди которых еще жили предания о старых вольностях, явно могли казаться ему подозрительными.
Официальной причиной войны с Новгородом стало обвинение новгородцев в желании перейти под владычество польского короля.
Начало войны
В декабре 1569 года Иван Грозный предпринял поход на север. Не только опричники были с царем - он вел с собою будто на настоящую войну и отряд войска. Разгром начался с границ бывших тверских владений, от города Клина до Новгорода. Опричники врывались в города, грабили, били кого попало, даже убивали людей неведомо за что. Особенно сильно пострадала Тверь.
2 января 1570 года прибыл в Новгород передовой отряд царской дружины и занял все пути из города, чтобы ни один человек не ушел отсюда. Во всех подгородных монастырях начальники этого отряда запечатали казну, захватили игуменов и иноков числом более 500; взяты были под стражу и священники новгородских церквей; знатнейших жителей, купцов, приказных людей также забрали под стражу, а имущество их опечатали.
6 января вечером прибыл Иван Грозный со всем двором, с полутора тысячами стрельцов, и остановился на Торговой стороне, на Городище. На следующий день отдано было первое приказание: захваченных игуменов и монахов бить палками до смерти и трупы развозить по монастырям для погребения. На третий день по приезде, в воскресенье, государь отправился в кремль, к св. Софии, к обедне. На Волховском мосту, по стародавнему обычаю, владыка Пимен со всем собором, с крестами и иконами вышел встречать государя. Владыка хотел осенить его крестом, но Иван не подошел ко кресту, а начал гневно говорить владыке:
- Ты не пастырь и не учитель - но волк, хищник, грабитель, изменник, нашей царской багрянице и венцу досадитель!..
Сказавши это, он приказал владыке служить обедню в Софийском соборе. По окончании службы Иван Грозный с ближайшими своими опричниками из церкви пошел к владыке в столовую палату. Здесь для высокого гостя был приготовлен обед...
Дали будэ