Оригинал взят у
pavelrudnev в
Тотемное сознаниеГоворят часто о Новом Средневековье. А я думаю: всё хуже. В наше время включается тотемное сознание. Оно было характерно для человека первобытного. Человек верил в том, что, если он нарисует на скале убитого зверя, то в самом деле зверь будет убит в реальности. Если уговорить дождь пойти, сказать ему: "Пойди", и он пойдет. Искусство тут напрямую влияет на реальную жизнь. Художественный образ вмешивается в реальность.
Вот некие люди признали памятник в Брестской крепости уродливым. Это просто мнение каких-то отдельных людей. Это признается кощунственным. То есть люди не способны сделать элементарную интеллектуальную операцию в свое голове: разорвать героя войны и отображение героя войны в художественных образах. Не понимают, что оттого, что художественный образ может быть признан дурным или хорошим, прототип никак не страдает, память о войне не деформируется. Отчасти, это традиции иконопочитания: икона в церкви - это и есть бог, а не его олицетворение.
Точно так же в театре: распятие на сцене не признается художественным образом, а становится чуть ли не самим Телом Христовым, то есть не поддается эстетизации.
То же тотемное сознание включается, когда говорят примерно так: зрители, посмотрев "Криминальное чтиво", пойдет убивать, насиловать, сквернословить, пробовать наркотики, курить и пить. То есть художественный образ становится предвосхищением реальности, а не его отражением.
Это тотемное сознание, друзья. Это первобытное тотемное сознание. Неспособность отделить образ предмета от него самого.