Что, Москва, припекает?
По материалам тематического круглого стола. Под редакцией Евгена Цыбуленко.
В преддверии начала рассмотрения Гаагским окружным судом дела МН17, Россия продолжает прибегать к очередным трюкам, отвлекающим внимание общественности, а также планирует направить все свои возможные средства и ресурсы на осуществление внешнего влияния на позицию Нидерландов, используя традиционные для России методы, такие как подмена следственных действий и доказательств, подкуп чиновников и т.д.
В этом контексте Нидерланды и Малайзия наиболее подвержены московским провокациям. В Нидерландах действует целая плеяда проплаченных гражданских активистов и журналистов, активно связанных с Кремлём, в задачи которых входит дезинформация следствия и манипулирование общественным мнением с целью осуществления влияния на ход слушаний в Схипхоле.
В Нидерландах РФ финансировала «Комитет «Глобальные права мирных людей», активно проявивший себя ещё во время нидерландского референдума в 2016 году по Соглашению об ассоциации между Украиной и ЕС.
В нижней палате парламента Нидерландов Кремль оказал давление на политику комитета по иностранным делам, оформив запрет на въезд в Россию критика политики Путина - С.Сьюрдсмы (Демократы-66) и внесение его в санкционный перечень Москвы. Комитет был даже вынужден принять решение отменить визит своих представителей в Россию, который планировался 24-27 февраля 2020 года. В Москве пригрозили «негативными последствиями подобного шага, которые всецело ложатся на нидерландскую сторону».
Среди политических деятелей поддержку Кремля получили экс-член Социалистической партии Нидерландов Г. Ван Боммел и глава Партии свободы Г. Вилдерс.
Однако официальная позиция Нидерландов остаётся в фарватере позиции международной следственной группы JIT. Прокуратура Нидерландов отказала РФ в праве судить на своей территории граждан России, обвиняемых в международном преступлении - сбитии самолета рейса МН17 авиакомпании Malaysia Airlines. Кроме того, Россию официально обвинили в отказе арестовать и экстрадировать в Гаагу на слушания экс-зенитчика боевиков «ДНР» В. Цемаха, причастного к передвижениям и действиям группы боевого расчёта ЗРК «БУК-М1», сбившего самолёт.
Помимо этого, Россия заблокировала в Совете Безопасности ООН создание Международного трибунала по расследованию обстоятельств уничтожения МН17. Малайзия тогда выступала за.
14 июля 2015 года Малайзия внесла в Совет безопасности ООН проект резолюции с требованием создать Международный трибунал, чтобы гарантировать справедливое правосудие для виновных в крушении лайнера на Донбассе. Малазийские дипломаты тогда сослались на главу VII Устава ООН «Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии». 29 июля 2015 года состоялось голосование Совета безопасности ООН по проекту резолюции, предложенному Малайзией. «За» проголосовали 11 из 15 стран-членов Совета безопасности, Китай, Ангола и Венесуэла - воздержались. Воспользовавшись правом вето, Россия заблокировала принятие данной резолюции.
Однако уже в 2018 году влияние Москвы на Малайзию усилилось. Министр транспорта Малайзии Энтони Лок заявил, что без убедительных доказательств нельзя обвинять Россию в том, что она была причастна к крушению в 2014 году малазийского самолёта, летевшего рейсом МН17, над территорией Украины.
В свою очередь, уже экс-премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад заявлял, что сторона с таким высоким уровнем военной дисциплины, как Россия, не может быть ответственной за пуск ракеты.
Несмотря на это, представители от Малайзии в JIT заявили о доверии следствию, указав, что установка «БУК-М1», из которой был сбит МН17, принадлежала 53-й зенитной ракетной бригаде Вооружённых сил России.
Что касается малазийского аспекта, то в вопросе МН-17 экс-премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад пытается лавировать, уклоняясь от прямых ответов, подыгрывая Москве, но в то же время не ссорясь с Западом.
