Итак, дорогие друзья, что имеем на майские праздники!
1. Выходные следующие 1 - 5 мая (5 полных дней) и 9-12 мая (4 полных дня).
Целесообразно выехать в ночь с 30-го на 1-е и дома быть вечерком 5-го (4 дня на воде, 4 ночёвки).
Если ехать на "вторые майские", то наверно так: туда - с 8-го на 9-е, а дома быть либо 10-го либо 11-го (в зависимости от маршрута)
Список записавшихся на мероприятие - внизу страницы!
2. Рассмотрим речки:
ВАРИАНТ № 1 (симпатишный)
р.Воргол - р.Быстрая Сосна - р.Дон (ок. 100 км)
Старт -
https://maps.google.com/maps?q=52.580314,38.910656&ll=52.621523,38.273106&spn=0.019826,0.053816&num=1&t=h&z=15 Финиш -
https://maps.google.com/maps?q=52.580314,38.910656&num=1&t=h&z=13 Кратенько описание
В пределах центрального района страны трудно найти байдарочную реку, которую можно было бы сравнить с Ворголом. Протекая по крутому восточному склону Среднерусской возвышенности, Воргол на значительном участке образует глубокую (60-80 м) каньонообразную долину, склоны которой местами поросли лиственным лесом, а иногда обрываются к воде живописными известняковыми и доломитовыми утесами. Дно реки каменистое, местами илистое, много перекатов, есть несколько разрушенных плотин. К сожалению, река проходима на байдарке лишь в течение примерно двух недель половодья. Маршрут по Ворголу и Быстрой Сосне до Ельца короток и по вешней воде может быть пройден за один день.
Плавание начинается в нескольких сотнях метров от ст. Казаки, куда можно доехать местным поездом от Ельца (если утренним поездом, то на вокзале в Ельце нужно быть не позже 7 ч утра). Ширина реки в начале маршрута 10-12 м, течение быстрое, высокие берега покрыты лиственным лесом. Наиболее живописные места начинаются через 5-7 км после железнодорожного моста и тянутся 10-12 км. Здесь путешественники увидят овеянные легендами скалы "Звонари", "Ворон", "Копченые камни".
Перед с.Нижний Воргол каньонообразный участок долины кончается, и река приближается к Быстрой Сосне, петляя в невысоких луговых берегах.
Ниже впадения Воргола в высокую воду Быстрая Сосна имеет ширину 70-80 м, берега довольно высокие, но безлесные (пожалуй, на всем участке до Ельца единственное удобное для стоянки место находится напротив устья Воргола). Кроме того, перед городом придется обнести плотину. Можно плыть и дальше по Быстрой Сосне и Дону, но лучше сделать это в конце лета, а весенний сплав завершить в Ельце. От железнодорожного моста до вокзала, расположенного на правом берегу, ~0,5 км.
Ссылки на фото и описания:
http://slazav.mccme.ru/vor04ov.htmhttp://www.geocaching.su/phorum/read.php?12,180282,180352#msg-180352http://slazav.mccme.ru/vor07ov.htmhttp://forum.matrasnik.com/index.php?topic=158.0 http://oleg-volkov.livejournal.com/19576.htmlи так далее
Заброска-выброска:
туда - поезд № 281 Москва-Елец (из Москвы 23-00, прибытие в Елец 06-05), далее автобус до речки.
обратно - автобус в Москву с моста на Дону.
Click to view
===================================================================
ВАРИАНТ № 2 (ранее рассматривавшийся, но отклоненный по невнятным причинам)
р.Полометь - р.Пола
Маршрут - Москва - Старая Русса - "Лычково" - Полометь-Пола (сплав) - пос. Пола - Старая Русса - Москва (поезд или автобус)
Протяженность - около 80 км. Число ходовым дней - 3. Сезонность - июнь - август. Категория сложности - 1
Заброска из Москвы:
вариант 1: поезд №010 Москва - Псков (18-30) прибывает в Лычково 2-21 ночи.
