На днях состоялась встреча в одесской мэрии, посвященная окончанию 25-й официально признанной "послевоенной" войны СССР. Я скептически отнесся к такому формату общения с властью. На что несколько уважаемых мной людей спросили - "А что здесь не так? Мы просили не за себя, а за других ветеранов. Мэр всегда старается помочь и идет на встречу нашим просьбам". Попробую на примере объяснить, что здесь не так.
На встрече ветеран-колясочник попросил мэра помочь с автопротезированием. Он с какого-то мохнатого года стоит в очереди за машиной с ручным управлением и за это время продвинулся всего на 25 человек. На что профильный заместитель мэра ответила, что автопротезирование финансирует областной бюджет, и, насколько ей известно, за все эти годы не было выделено ни одного специализированного транспортного средства.
- Получается, что очередь движется только за счет ухода из жизни ветеранов? - спросил парень-колясочник.
- Получается так, - подтвердила профильный заместитель мэра.
--
Предположим, что мэр поможет с машиной этому конкретному ветерану. И десантнику без ног, который приехал из Донецка, поможет с жильем. И с памятником ветеранам поможет, и макеты "калашникова" для преподавателя НВП купит, и на остальные просьбы тоже даст положительный ответ. Изменит ли это систему, в которой мы должны просить о вещах, автоматически исполняемых в каждом нормальном государстве?
Существуют страны, в которых очередь на протезирование движется не только за счет смерти ветеранов. Вопрос - Там люди чаще обращаются с просьбами к мэрам? Или там действуют какие-то другие механизмы, которые заставляют власть эффективно работать на благо своих граждан. Может быть мы пока еще не стали гражданами? И обращаемся к власти, как к господину, а не как к менеджеру, управляющему нашими активами.
Попробую объяснить в цифрах.
Бюджет Одессы 10 млрд грн. На каждого одессита приходится по 10 тыс в год, или по 50 тыс за 5-летнюю каденцию мэра. Моя семья из 4-х человек раз в пять лет передает в управление новоизбранной власти 200 тыс грн из городского бюджета. Это мои, а не их деньги. Если посчитать всех присутствовавших на встрече ветеранов, малой толики их бюджетных средств хватило бы на выполнение всех просьб к мэру.
Тогда почему мы просим, а не говорим с мэром, как с распорядителем наших денег? Ответ - Потому что мы не считаем эти деньги своими. Мы не знаем, сколько наших денег в бюджете, и не умеем ими управлять. Мы полагаем, что достаточно раз в пять лет выбирать мэра-хозяйственника, руководствуясь рекламой, купленной за наши деньги. Либо купленной в расчете на возможность бесконтрольно распоряжаться нашими деньгами после выборов.
--
Немного об эффективности управления. В прошлом году вышло расследование британских журналистов о том, как одна из одесских олигархических групп скупает люксовую недвижимость в Лондоне. Одной из купленных квартир с видом на Темзу хватило бы, чтобы закрыть потребности в протезировании всех одесских ветеранов. Одним из членов олигархической группы был назван человек с именем, фамилией, датой рождения и фотографией одесского мэра.
В прошлом году группа расследователей сфотографировала накладные на реконструкцию одного из городских объектов. По позициям из накладных сделали запросы на коммерческое предложение производителям. Оказалось, что город все закупал из наших бюджетных денег в два с небольшим раза дороже рыночной цены. В два раза, потому что откаты в Одессе и области составляют 100%, а с небольшим, потому что откаты нужно обналичить.
Часть обналиченных денег идет на покупку недвижимости в Лондоне и прочих ништяков. Часть на то, чтобы местная налоговая, прокуратура и СБУ не замечали завышенной цены. Часть уходит в Киев, чтобы там не замечали действия мэрии, горсовета, налоговой, прокуратуры и СБУ. Часть идет на формирование информационной повестки для одесситов. Чтобы они ничего не знали про откаты и недвижимость в Лондоне, но были уверены, что у нас заботливая власть.
Оставшейся половины бюджета на всех не хватает. Хватает на подачки ядерному электорату. Хватает на муниципальную охрану. Хватает на билборды и СМИ с рекламой местных элит. Хватает на показные заботу и патриотизм. Может хватить ветеранам, оказавшимся на юбилейную дату в малом зале одесской мэрии. Остальные будут двигаться в очереди на гарантированные им государственные услуги за счет ухода из жизни других ветеранов.
Малая толика наших бюджетных денег, которая остается за вычетом всех откатов, тратится по остаточному принципу. Показателен пример, когда президент и мэр перерезали красную ленточку на открытии детского лагеря. Местные СМИ сообщили, какая у нас замечательная власть. А потом электрика загорелась, полыхнули домики, якобы пропитанные специальным составом, хваленая сигнализация не сработала, а в гидрантах не оказалось воды.
Все это будет продолжаться, покуда мы будем относиться к власти, как проситель к господину. И даже восстание против господ ничего не изменит. Мы - хозяева нашей собственности и наших бюджетных средств. Рачительный хозяин знает, какими активами он владеет. Он контролирует нанятых распорядителей и использует механизмы обратной связи чтобы не просить, а исправлять допущенные ошибки. Покуда мы этого не поймем, ничего не изменится ни в городе, ни в стране.
--
P.S. Пару лет назад один из украинских городов пытался купить украинские троллейбусы по рыночной цене. На что им ответили, что в цену заложены откаты, и ради одного города производитель не готов показывать реальную стоимость товара. В результате в конкурсе победил польский поставщик. Так что это проблема не только Одессы и одесситов. Покуда мы не станем гражданами, а будем вести себя, как население, мы не избавимся от подобных проблем.
©
Юрий Христензен