3 февраля 2020 года во время брифинга главного прокурора Нидерландов и координатора Совместной группы по расследованию «дела МН-17» бывший премьер-министр Малайзии придерживался версии, что только непрофессионал мог фактически спутать гражданский и военный борт. Подобным образом Мохатхир Мохамад в очередной раз сыграл «на руку» Москве, которая и является источником этого тезиса. По версии, озвучиваемой российской стороной после сбития уже украинского Боинга в Иране, перепутать военный борт с гражданским весьма затруднительно из-за разности в эксплуатационных характеристиках и скоростном режиме. Именно так утверждает российский разработчик похожей с «БУК-М1» системы РЛС «Тор-М1» Андрей Горбачевский, который всю жизнь проработал в оборонке, разрабатывая радиолокаторы зенитно-ракетных комплексов, начиная с корабельных, а после заведовал сектором обороны стратегической авиации. По словам эксперта, перепутать практически нереально, так как система ЗРК - серьёзный дорогой комплекс. И чтобы он по ошибке взял да сбил пассажирский самолёт - такое крайне маловероятно. Комплекс представляет собой тягач на гусеничном ходу, схожий чем-то на танк, оснащенный обзорным локатором (крутится по кругу непрерывно осматривая ситуацию вокруг) и радиолокатором наведения с очень узким лучом в 1 градус. Ракета наводится, когда цель найдена. Вероятность того, что она попадёт в какую-то иную цель, ничтожно мала. Операторы всё видят очень хорошо, «поэтому если наводили, то наверняка», считает специалист.
Все подобные заявления делаются после сбития украинского Боинга в Иране специально для продвижения ещё одного тезиса Москвы - о том, что передвижным ЗРК БУК, сбившим МН17, во время запуска той единственной ракеты управлял не профессиональный российский экипаж, а трактористы-пособники оккупантов, почему и произошла эта ошибка. Далее же Москва планирует продвигать аналогию со сбитием украинского Боинга над тегеранским аэропортом, чтобы доказать, что она так же непричастна к сбитию борта МН17 из переданного сепаратистам российского Бука-М1 в небе над Украиной, как и непричастна к сбитию борта PS-752 из переданного силам КСИР российского Тор-М1 в небе над Ираном.
Однако, даже если следовать логике заявлений Кремля, что это ошибка (якобы нероссийского) боевого расчёта установки БУК, то это лишь подтверждает факт передачи сверхопасного комплекса, способного поражать цели на высотах пролёта магистральной гражданской авиации, в руки боевикам, которые совершили этот теракт. Таким образом Москва сама же создаёт одно из доказательств того, что она является спонсором терроризма и что военно-политическое руководство РФ несёт международную ответственность за государственный терроризм и катастрофу МН17 на территории Донбасса.
Очевидно, что Россия использует пробелы международного правосудия, чтобы уйти от ответственности. Согласно независимому расследованию Bellingcat, Путин и высшее военно-политическое руководство РФ лично несут ответственность за решение об отправке комплекса «Бук» и кадровых военных из 53-й зенитно-ракетной бригады в Украину и последующее сбитие малазийского Боинга. Отчёт, подготовленный Bellingcat, был предоставлен возглавляемой Нидерландами Международной следственной группе и может стать важным элементов доказательства вины РФ при сбитии Боинга. Согласно предварительным итогам расследования экспертов Международной следственной группы, самолёт рейса МН17 был сбит из комплекса «Бук-М1», привезённого из России (из Курской области, где базируется 53-я бригада вооружённых сил РФ) на территорию, контролируемую боевиками, которые вели боевые действия против ВСУ под руководством российских военных и выполняли приказы российских кураторов (и им же отчитывались об их выполнении). После крушения самолёта ЗРК, который производил выстрелы по Боингу, вернули в Россию. Следственная группа также восстановила маршрут, по которому перевозили ЗРК. Версии о причастности украинских военных к катастрофе были отвергнуты следователями. Ещё в мае 2018 года Нидерланды и Австралия официально обвинили Россию в крушении малазийского Боинга рейса МН17. Итак, мы имеем два основных расследования, которые провели совсем разные люди и которые были проведены в рамках разных организаций (Международная следственная группа и представители авторитетного мирового издания Bellingcat, которое специализируется на расследованиях в данной сфере). Но результаты во многом идентичны и демонстрируют нам одно и то же: Россия виновна в катастрофе рейса МН17. В конечном итоге ответственность должны понести должностные лица МО РФ и верховный главнокомандующий Вооружённых сил Российской Федерации В. Путин. Вместе с указанными россиянами ответственность должны понести и главари «ЛДНР».