Старт -
https://maps.google.com/maps?ll=57.903767,32.405033&spn=0.034706,0.107632&t=h&z=14&lci=com.panoramio.allФиниш -
https://maps.google.com/maps?q=Lychkovo,+Novgorod+Oblast,+Russia&hl=en&ie=UTF8&ll=57.932259,31.827993&spn=0.034678,0.107632&sll=43.004647,35.507813&sspn=48.57554,110.214844&oq=%D0%BB%D1%8B%D1%87%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE&t=h&hnear=Lychkovo,+Demyansky+District,+Novgorod+Oblast,+Russia&z=14&lci=com.panoramio.allНеплохой майский дневник:
http://oleg-volkov.livejournal.com/2364.html Кратенько описание:
Маршрут проходит по Новгородской области. Полометь (длина 139 км) берет начало из озера Врусского и впадает справа в Полу у села Костьково. Река протекает в широкой и глубокой долине, прорытой ею на западных склонах Валдайской возвышенности. Течение быстрое, дно во многих местах каменистое; встречаются небольшие пороги и перекаты. Населенность берегов невелика. Маршрут начинается на станции Лычково железнодорожной линии Бологое-Дно. У деревни Починок первое препятствие - плотина (обнос по правому берегу). На этом участке 3 порожка и полукилометровый остров, огибать который лучше по более глубокому правому рукаву. В лесу по обоим берегам заросли малины, В 3-4 км ниже Починка река входит в крутые берега, поросшие сосновым и березовым лесом с богатейшим черничником на правом берегу. Здесь неплохая рыбалка. За нежилой деревней Соловьево Полометь делает большое (1,5-2 км) полукольцо, в конце которого еще один порог. Через 2 км на повороте открывается полянка с могучим дубом - прекрасное место для дневки. Здесь в зарослях черной смородины и черемухи протекает приток Поломети, ручей Шавковка, в омутах которого водятся лещ, судак, голавль. За поляной поднимается коренной берег, поросший смешанным лесом. До впадения Поломети в Полу встретится еще несколько легкопроходимых перекатов. У деревни Шумилов Бор (есть магазин) река разделяется на два рукава, правый перегорожен низкогабаритным мостиком. Еще один остров - и река делает большую петлю, огибая деревню Шумилово. Далее Полометь становится глубокой и спокойной. По обоим берегам вплотную к воде подступает лес. У самого устья за деревней Серки - последний порог, стремительно выносящий лодки в Полу. По левому берегу Полы от Костьково до Лозниц и дальше на Старую Руссу идет дорога, ходят рейсовые автобусы. Пола заселена значительно плотнее, и деревни встречаются чаще. Протекая по низкой заильменской равнине, она существенно отличается от Поломети по ландшафту - холмистые берега, чередующиеся с безлесными низинами, песчаное дно, прозрачная вода. Маршрут заканчивается на станции Пола. Отсюда на попутном автотранспорте или поездом можно доехать до Старой Руссы.
<>Этот сравнительно короткий маршрут на северо-западе Валдайской возвышенности привлекателен разнообразием ландшафтов и характера рек, а также удобством подъезда и отъезда. Сплав начинается от ст.Лычково дороги Бологое - Псков, где до реки у железнодорожного моста около 1,5 км. Здесь берега Поломети довольно высокие, луговые, ширина реки 25 - 30 м, в русле валуны. У села Починок - проводка или обнос полуразрушенной каменно-набросной плотины. До д.Шумилово много лесистых участков, встречаются низкосидящие мостки, острова, каменистые перекаты и порожки, течение довольно быстрое. После Шумилова река успокаивается, по обоим берегам смешанный лес. Перед впадением реки в Полу последняя группа порогов. Пола после впадения Поломети - довольно полноводная река шириной 40 - 60 м, вода прозрачная, русло песчано-каменистое, долина узкая, берега высокие. На первой половине пути от Костьково до станции Пола нередки перекаты и порожки, которые, благодаря полноводности реки, преодолеваются легче, чем на Поломети. Часты песчаные пляжи. Ниже Лозниц, где шоссе Демянск - Старая Русса отходит от реки, берега понижаются, лесов становится меньше, исчезают перекаты и ослабевает течение - Пола входит в пределы Приильменской низины и становится доступной для моторных лодок. У ст.Пола, расположенной вблизи реки на правом берегу, путешествие заканчивается. Если запастись обратными железнодорожными билетами из Старой Руссы, то стоит заехать в этот древний русский город, богатый, несмотря на разрушения минувшей войны, памятниками архитектуры и культуры (здесь подолгу жил Ф.М. Достоевский)
http://skitalets.ru/books/plehko_sabaneeva/34_polomet.htmhttp://a-lapin.narod.ru/Pola.htm===================================================================
ВАРИАНТ № 3
Мда и Мста (ранее рассматривавшийся, но отклоненный по невнятным причинам)
Москва - ст. Неболчи - Мда-Мста (ниже Опеченского посада) - ст. Мстинский мост - Москва
Неболчи - Кременичи (25 км) - Б.Заборовье 25 км) - Мста (10 км) - Мстинский Мост (40 км).
