Последний фильм Кубрика, датированный 1999 годом, чей холодный и отточенный визуальный стиль мне всегда нравился и который входит в число моих любимых режиссеров, в свое время вызвал массу самых противоречивых отзывов, мнения разошлись крайне радикально, от шедевра до невнятной драмы, и за прошедшие 15 лет с момента его выхода точка еще не поставлена, вопросы вызывал даже его Aspect Ratio:)
Но я хотел бы напомнить, что эта картина не является первой экранизацией новеллы Шницлера, а, насколько знаю, третьей. Вторая, итальянская, снятая в 1989 году, недоступна, но первая "Traumnovelle", снятая для австрийского телевидения в 1969 году режиссером Вольфгангом Глюком, с Карлом Хайнцем Бемом (кстати, он умер весной этого года) в главной роли, есть на КГ, увы, без перевода, ее то я и посмотрел вчера. Насколько могу судить она очень близка к книге, поэтому при просмотре сосредоточился, в основном, на визуале. Кстати, если судить по годам выхода экранизаций, то следующую надо ждать не ранее 2019 года:)
Об этой экранизации я узнал из прочитанной в этом году книги Джеймса Нэрмора "Кубрик", в которой рассматриваются в хронологическом порядке все его фильмы, кроме "Спартака", который автор не считает его авторским фильмом, так как влияние режиссера на этот проект минимально. Книга довольно любопытная, на мой взгляд)
Кубрик прочитал эту новеллу примерно в 1968 году и Нэрмор восхищается кругозором режиссера и удивляется тому, что Шницлер вообще попал в его поле зрения:), а немного позднее в разговоре с писателем и сценаристом Terry Southern сказал, что хотел бы снять фильм в жанре soft-porno со звездами первой величины (привет фон Триеру). У писателей, как известно, ничего не пропадает и тот написал на этот сюжет роман "Blue Movie", и даже предложил ему его экранизировать, но Кубрик отказался:)
Новелла опубликована в 1925 году и принадлежит своему времени, когда в Австро-Венгерской империи был невероятный культурный подъем, породивший целую плеяду писателей, художников, музыкантов и режиссеров, родившихся в Вене и выросших в этой атмосфере. Кубрик в целом придерживается сюжета книги, только Зиглера и всего с ним связанного у Шницлера нет. Нэрмор считает, что "Eyes Wide Shut" самый личный фильм режиссера: манхэттенская квартира очень похожа на ту, в которой жил режиссер в 60-е годы, на ее стенах висят картины, написанные его женой Кристианой (кстати, племянница известного немецкого режиссёра Файта Харлана) и ее дочерью от первого брака Катариной, очки и прическа Кидман в домашних сценах напоминают Кристиану, Круз смотрит по телевизору американский футбол, это любил и сам Кубрик, и так далее.
Увы, возможно, что поэтому режиссер не стал воссоздавать эпоху, а перенес действие в современный Нью-Йорк, снятый в Лондоне, тем самым вся венская атмосфера первоисточника исчезла.
Зато в первой экранизации она сохранена, чем меня и привлекла:)
Вообще, меня удивило, что экранизацию делали для ТВ, сразу подумал, а как же снимали сцену костюмированной оргии:) Я бы сказал достаточно рискованно для телевидения в 60-е годы:) И, надо признать, венская оргия была поживее нью-йоркской:)
И еще несколько сравнений одних и тех же персонажей и сцен в версиях Глюка и Кубрика: