Тем, кому не интересны писательские дела дальше может не читать и не тратить время.
Получив n+1 отказ по Проклятому со следующей формулировкой:
О трилогии "Проклятый" Ю. мне говорил - что это довольно специфическое произведение, явно не нашего формата и продать нам ее будет сложно, если не невозможно. Думаю, на данный момент нам сложно будет продвигать неформатную книгу, на данный момент приходится двигаться строго в русле фарватера.
я задумался. В очередной раз задумался.
Я до сих пор считаю, что Проклятый - наиболее сильный мой роман. В нем, конечно, есть недостатки, но он - лучший.
Ничью землю тоже не хотели брать издательства. Потом, правда, готовы были стоять в очередь, если я напишу продолжение, но я, противный, продолжения не написал.
И "Остаться в живых..." не хотели брать.
И "Стикс".
Вот недавно я прочел, у моего френда
rl2, в миру известного, как Георгий Зотов, журналиста и автора прекрасных стебных романов "Республика Ночь", "Ад и Рай", "Элемент крови", и т.д., что издательствам по-прежнему нужна "сталкерятина", разные радиоактивные кабаны, и фантэзятина - орки с эльфами и гномами. Зотов мужик умный, едкий, зря не напишет. Но нет у него романов о радиоактивных кабанах. И у меня нет. То есть, в сегодняшнем литературном процессе мы - наблюдатели.
Зотов, кстати, заявил, что писать пока не собирается. Я же пока в игре.
Более того, после "Чужих снов" и "Господина инквизитора" я имею в планах роман о царе Ироде - страшном и великом, то есть заранее не читаемое и не публикуемое произведение.
Никто не будет читать "Царя Ирода", кроме узкого круга моих друзей и любителей моей прозы. (Кстати, спасибо вам! Ваше внимание добавляет мне желания писать!) Издатель НИКОГДА не опубликует роман с таким названием и таким главным героем - не время сейчас. Нет соответствия тренду. И не виноват издатель - читатели не хотят загружать мозг и я не в праве осуждать их за это.
Первая тройка РФ по тиражам: Донцова (3.2 млн. экз.), Агата Кристи и Юлия Шилова. Не комментирую, но если Донцову читают, значит это кому-нибудь нужно и интересно. Читатели голосуют кошельком. Книги или покупаются, или нет - разговор о воспитании читателя, дурновкусии и проч. предлагаю не вести. Нет ничего более бессмысленного, чем спорить с фактами. Со свершившимися фактами.
Упавшие тиражи - свершившийся факт. Результат Донцовой (снимаю шляпу!) - тоже. Получается, что писать хорошо и умно - это не главное. Главное, чтобы тебя покупали. Тех, кто пишет хорошо и умно, возможно, легион. Но их судьба - безвестность. Те, кого не покупают, никому не нужны.
Мерседес - хорошая машина. Но в мире продается больше дешевых "рено".
Это мы уже сообразили? Съели? Перевариваем?
Если нет, то настоятельно рекомендую усвоить - писАть хорошо и писАть "кассово" - есть большая разница. Если первое для писателя не обязательно, то без второго он никак не обойдется. То есть "писАть хорошо" есть бонус к "писАть кассово", а не наоборот. Времена самодостаточной интеллектуальной прозы прошли вместе с книжным голодом. Это теперь удел избранных.
Но помимо нашего СНГ-шного рынка, есть рынок мировой, на котором все происходит по тому же сценарию, только без Донцовой в роли примы. Там тоже падают тиражи, лучше всего продаются любовные романы в мягких обложках и для того, чтобы позволить себе роскошь быть писателем (если ты конечно не входишь в ТОП-100), нужна нормальная основная профессия.
Теперь амбула.
Мне очень нравится Дж. Мартин с его "Песнь льда и пламени", и Джо Аберкромби с его "Первым законом". Я недостаточно хорошо знаю историю войны Алой и Белой розы, но неоднократно слышал о том, что эпопея Мартина в некотором смысле интерпретирует именно эти события. Я бы предположил, что эти события вдохновили Мартина и послужили толчком для создания романа, в который он добавил фэнтезийный антураж и мгновенно перевел книгу из не читаемого и не продаваемого жанра эпического исторического романа в суперпопулярную фэнтезийную область. Если учесть, что главным для книги все-таки является не антураж, а характеры, эмоции и события, то ход гениальный и коммерчески верный.
Роман Аберкромби создан по тому же принципу - если хочешь рассказать читателю то, что тебя волнует, сделай это в форме доступной и интересной читателю. Понравится - это обязанность рассказчика, а не слушателя, ведь так?
Резюме.
Я очень хочу написать роман об Ироде. Это потрясающая драматургия, история великого и страшного человека, в которой есть все, что нужно для романа - любовь, смерть, свершения и катастрофы, кровь, жестокое время, война...
Но, думается мне, что роман этот не будет историческим. И главный герой будет носить другое имя. История, которую я хочу рассказать, придется закамуфлировать, но суть ее не изменится. Не думаю, что фэнтезийный привкус испортит основное блюдо.
Для того, чтобы вы прочли эту книгу в бумаге, мне нужно идти в ногу со временем. Это сложно, но, думается мне, реально. Ведь главное в книге - это не то, как называется жанр, в котором она написана, а история, которую вы хотите рассказать, эмоции, которыми хотите поделиться, чувства, которые хотите передать.
Все ж лучше, чем писать об эльфах, гномах и радиоактивных кабанах.
Ведь так? Или я ошибаюсь?