Заброска - нетривиально
Старт -
https://maps.google.com/maps?q=%D0%BD%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%87%D0%B8&hl=en&ie=UTF8&ll=59.116416,33.235016&spn=0.134108,0.430527&sll=57.932259,31.827993&sspn=0.034678,0.107632&t=m&hnear=Nebolchi,+Lyubytinsky+District,+Novgorod+Oblast,+Russia&z=12&lci=com.panoramio.allФиниш -
https://maps.google.com/maps?ll=58.690254,32.633171&spn=0.016971,0.053816&t=m&z=15&lci=com.panoramio.all Кратенькое описание:
У Неболчи, станции железной дороги Петербург - Сонково - Москва, Мда течет в каньонообразной долине с лесистыми склонами. Ширина реки 10 - 15 м, в русле валуны, перекаты и порожки. Постепенно долина реки, несколько расширяясь, приобретает корытообразную форму. В районе с. Кремено и Б. Заборовья - разрушенные каменно-набросные плотины и несложные пороги. Перед Марконицами невысокие берега Мды обрамлены каймой ивняка и ольшаника. Мста на участке от устья Мды до Мстинского Моста в половодье имеет ширину более 100 м, течет в высоких, лесистых берега быстро и ровно, так что доплыть до железной дороги можно за 4 - 5 часов.
Мда берет начало из озера около деревни Каменка Любытинского района Новгородской области, впадает в Мсту на 179-м километре от устья, Длина Мды - 101 километр. В верховье река протекает по болотистой местности. Приняв слева два небольших притока - Горелицу и Гусинку, Мда меняет направление на северо-запад и, прорывая Тихвинскую гряду, мчится под уклон, имея на участке порядка 20 километров падение 5 м/км. Часто встречаются завалы, в русле много камней. Приняв справа Моднику, а слева Ольху, течение становится медленнее, русло шире, препятствий меньше, и от деревни Веспино Мду можно рекомендовать для сплава на байдарках и надувных судах. На участке реки от Веспино до Неболчи уклон 2,5 м/км, встречаются шиверы, отдельные камни и завалы, в основном результат деятельности бобров. В Неболчи Мда снова резко меняет,направление, повернув на юго-запад. Ширина, реки - 20 - 30 метров, течение - 2 - 3 км/час, уклон - 0,81 м/км. По мере приближения к устью течение замедляется до 1 - 2 км/час. Берега почти на всем протяжении покрыты лесом. Много хороших мест для стоянок. Обилие грибов и ягод. Плавание в межень возможно при среднем уровне воды, и только от Неболчи. Подъезд к началу маршрута - от станции Теребутенец железнодорожной линии Ленинград - Москва-Бутырская. От станции надо пройти вдоль полотна в направлении к Ленинграду около 2 километров, до крутого поворота железной дороги вправо. В этом месте под железнодорожной насыпью проложена труба, по которой протекает ручей в юго-западном направлении. Спустившись с полотна слева, надо идти по тропе вдоль правого берега ручья, ведущей к полузаброшенной деревне Веспино, откуда начинается водная часть маршрута. Местами тропа идет по вырубкам. Все время надо придерживаться ручья, а далее - узкоколейки. Подойдя к деревне, взять левее и выходить к реке, где есть удобное место для сборки байдарок и постановки лагеря. Волок составит около 5 километров. Сразу же на пути встречается ряд шивер, возможны завалы и прижимы под нависшими кустами. Через 2 километра мост. При максимальном уровне воды под ним пройти нельзя, и тогда предстоит короткий обнос по любому берегу. Через 8 километров берега становятся ниже, течение слабее, и река описывает несколько больших петель. В районе деревни Великая Лука перекинут мост, проходить надо в средний пролет. В случае завала - обнос по правому берегу (50 м). Ниже берега повышаются, течение ускоряется до 8 км/час, и начинается шивера со стоячей волной до одного метра. За железнодорожным мостом линии Неболчи - Окуловка, после резкого поворота влево, на правом берегу видны дома крупного поселка Неболчи, где есть почта и магазины. Станция - в 1,5 километра от реки. Сразу за поворотом - небольшой порог, образованный разрушенной плотиной. Кое-где торчат камни и арматура. Проход по центральной струе. За порогом - шивера. Оба препятствия требуют предварительного просмотра с берега. В деревне Бахарики - водомерный пункт с натянутым через реку тросом. До деревни Большое Заборовье серьезных препятствий нет. За деревней - разрушенная плотина, проход в левый створ. За плотиной 1,5-километровая шивера с большим падением и массой камней в русле. Прохождение ее осложнено крутым поворотом реки влево. Оба препятствия требуют обязательного предварительного просмотра. Нужно наметить линию прохождения и места страховки. Ниже до устья серьезных препятствий нет. Уменьшается скорость течения. У селений могут встретиться наплавные мостики. Выйдя в Мсту, следует повернуть направо по течению. Мста берет начало из озера Мстино и впадает в озеро Ильмень. Длина ее - 445 километров. Отсюда до станции Мстинский Мост железнодорожной линии Ленинград - Москва, где заканчивается маршрут,- около 30 километров спокойной воды, препятствий нет.
