The Wings of the Dove

Sep 01, 2016 21:10


Наконец-то дочитал роман "Крылья голубки" (1902), который вместе с книгами "Послы" (сам Джеймс считал его наиболее совершенным своим произведением в этом жанре) и "Золотая чаша" образуют своего рода канон для любителей Генри Джеймса, и, не без труда, но все-таки пересмотрел его экранизации) Как-то zyplionok в своем комменте написала, что Джеймс один из тех авторов, что мягко стелет, да жестко спать и эта характеристика очень подходит и к этому его роману).

Сорри, дальше много слов (если кто-то совсем не знает сюжета, то есть спойлеры, но для этого романа знание общей схемы сюжета не имеет никакого значения) и, увы, совсем нет скринов(

Сюжет книги, в общем, был мне известен давно, но здесь как раз тот самый случай когда это знание не помешало, но в чем-то даже облегчило восприятие текста. Кейт Крой, прекрасная, но бедная девушка из высшего лондонского общества, живет у своей властной тётушки миссис Лоудер, которая старается устроить ее брак с лордом Марком. Но она влюблена в бедного журналиста Мертона Деншера. Но в него же влюблена и богатая, но смертельно больная американка Милли Тил, путешествующая в сопровождении компаньонки Сюзан Шеперд, и Крой решает соединить своего возлюбленного с ней ради получения огромного наследства... Но тут все далеко не просто и однозначно, н-р, у Крой неожиданно нашлись союзницы в исполнении ее замысла, которые преследовали уже свои цели, да и сама жертва интриг не настолько наивна, чтобы не понимать, что вокруг происходит, а некоторые еще и помогли открыть ей глаза...
Вообще сюжет книги моментами вызывал у меня параллели с "Женским портретом". Там Ральф умирает и завещает немалые средства Изабелле Арчер, здесь аналогично поступает Милли. И тут и там молодая американка со средствами привлекает европейских охотников за состояниями,а ее близкая подруга сводит ее со своим бывшим/ нынешним любовником, чтобы не упустить плохо лежащие денежные средства:) В обоих романах английский лорд сватается к богатой американке и она ему отказывает.

Наверное, поэтому для меня, все-таки в первую очередь, это роман на извечную тему манипуляции чувствами другого человека с цель достижения собственного материального благополучия, однако, автором он задумывался немного другим. В послесловии Джеймс писал: "Идея, по самой своей сути, сводится к тому, что юная особа, сознающая в себе великую волю к жизни, но рано пораженная болезнью, обреченная на смерть и получившая слишком короткую отсрочку страшному приговору, влюблена в этот мир и, более того хотя и знает о приговоре, - страстно желает до своего угасания "выжать все возможное" из наибольшего числа тончайших вибраций и так обрести, пусть на недолгое время, пусть урывками, ощущение, что она жила". Мне, кстати, сразу вспомнился роман Ремарка " Жизнь взаймы/Небеса не знают любимчиков/Der Himmel kennt keine Günstlinge". Соответственно название романа отсылает к псалому 54 и соотносит состояние Милли с состоянием, описанным библейским царем Давидом "Сердце мое трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня; и ужас объял меня. И я сказал: "Кто дал бы мне крылья, как у голубя? Я улетел бы и успокоился бы; далеко удалился бы я и оставался бы в пустыне; поспешил бы укрыться от вихря, от бури". Но, в принципе, для Джеймса это не новая тема. Н-р, в "Связке писем" (это эпистолярная новелла, а я весьма неравнодушен к этому жанру) один из персонажей пишет в своем письме:" Самое главное - жить, жить в полную меру, чувствовать, сознавать собственные возможности; негоже блуждать по жизни механически, равнодушно, как блуждает письмо по закоулкам почтового ведомства". Да и ту же "Дэйзи Миллер" это тема тоже не обошла.

Но Кейт Крой, конечно, для меня явно потеснила Милли на второй план и перетянула одеяло на себя. Вообще, несмотря на задуманную ей интригу, она была вполне откровенна с Милли сказав ей уже в самом начале знакомства:" ... такое множество путей вас использовать! ... Мы вам бесполезны - надо честно вам в этом признаться. ...Я бы дала вам совет - совершенно честный: бросьте нас, пока можете...Мы же на самом деле не сделали для вас ничего, даже самого малого, о чем стоило бы говорить, ничего такого, чего вы сами не могли бы получить каким-то иным путем... Ох, еще может случиться так, что вы меня возненавидите!".