Прокурор из Нидерландов Фред Вестербеке сказал, что у него нет сомнений, что рейс МН17 был сбит из установки, принадлежащей 53-й бригаде ВС РФ в Курске, в том числе и потому, что у следствия есть свидетель запуска ракеты. Вестербеке обвинил власти России в том, что за прошедшие 5 лет они не оказывали помощи в расследовании. Прокурор сказал также, что на следующий день после трагедии власти России должны были сказать, что они совершили ошибку, ведь это слова разумного человека. Но власти РФ сделаны из другого преступного материала. Они будут врать, изворачиваться даже тогда, когда будут прижаты к стенке неопровержимыми доказательствами. Будут переводить ответственность на других, станут врать гражданам России, что они ни в чём не виноваты, а суд на Западе пристрастный. Это уже практиковалось РФ с системой государственного допинга, устроенной в России.
В Москве в 2014 году знали о ситуации со сбитым малазийским Боингом гораздо больше, чем уверяли мировое сообщество. До катастрофы рейса МН17 на контролируемой РФ территории были сбиты украинские самолёты Ан-26, Ан-20Б, Ил-76МД. Через несколько минут после того, как был сбит малазийский лайнер, «ополченцы» в своих хрониках хвастались «уничтожением украинского самолёта». Российские СМИ наперегонки давали новости о сбитом украинском самолёте, пока не узнали, что рухнул малазийский Boeing-777. Новостные ленты пестрили заголовками «Ополченцы сбили над городом Торез Донецкой области на востоке Украины ещё один транспортный самолет украинских ВВС», «Ополченцы провозглашенной Донецкой народной республики сбили самолёт АН-26 украинских ВВС».
РФ проявила некоторую «странную дальновидность» и закрыла своё небо для полётов международной гражданской авиации с 00:00 17 июля 2014 года на высоте исключительно до 16 км (до эшелона FL530), что сопоставимо с максимальной высотой поражения зенитного ракетного комплекса «Бук» (около 18 километров).
Нидерланды официально задавали вопросы Росавиации, которая не ответила, почему было закрыто воздушное пространство до высоты 16 тысяч 150 метров. Те, кто выдавал эти ограничения, знали, что на сопредельной территории появился «Бук», и он стоит таким образом, что радиус его действия захватывает приграничное с Россией воздушное пространство. Соответственно, все коридоры, которые пересекают сопредельное пространство с Украиной, были закрыты.
За несколько дней до трагедии с малазийским лайнером в информационном пространстве активно распространялись российские фейки о том, что так называемые «ополченцы» якобы захватили в Украине несколько установок «Бук». Происходила операция по информационному прикрытию передачи российским военным руководством боевикам на Донбассе такого вооружения.
Исследовательская группа Bellingcat и журналисты издания The Insider выяснили, что в переброске ЗРК Бук на территорию Украины участвовал Олег Владимирович Иванников, офицер ГРУ РФ. Он же (или Орион) ранее был министром обороны непризнанной Южной Осетии после её захвата Россией.
Поэтому целью международного правосудия должны стать не только пособники преступления, приведшего к трагедии МН17, но и те, кто были его организаторами и принимали политические решения. Сам факт перевозки из России в Украину установки «Бук» свидетельствует о том, что был приказ из Москвы сбить самолёт на той высоте, которой пользуется именно гражданская авиация.
