В номере:
Д. Пичугин, А. Бельтюков, К. Тюрпеко. Полеты строем.
Во второй половине февраля 2019 г. в Рязанской области экипажи самолетов-заправщиков Ил-78М Дальней Авиации Воздушно-космических сил России возобновили тренировки полетов строем.
А. Заблотский, Р. Ларинцев. Самолеты-разведчики Р-10 в авиации Черноморского флота.
В годы Великой Отечественной войны на вооружении боевой авиации советского Военно-морского Флота состояли не только хорошо всем известные отечественные «илы», «пешки» или ленд-лизовские «киттихауки». Над морем воевали и довольно редкие машины, правда, в небольших количествах. К таким раритетам относится ближний разведчик Р-10 (ХАИ-5), спроектированный в Харьковском авиационном институте под руководством И.Г. Немана в середине 30-х годов прошлого столетия. Как и большинство самолетов под маркой ХАИ, он не оставил заметного следа ни в истории авиации, ни в истории войны. Тем не менее, мы расскажем и о том, пусть и небольшом вкладе, который внес этот самолет в нашу Великую Победу.
О. Растренин. Архивы раскрывают тайны.
В середине февраля 1940 г. в НИИ ВВС предложили на основе опытного истребителя-биплана И-207/3 с мотором М-63 разработать его штурмовой вариант, «умеющий бомбить и стрелять с пикирования».
Е. Волков. Подготовка к учениям.
Экипажи оперативно-тактической авиации Липецкого авиацентра Воздушно-космических сил приступили к подготовке к летно-тактическим учениям. В полетах задействовано около 20 самолетов СУ-35С, СУ-30СМ, СУ-34, СУ-24М, МиГ-29, Ан-30 и других типов.
А. Коротков. В Баграме, Кандагаре и Шинданде…
22-29 октября 1988 года в соответствии с директивой ГШ ВВС от 16.07.88 г. произведена замена личного состава управления, первой и второй эскадрильи, а также технико-эксплуатационной части 378 отдельного штурмового авиационного полка. По программе «Эстафета» в Афганистан прибыли авиаторы 206 ошап 26 воздушной армии Белорусского военного округа под командованием полковника Н.И. Азарова, усиленные группой военнослужащих в количестве двадцати человек летного состава и четырех - инженерно-технического из 90 ошап 5 воздушной армии Одесского военного округа, прилетевшей в Баграм чуть позже - 5 ноября. В соответствии с директивой ГШ ВВС от 02.08.88 г. в организационно-штатную структуру 378 ошап, введены изменения, в результате чего численность личного состава достигла 511 военнослужащих, из них: офицеров - 285, прапорщиков - 102, сержантов - 11, солдат - 113. Таким образом, полк получил фактически полуторный комплект летно-технического состава, что позволило вести боевые действия с повышенной интенсивностью.
С. Дроздов. Военная авиация Армении.
Первые регулярные Вооруженные силы Армении были сформированы в середине 1918 г., когда была создана Первая Республика Армении (май 1918 - декабрь 1920 г.). По состоянию на середину 1918 г. здесь располагались, как минимум, два отряда авиации из состава бывшей царской армии - в Ереване и в Карсе.
С. Мороз. Противник номер один.
Как упоминалось в предыдущем номере журнала, в ночь на 29 ноября 1951 г. из ворот завода фирмы «Боинг» выкатили первый ХВ‑52 «Стратофортресс» №49-230 и началась подготовка его к летным испытаниям. Но намеченный первый полет внезапно сорвал взрыв, который разворотил среднюю часть фюзеляжа и сорвал закрылки. Большинство источников говорит о разрыве баллона пневмосистемы, однако по данным Национального музея ВВС США авария была связана с гидравликой - возможно, причиной была газовая полость гидроаккумулятора, заряженная азотом под давлением.
Д. Срибный. Учения Red Flag.
Учения «Ред Флэг» ежегодно проводятся на авиабазе ВВС США Неллис в штате Невада. Во время этих двух- трехнедельных учений отрабатываются различные сценарии ведения воздушной войны. В год проводятся от четырех до шести циклов учений.
М. Никольский. Китай и его вероятные противники.
Китай является одним из двух наиболее вероятных противников Индии. Индия же отнюдь не считается врагом и № 1 в КНР, что, впрочем, не мешает Пекину наращивать военную мощь на границе с Индией и, прежде всего, в Тибете. Граница между Индией и Китаем в Тибете согласована далеко не на всем своем протяжении, да и официально признанной границы не существует - есть «Линия фактического контроля», на большем своем протяжении совпадающей с «Линией Мак-Магона», установленной в 1914 г. на переговорах между Великобританией и Тибетом. Индия признала «Линию Мак-Магона» официальной границей в 1947 г., Китай этого не сделал до сих пор. В Пекине «линию» границей не признают на том основании, что согласована она с Тибетом, а не с Китаем, причем Тибет, будучи, по мнению Пекина, частью Китая, права вести переговоры о границе не имел.
Некоторые знаменательные даты апреля в истории авиации.