Но вот Мертон, который вызывает симпатию и любовь всех женщин, меня раздражал, прямо-таки тряпка какая-то, все дамы его используют и вертят им как собака хвостом)

Любопытно, что Джеймс, описывая внешность Милли, сравнивает ее с портретом Лукреции Панчиатики (Panciatichi), написанный Аньоло Бронзино, который ей показывают в Лондоне, хотя он реально находится в Уффицы и является парным с портретом ее мужа.
Как и в некоторых других своих книгах, н-р, в той же "Связке писем", но здесь более тонко, он показывает ситуацию с самых разных точек зрения и достигает поразительной, на мой взгляд, глубины в показе обстоятельств, мотивации и, самое главное, мыслей всех персонажей.

Читается роман не легко, но чем дальше, тем больше он затягивает и после прочтения остается некое послевкусие и не перестаешь вспоминать какие-то моменты и продолжать размышлять о нем, что явно признак первоклассной литературы. Слава шедевра Джеймса однозначно им заслужена и тот, кто решится прочитать его думаю, что не пожалеет потраченного времени и некоторых усилий.

Попытки экранизировать роман начались с 1951 года, но предпринимались они для ТВ (в первой экранизации играл Чарльстон Хестон), а на большой экран его переносили всего лишь несколько раз (первые две версии посмотрел, есть еще американский фильм 1998). К сожалению, экранизациям не хватило, наверное, в первую очередь хорошего режиссера, который сумел бы передать если не всю сложность романа, то хотя бы его атмосферу и интонацию. В обоих фильмах изменено время действия романа, хотя перенос событий из конца 19 века в 1910 год в последней версии мне показался по меньшей мере странным. Обе картины лишь в целом придерживаются основной сюжетной линии, отбрасывая многое и наполняя действие своими интерпретациями, на мой взгляд, какими-то вульгарными для такого утонченного писателя, каким является Генри Джеймс. Думаю, что для такого романа подойдет лучше всего формат мини-сериала (такие попытки тоже были), надеюсь, что хорошая версия рано или поздно появится.

Les ailes de la colombe (1981)

Эту попытку осуществил тогдашний партнер Доминик Санда Бенуа Жако и она привлекла меня в свое время прежде всего своим кастом, но там еще прекрасный оператор Эннио Гуарньери и именитый композитор Филипп Сард. Первый раз смотрел фильм очень давно, еще на кассетах, но, увы, другой копии до сих так и не появилось, пришлось довольствоваться слабеньким рипом, но хоть формат оригинальный. Прекрасно понимая, что исполнителей главный ролей не выдать за англосаксов, Милли Тил и Кейт Крой стали француженками, а персонаж Микеле Плачидо сделали итальянским журналистом Сандро, а действие перенесли в 70-е годы. Соответственно ушла вся тематика отношений американцев и европейцев, характерная именно для Джеймса (кстати, во второй экранизации ей тоже не сказать, чтобы много уделили внимания). Первая же сцена, в которой Крой просыпается в постеле лорда Марка и берет с него деньги за доставленное удовольствие заставила уже ничему дальше не удивляться:) Однако, в целом фильм все же следует основной интриге романа, но концовку немного изменили. Если забыть о первоисточнике, то фильм любопытен, и вполне посмотреть можно даже ради удовольствия видеть на экране одновременно Доминик Санда и Изабель Юппер, вот только где бы взять копию приличную(

The Wings of the Dove (1997)

Этот фильм в свое время вызвал настолько сильное неприятие, что даже не смог его досмотреть. Сейчас досмотрел из любопытства и он понравился мне еще меньше, чем более ранная версия. Хелена Бонем Картер, которую я хорошо принимаю в экранизациях Форстера, на мой взгляд, совсем не подходит для роли Кейт и была здесь главным раздражителем) Когда она в первой сцене встречается взглядом с Деншером в метро и потом целуется с ним в лифте, это сразу мне показалось совсем неуместным здесь, но когда она закурила на светском приеме, то после меня уже не смутила даже сцена бурного секса с Мертоном в венецианской подворотне и полная обнаженка обоих в предпоследней сцене:) Элисон Эллиотт явно проиграла Юппер и в актерской игре и тем более в харизме. Лайнас Роуч, в целом, неплох, но по книге он должен нравиться всем женщинам, молодой Плачидо мне кажется больше для этого подходит, но тут, конечно, не мне судить. ХБК играет неплохо, но она в этих аляпистых, уж простите, костюмах неожиданно смотрится как пугало и уж тем более ей не хватает броской красоты, такой как у Санда, чтобы когда она пришла на светский раут, то все сразу смотрели бы только на нее, здесь это важно, на мой взгляд. Из достоинств отметил бы неплохую операторскую работу. Но концовку и тут чуть подправили, придав ей некий оптимистический посыл(

huppert, sanda, film version, james

Previous post Next post
Up