12 замечаний о "12"

Mar 20, 2008 14:08

1. Жанр фильма замаскирован мастерски, но после часа-полутара просмотра, скрыть его становится всё сложнее и сложнее. Это лубок. Назидательый, черно-белый и назойливый до прилипчивости.
2. Михалков, как водится, в роли Господа-Бога. Всё сделано нарочито "в лоб". Я уверен, что нарочито. Так как Михалков - человек и очень талантливый, и очень опытный. Он не мог не заметить.
3. Гораздо выгоднее смотрелась бы (с точки зрения Михалкова) ситуация, в которой было бы 12 присяжных и один, тринадцатый, главный, типа. Тогда и мизансцену можно было бы строить по-другому. Как у Леонардо, например. Чтобы уж никто не пропустил.
4. Фишка с воробьём мне напомнила символично и многозначительно летавшую по генеральской даче шаровую молнию в другом михалковском фильме. Там мне это казалось свежим и неожиданным. Тут натужным и прилипчивым. А сцена в финале, где воробей сидит у иконки, вообще, извините, должна быть вымарана цензурой как порнография и похабщина.
5. Я приятно удивлен, что при всей своей патриотичности-державности-монархичности, Михалков проверяет себя и своих соотечествинников на вшивость именно в отношении к проблеме Чечни. И не говорите мне, что на месте чеченского подростка мог быть русский или киргизский. Да, мог бы. Но выбрал-то Михалков чеченца!
6. При более пристальном (пристрастном?) разборе ситуации с россиянами, судящими чеченца, которые, придя к выводу, что он не виновен, начали бурно планировать его будущее, невозможно не заметить липкого и унизительного патернализма, так свойственного среднестатистическому Великороссу.
7. Тем более смехотворна идея, что чеченского мальчика спасает русский офицер ("Памятник советскому солдату с девочкой спасщнной на руках"), а когда с ним случилось несчастье, то над мальчиком, о котором больше некому (не-ко-му!) позаботиться, возьмёт шефство другой русский офицер. Эта мысль о том, что "больше же некому" и лежит в основе идеологии всех колонизаторов. Его еще никто и не просил о помощи. А он уже тут как тут!
8. Михалков, пускающий слезу и дрожащий подбородком при словах о том, что "бывших русских офицеров не бывает", патетичен и смешон.
9. Монолог директора кладбища меня сразу погрузил в дежа-вю. "Кого он мне напоминает?" - всё думал я. И вспомнил-таки! Помните, в гениальной рязановской герметичной комедии "Гараж" была Директор Рынка? Та, что тоже смачно, с разрезанием правды-матки, рассказывала о специфике своей работы?
10. Раз уж я заговорил о "Гараже". Самое неприятное пятно в этом, в общем-то, скрупулёзно выверенном кино, - карикатурный, невыносимо-пошлый еврейский старичок Гафта. Хорошо еще, что Михалков ему не дал в руки скрипочку.
11. И еще про герметичное кино. Жанр сложный. Как для сценариста, балансирующего между кино и театром, режиссера и оператора, среди прочего рещающих проблему поддержания "градуса накала" на протяжении всего фильма, а также артистов, с которых, ввиду множества крупных планов, многочисленных диалогов и монологов, спрос больше чем обычно. Некоторые великолепны в "12", некоторы похуже. А некоторых вставили для количества и забыли. Их жальче всего.
12. Эмтивишные вставочки, мельтешения, монтаж "современный" такой. Камера мечется, цвета насыщенные. Красиво контрастирует со статичным главным повествованием. И молодёжи нравится. Аудитории-то новые надо привлекать!

кино

Previous post Next post
Up