В число потенциальных виновных входят: командир зенитного ракетного соединения Западного военного округа полковник Алексей Золотов, начальник войск противовоздушной обороны и авиации ЗВО Андрей Коханов, командующий войсками ПВО Сухопутных войск Вооружённых сил России Александр Леонов, командующий войсками Западного военного округа Анатолий Сидоров, главнокомандующий сухопутными войсками России Олег Салюков, министр обороны России Сергей Шойгу вместе с заместителями и непосредственно главнокомандующий ВС России Владимир Путин.
Убедить мировое сообщество в своей невиновности у Кремля не получится, хоть он и задействовал невероятные человеческие и материальные ресурсы. Москва должна была признать свою ошибку ещё в 2014 году так, как это сделал Иран в недавнем крушении украинского Боинга возле Тегерана.
Россия отказалась признаться, так как сбивала самолёт на территории другого государства - Украины. Признание вины и компенсация выплат пострадавшим родственникам равнозначно признанию, что «Бук» был привезён при содействии России.
Уже на ранних этапах следствия и установления виновных в авиационной трагедии стало очевидно, что ответственность за неё лежит на российской стороне, военная агрессия которой против Украины привела к разрастанию вооружённого конфликта на Донбассе и переходу части региона под контроль террористических групп. Таким образом, признание России фактора ошибки будет говорить о фактическом участии Москвы в вооружённом конфликте на Донбассе и спонсировании международного терроризма.
Необходимо упомянуть и о версии, согласно которой Генеральный штаб ЗС РФ мог разработать план уничтожения своего собственного пассажирского самолёта «Аэрофлот» AFL2074 «Москва-Ларнака», который приблизительно в то же время совершал полёт в воздушном пространстве Украины.
Уничтожение российского самолёта должно было спровоцировать в России массовое гражданское возмущение, всплеск ненависти к Украине и отвернуть от неё мировое сообщество. Уничтожение самолёта якобы украинскими военными должно было стать весомым аргументом перед мировым сообществом для полномасштабного вторжения в Украину регулярных вооружённых сил РФ, которые до этого момента уже заканчивали оперативное развёртывание вдоль всей российско-украинской границы.
В течение нескольких дней перед сбитием лайнера в информационном пространстве распространялись российские фейки о том, что так называемые «ополченцы» захватили у Украины несколько установок «Бук». Происходила подготовка к завуалированию российской принадлежности к будущей катастрофе.
Для привлечения к ответственности преступников виновных в катастрофе МН17 будет учитываться опыт «Локерби». Согласие ООН для учреждения таких трибуналов Ad hoc не требуется, необходима лишь договорённость между государствами, граждане которых погибли в авиакатастрофе.
«Дело Локерби» представляет собой крупную авиационную катастрофу, произошедшую 21 декабря 1988 года с авиалайнером Boeing 747-121 авиакомпании Pan American, который совершал рейс PA103 по маршруту Франкфурт-на-Майне - Лондон - Нью-Йорк - Детройт. По результатам расследования было установлено, что взрывное устройство на борту самолёта было заложено Абделем аль-Миграхи, главой службы безопасности авиакомпании Libyan Arab Airlines, который на самом деле был сотрудником ливийского мухабарата и двоюродным братом одного из ближайших соратников Муаммара Каддафи. Это стало поводом для введения СБ ООН международных санкций против Ливии, которые повергли страну в состояние глухой международной изоляции.
Ливия согласилась выдать преступников после долгих переговоров в 1999 г. Таким образом, санкции подействовали. Суд проходил на нейтральной территории, в голландском Утрехте, и длился полтора года.
В 2003 году Ливия признала ответственность своих официальных лиц за взрыв над Локерби. Триполи заявил, что не намерен признавать вину за совершение теракта, однако соглашается с тем, что взрыв был организован одним из официальных лиц ливийского государства.
petrimazepa.com