Feb 24, 2010 14:47
Александр Гордон: Если верить Шекспиру, то весь мир театр. И мне представляется, что лучшей сценой для всяких театральных экзерцисов была, есть и остается семья, все таки мы в семье проводим большую часть жизни, там наши основные зрители. Сегодня мы начинаем говорить о ролях, которые играют люди.
Ольга Троицкая: Есть роли о которых и смысла нет говорить- брат, сват, отец, мать, руководитель, вагоновожатый. Мы легко входим в эти социальные позиции и понятно, что надо их хорошо выучить и хорошо исполнять. Селяви. Такова жизнь.
А есть другие роли. Это те способы поведения, которые люди у себя замечают и относят к себе со словами: вот таким я родился. Я по-другому не могу.
Это тот способ общения, который человек каждый раз демонстрирует, как только он лично заинтересован и у него появился хотя бы минимальный стресс. Вот стоит ему заволноваться и он начинает вести себя определенным образом, каждый раз одинаковым.
Иногда люди настолько срослись в определенной поведенческой реакцией, что это уже амплуа. И у человека есть ощущение, что внутри них кто- то нажимает кнопки и они начинают действовать в определенной роли.
- А.Г: Дайте я предположу, уже подкованный наши предыдущими разговорами: роли закладываются в раннем детстве в семье?
О.Т: - Конечно. Давайте рассмотрим сегодня очень интересную, и актуальную для нашего времени роль Героя. Героями как известно не рождаются, а становятся. И становятся, как правило, в не очень счастливых семьях. Это семьи, где муж и жена уже не интересны друг другу и давно бы разбежались, но ничего «критического» вроде бы не происходит, муж не пьет, жена не гуляет. И к тому же признавать, что семья не получилась - очень не хочется. На этой стадии женщина и мужчина очень часто принимают решение завести ребенка. Или второго ребенка. Они надеются ребенком спасти свой брак, прикрыться им как щитом. И вот такой ребенок рождается и родители начинают «жить ради детей» и делать из ребенка Героя. Такой ребенок учится на пятерки, он лидер, женится всегда на первой красавице, идет по жизни очень позитивно и очень успешно. «Спортсменка, комсомолка, активистка». Родители как бы предъявляют обществу этого ребенка и говорят: разве в плохой семье мог вырасти такой хороший мальчик?
А.Г:- Ну, выходит все же родители не зря старались, по крайней мере сделали хорошее для ребенка дело.
О. Т.: - Да, роль Героя очень одобряема обществом, но при этом мало кто обращает внимание на одну очень тревожную вещь- у Героя всегда очень странные способы взаимодействия с миром. Он сверхответсвенный, требовательный, он раздражается, если люди вокруг него не идеальны и делают что-то не на пятерку. Он делает людей вокруг себя «инвалидами»-если что-то делается медленно и не очень хорошо, то Герой выхватывает это из рук и делает сам. Люди в такой ситуации чувствуют себя не вполне полноценным. Быть рядом с Героем очень трудно. Это предельно тревожная фигура. Больше всего на свете Герои боятся стать Неудачниками хоть в чем-то. Обычный человек за свою жизнь может испытывать взлеты и падения, не унывая при этом и не теряя веры в себя и уважения к себе. А вот если у Героя что то не получилось- Герой ломается. Рушится. Поэтому так и говорят: слабые люди, как прутики в бурелом- гнутся - да не ломаются, а сильные - как толстые дубы- выкорчевываются сразу с корнями. Герой лучше совсем ничего делать не будет, чем ошибется или сделает не идеально. Четверка- нельзя, тройка- конец света!
А.Г: - А семья настаивает, чтобы были только пятерки, упорно делает из ребенка Героя, даже если видят что он не справляется с ролью.
О.Т.: Да. И тут возможны довольно тяжелые последствия. Ко мне на терапию несколько лет назад привели девочку 8 лет. Из семьи как их тогда называли «новых русских». Девочке этой с детства говорили, что она самая красивая и умная, лучше всех танцует и поет и стишки читает. И родители в 4 года решили начать учить ее грамоте. Видимо хотели, чтобы она Энциклопедию всю к школе уже прочла, и все учителя бы восхитились таким ребенком, а через ребенка и родителями. А у этой девочки по каким -то причинам, скорее всего просто физиологическим, в этом возрасте еще не сформировалась способность к усвоению такой информации. Она к годам 7 спокойно бы с этой наукой справилась, и была бы успешна, а в 4 года- была просто еще не готова. И родители были в панике- как это у нее не получается?!? Заорали на нее- сиди, учи буквы. Наняли репетитора. Эта девочка, как Герой семьи, внутренне мгновенно рухнула- у нее не получается!- и закрепила программу: лучше не делать ничего! Вот пошла она в первый класс, так не выучив буквы, и она ухитрилась за весь первый класс- не выучить ничего! Она не писала, не читала, не считала. Ко мне ее привели с подозрением на диагноз «умственная отсталость». Ко мне вошла красивая, умная, моторно прекрасная развитая девочка, у которой было непоколебимое убеждение, что ничего и никогда она учить не будет. Я тогда в первый раз видела экзистенциальную драму ребенка. В какой то момент я ей сказала- ну ты же можешь делать это как угодно- хоть на четверку, хоть на тройку, даже двойку можешь получить, не обязательно на отлично, не обязательно быть лучше всех! Она посмотрела на меня огромными глазами и спросила- Что правда можно? И они разрешат? И зарыдала так, что я вспоминаю это до сих пор. В силу того, что она действительно очень умный человечек она очень четко схватила от родителей это послание: я нужна вам только с пятерками!
А.Г: -Но миновать стадию обучения нельзя, в реальной жизни все сразу не бывает, нужно учиться, осваивать какие -то вещи. И в процессе постижения всегда будут периоды, когда ты еще не знаешь предмет на пять.
О.Т.: - Я не волшебник, я только учусь! Конечно. А для Героя это невозможно сложная ситуация, поэтому как ни странно Герой очень не любит риска. Он изначально должен быть уверен, что «не упадет в грязь лицом». И поэтому он не свободен. Его успешность- это его тюрьма. Такие люди, как правило, став взрослыми, не начинают новых дел, не меняют работу, не уходят из семей, мало чему учатся, это люди с очень поверхностным жизненным багажом. «Опыт- сын ошибок трудных» - это не про Героя.
Герой любит отвечать за дело, которое делает и за людей, которые его окружают, но он никогда не отвечает за себя. Он живет в семье и в обществе, до себя ему по большому счету дела нет. Он может пропустить инфаркт работая в поте лица, может сорвать здоровье. Истории про ушедших на пенсию больших успешных начальников великолепно это иллюстрируют. Вышел на пенсию и буквально за 2 года превратился в дряхлого старика и быстро-быстро умер. Не смог привыкнуть к новой жизни пенсионера (неудачника)
-А.Г.: Да, как говорил один персонаж перед выходом на пенсию: Я или сопьюсь или в домино сыграюсь. А казалось бы такая привлекательная роль -Герой…
Продолжение следует
Гордон-Троицкая