Прошу изучить материалы в интернете самостоятельно
===================================================================
ВАРИАНТ № 4
Цна Валдайская (хорошая речка)
Заброска-Выброска - несложная, см. отчеты
Старт -
https://maps.google.com/maps?q=%D0%9C%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%BA%D0%B0&hl=en&ie=UTF8&ll=57.104927,33.782272&spn=0.28379,0.861053&sll=56.12106,37.770996&sspn=9.332,27.553711&hnear=Mogilevka,+Kuvshinovsky+District,+Tver+Oblast,+Russia&t=m&z=11Финиш -
https://maps.google.com/maps?q=%D0%96%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE&hl=en&ie=UTF8&ll=57.531078,34.224386&spn=0.017532,0.053816&sll=57.104927,33.782272&sspn=0.28379,0.861053&hnear=Zhilotkovo,+Vyshnevolotsky+District,+Tver+Oblast,+Russia&t=m&z=15 Кратенькое описание:
Плавание начинается от с.Могилевка, стоящего на шоссе Осташков -Торжок, куда удобно приехать автобусом из Осташкова (50 км, автостанция рядом с вокзалом). У Могилевки, где шоссе подходит к берегу реки, ширина Цны не превышает 10-12 м, вода прозрачная, дно песчано-галечное, берега невысокие, луговые или покрытые смешанным лесом. Иногда реку перегораживают упавшие деревья. После впадения Сойки Цна становится полноводнее, берега повышаются, течение ускоряется, в русле появляются перекаты. После Дубровки берега одеваются сплошными лесами; особенно живописны они на полноводном плесе перед Покровским.
У Покровского долина реки расширяется, берега открытые и населенные. Здесь слева к реке подходит шоссе Фирово - В.Волочек, которое сопровождает реку до Жилотково, на протяжении около 40 км. В Покровском можно закончить путешествие, уехав автобусом на ст.Фирово железной дороги Бологое - Великие Луки (12 км) или в В.Волочек (50 км).
Ниже Покровского Цна доступна для байдарочных путешествий в течение всего лета. Населенность долины здесь больше, леса в основном на правом берегу. Ниже Жилотково берега понижаются, течение замедляется, река расширяется до 60-80 м и у Перервы превращается в залив Вышневолоцкого водохранилища. Здесь для того, чтобы закончить путешествие, придется пересечь водохранилище (в направлении В-С-В) и обнести плотину.
<>р. Цна
Цна.
Цна начинается в глухих и наиболее высоких местах Валдайской возвышенности - в районе так называемого Цнинского поднятия. Течет из лесных болот и у истоков имеет характер неторопливой болотной реки. Берега постепенно поднимаются и становятся все более лесистыми. Притоки - Сонка, Трестянка, Речица, Шлина, Красенка, Белая, Ревеница и др. Длина Цны - 160 км. Река эта впадает в вышневолоцкое водохранилище.
Протяженность участков маршрута: Могилевка - Покровское - 79 км, Покровское - Перерва - 53 км, Перерва - Вышний Волочек - 15 км.
В половодье маршрут начинается от д. Могилевка, куда можно доехать на автобусе (24 км) от ст. Кувшиново (линия Лихославль - Селижарово). Верховья Цны проходимы лишь в большую воду.
Ниже с. Красный Городок, близ д. Сонка, в Цну впадает слева р. Сонка, которая берет начало в оз. Сонино. Далее река течет в открытых берегах мимо сел Стан и Дубровка. Ниже лес вновь подходит к воде. Для остановок более удобен высокий правый берег, поросший хвойными лесами, которые сохраняются почти до Покровского и с коротким перерывом - до устья.
По ссылочкам читаем внимательно:
http://downriver.narod.ru/47/47.htmlhttp://belaya-tsna.narod.ru/http://www.tusovator.ru/Turizm/reki/reki14(1)/ ===================================================================
ВАРИАНТ № 5
р.Тудовка-р.Волга (неплохо)
Старт -
Финиш -
Кратенькое описание
Правый приток Волги - река Тудовка (ударение на “о”) - одна из наиболее приятных рек для непродолжительного похода. Длительная засуха не привела к пересыханию, хотя позволила комфортно пройти реку только на плоскодонной Щуке. Малая населенка, обилие дров, чистые берега - все, что ценится порядочными туристами, - все есть на Тудовке. Участок Волги от устья Тудовки до Ржева тоже достаточно приятен, хотя и обитаем. В обеих реках течение 3-4 км/ч.
