автор статьи Евгений Шибалов - собкор ZN.UA («Зеркало недели. Украина») в Донецкой области.
Оригинал взят у
fightforukraine в
Гражданские адаптировались, но что делать когда деньги закончатся..Originally posted by
nastalgya at
Как война становится обыденностью Он нашей стране пригодился вполне,
И вашей стране пригоодится вполне,
Поскольку вы тоже в таком же... лагере
Или счастье - это когда в тебя не
стреляют Мы быстро привыкли жить посреди
войны. Пугающе быстро.
Наши дети больше не просыпаются ночью, если слышится стрельба. Даже не вздрагивают. Привыкли. Дети стали совсем другими. Это маленькие взрослые. Они больше не капризничают. Они стали тихими и послушными. Когда в небе слышится тяжелый гул самолетного двигателя, они сами вылезают из песочниц, слезают с качелей, собирают игрушки и бегут домой.
Мы учимся.
Первый урок - никуда не ходить и не ездить без необходимости. Мы научились обходиться без прогулок, кинотеатров, кафе. Не подчиняться мимолетным капризам. Не находиться в людных местах дольше, чем следует. Наши передвижения теперь строго функциональны. Работа, дом, банкомат, магазин. Праздный шопинг и прочие радости потребительского общества - это теперь не про нас. Мы покупаем не для развлечения. Только для выживания. Самое необходимое, по заранее составленному списку.
Нужно успеть вернуться домой до темноты. Есть ли комендантский час, нет его - неясно. Поэтому лучше просто не ходить ночью. Безошибочное решение. Ночь - время войны. И ночной охоты для хищников каменных джунглей. Наши улицы пусты. Общественный транспорт не забит пассажирами в любое время дня. Безработица больше не кажется трагедией. Напротив, любая возможность остаться дома - за счастье.
Но каждый выход за очерченный панельными многоэтажками квадрат - лотерея. Далекий и трудный поход. Без гарантии возвращения. К вечеру многолюдные некогда аллеи и скверы превращаются в Silent Hill. Тишина и безмолвие. Почти неуловимый, едва ощутимый привкус опасности.
Второй урок - держаться подальше от людей с оружием. Люди с оружием - вестники смерти. Своей и чужой. Они притягивают смерть. Мы - бывшие мирные люди. Мы выросли на кинобоевиках, книгах с пафосным героизмом и видеоиграх, где смерть не страшна, а красива и со спецэффектами. Баррикады, бронетехника на дорогах, автоматчики на улицах, вертолеты в небе. Это было в новинку, это было интересно.
Чуть позже мы поняли - там, где сеют смерть, никакой точности нет. Случайная пуля или осколок могут достаться любому. Мы выучили этот урок. Улицы мгновенно пустеют, если по ним идет колонна. Или гуляет "республиканский" патруль. Или несутся куда-то внедорожники без номеров, набитые камуфлированными бородачами.
Они, кажется, сами не помнят, с чего все началось. Но уже не могут остановиться. За ними гоняется смерть. Но не факт, что догонит. Возможно, то, что уготовано кому-то из них, достанется кому-то из нас. Поэтому лучше обходить их стороной.
Урок третий - не доверять. Никому. Никогда. Мы научились держать свое мнение при себе. Когда-то мы любили спорить и громогласно доказывать свою правоту. Трепаться, шутить и отстаивать безумные теории. Теперь мы взвешиваем каждое слово. Особенно с малознакомыми людьми.
Кто знает, на что и как отреагирует твой собеседник? Бросится к ближайшему патрулю с криком: "Хватайте его, это бандеровец"? Даст по морде со словами: "Получай, сука сепаратистская"? Лучше не проверять. Лучше промолчать. Мы уже поняли, что молчание - залог безопасности.
Хорошо тем, у кого друзья и родные придерживаются одинаковых взглядов. У кого нет сомнений, где в этой войне - свои. Но так бывает редко. Неосторожно сказанное слово, как спичка, разжигает костер безобразных ссор. Рушатся семейные узы, разлетается на осколки старая дружба. С теми, к кому мы испытываем недоверия чуть меньше, чем к остальным, делимся заветным - самой важной и нужной информацией. О пока еще работающих магазинах и банкоматах. О блокпостах.
Больше всего мы не доверяем милиции. Раньше мы их побаивались, но считали представителями власти. А кто они сейчас? Мы теперь просто не понимаем - кто эти странные люди в нелепой синей форме? Говорят, им платят зарплату. Ходят слухи, что они за эти деньги должны поддерживать правопорядок и обеспечивать безопасность мирных граждан. Смешно.
Впрочем, от них есть польза. Такая же, как от белых мышей на подводной лодке - когда не хватает воздуха, первой начинает задыхаться мышь. А когда в Донецке намечается перестрелка или очередные погромы "именем республики", первыми исчезают с улиц милиционеры. Значит, пора разбегаться и нам.
Мы больше не доверяем публичным словами и официальным сводкам. Особенно тем словам и сводкам, где говорится о мире и безопасности. Мы уже поняли: безопасность бывает только временная. А мир был когда-то. Больше его нет.
Мы с большим трудом сохраняем остатки человечности. Мы пока не врываемся толпами во вскрытые мародерами магазины. Нам это кажется постыдным. Но только потому, что наши семьи пока еще не на грани нищеты и голода. Самые совестливые клянут себя за то, что промолчали, когда слово еще могло что-то изменить. Самые честные признают, что были глупы, когда считали свои представления о счастье достаточным поводом схватиться за оружие.
А еще мы наконец-то нашли, что нас всех объединяет. Независимо от пристрастий и симпатий. Все мы, скрывая это друг от друга, смотрим по вечерам в звездное небо из-за зашторенных окон и молим: "Господи, пусть это поскорее закончится"...