Заброска была вполне приемлемая, если не сказать привычная: электричка до Шаховской, местный поезд до Ржева, такси до стапеля в районе деревни Холмец. Сброска из Ржева в обратном порядке. Всего пройдено около 100 км за три дня.
<>
р. Тудовка
Тудовка (Молодой Туд) - правый приток Волги, интересная, но маловодная (среднегодовой расход воды 8,5 куб м./сек) речка. Длина 103 км. Исток - родник близ д. Туд. В верховьях течет по территории Центрально-лесного заповедника, берега низкие, долина заболочена. В середнем и нижнем течении берега высокие, крутые. Подъезд к началу маршрута возможен автотранспортом или автобусом от Ржева, Нелидово или ст. Оленино.
Протяженность участков маршрута: Бол. Кашино - Устье Тудовки - 90 км.
В половодье можно начать от д. Бол. Кашино, летом от д. Холмец (предпочтительно, но сложнее) или с. Молодой Туд.
Вода чистая, родниковая, течение довольно сильное. Плесы с песчаным дном перемежаются с каменистыми перекатами, нередко требуется проводка. Речка неглубока. Много валунов, есть каменистые гряды, встречаются выходы известняка. Берега живописны, лесисты, немало мест для стоянок. Чем ближе к Волге, тем шире и спокойнее становится Тудовка.
Вскоре за устьем Тудовки на Волге Бенский порог.
Маршрут может служить одним из вариантов начала похода по Волге.
По ссылочкам читаем внимательно:
http://slazav.mccme.ru/tud08ov.htmhttp://downriver.narod.ru/58/58.html===================================================================
А теперь, внимание, вопрос:
Выбираем-определяемсо: маршрут; сроки; заявляем участие; сообщаем, у кого чего не хватает.
<>
От себя ответственно заявляю:
- Мне все равно
первые или вторые выхи, но определиться хорошо бы в течении недели, так как сразу будут распланированы другие выхи. Жду сообщений от всех!
- Мне нравятся все предложенные варианты.
- Мне думается, шта 100 км. и 3 полных ходовых дня (3 ночевки) - самое то!
- В случае недобора участников, могут возникнуть проблемы (стоимость) выброски с реки в Москву;
- Если у вас есть собственное "видение" Первомая - присылайте заявки, рассмотрим! Но быстрее!!!
- Кто не сдал мне денежку в прошлом году? Я всех помню!
- ВСЁ, жду сообщений! Если материалы не полные, чего то не хватает, пишите, дополним. Писать легко можно ПРЯМО сюда в обсуждения или в почту мне.
ЗЫ
А вообще то я бы поехал на все майские и куданить подальше, к примеру в Монголию!
Если есть желание и возможности, можно напрочь сменить концепцию, взять 29-30 апреля, получим 9 выходных днейв начале мая, в этом случае можно рассмотреть такие реки как:
Черный и Белый Черемош ( и всё что рядом, это карпаты, оч интересные и красивые речки, по срокам и сложности самое то)
р.Сакмара или р.Агидель (Белая) Урал Южный - тож отлично и не сложно
р. Оять опять же и т.д.
ДУМАЙТЕ!!! Если есть позитивные желания - можно ВСЁ!
===================================================================
Изъявившие принципиальное желание ехать:
- Бирюков Дмитрий (1);
- Бирюков А.С., Норкина Т.Д. + Лобс(3-е);
- Калинин + Сергей;
- Шишкин Александр (1), в случае вторых майских вероятно - 2;
- Добровидова Мария (2 или 3);
- Шелогаевы (3-е, полный комплект);
В итоге пока: 9 взрослых, 3 пацанов.
================================
Как я не просил писать сюда, Шелогаев все же в почту, просит рассмотреть:
1. р.Осуга, Тверца
http://www.groh.ru/may/osuga97/poved.htmlhttp://www.my-tour.ru/2010/20100501-osuga/otchet.htmhttp://river-forum.ru/showthread.php/2604-%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B8-%D0%9E%D1%81%D1%83%D0%B3%D0%B0-%D0%B8-%D0%A2%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%86%D0%B0?s=20bb6539d12d7e6e6d2828b177ea8bfc 2. р.Тьма (были вроде уже когда-то)
http://shishov.nm.ru/rd/pohody/tma.html Ситуация со снегом на эту неделю следующая:
Прошу быстрее соображать!
Билеты есть, 3 купе к сожалению нерядом! Но места еще есть!