8 ноября полковой праздник 106-го пехотного Уфимского полка

Nov 08, 2015 21:18

Сформирован 13 августа 1863 г. из Вологодского резервного полка. С 25 марта 1864 называется 106-й пехотным Уфимским полком.
Как 106-й пехотный Уфимский, полк участвовал только в Первой Мировой войне. Дислоцировался в канун войны в г. Вильно. Комплектовался новобранцами из Виленской (Ошмянский уезд), Могилевской (Гомельский уезд), Костромской губерний (Кологривский уезд).


Полковой знак 106-го пехотного Уфимского полка.
Боевой дебют полка состоялся в ходе Восточно-Прусской операции. 4 (17) августа 1914 года он вступил в свой первый бой у Сталюпена. 7 (20) августа Сталюпен был взят, и началось сражение под Гумбиненом. В результате него немецкие войска потерпели поражение и начали отход.  Уже с 8-ми часов утра, как только полк начал развертываться на позициях у Маттишкемена, противник открыл шквальный огонь, а затем перешел  наступление, которое оказалось отбито. Причем, во время этого боя произошел интересный эпизод. Поручик Бурлак, заметив как в 3000 шагах немецкая колонна взошла на впереди лежащий гребень, приказал стрелкам вверненной ему полуроты (10-15 человек) открыть меткий огонь. Немцы приостановились и легли, тем самым добровольно задержались под нашим огнем, т.е. сделали то, что тактикой строго воспрещается.
Целый день уфимцы сдерживали атаки превосходящих сил, показав высокую тактическую выучку и отличную стрельбу. Так, около 10 часов густые цепи врага были замечены против правого фланга (1-й батальон полковника Г.М. Борзинского). Тогда на немецкую колонну обрушился швальный пулеметный и артиллерийский огонь. На месте колонны поднялся столб пыли, и как вспоминал очевидец: "когда она разошлась никакой колонны уже не было, а были только черные пятна, которые напоминали лишь о том, что она здесь была. Нижние чины даже прекратили на время стрельбу, высунулись из окопов и удивленно смотрели вдаль".
Немцы несколько раз переходили в наступление и все их попытки прорваться были отбиты. Особенно тяжелые события кипели на правом фланге, где пришлось даже задействовать полковой резерв. Последняя атака в центре состоялась примерно в 17.15. вечера  и закончилась отходом противника.  Отступление по всему фронту произошло только в 18.30. Потери полка составили: среди офицеров - убиты 2, ранено 8; среди нижних чинов - убито 31, ранено 161,  без вести пропало 47.
За месяц боев потери полка составили 32 офицера и 1758 солдат. (штат 78 и 4011 соответственно) А. Керсновский  в своей работе "Русская армия" отметил, что "Отлично подготовленный генералом Ренненкампфом III армейский корпус сыграл блистательную роль в Восточной Пруссии, где его полки и батареи решили под Гумбинненом участь Мировой войны. Особенно отличились 27-я пехотная дивизия генерала Адариди (уфимцы и саратовцы)"
В начале 1915 года полк находился на позициях непосредственно против Мазурских озер. Во время Августовской операции полк был окружен.  В бою у Срезского Ляса 3 - 4 (16 - 17) февраля 27-я пехотная дивизия разгромила 42-ю немецкую пехотную дивизию, захватив всего более тысячи пленных и 13 орудий . После того как силами 108-го Саратовского полка Срезский Ляс оказался в наших руках, К.П. Отрыганьев с криком «Уфимцы, вперед» повел солдат в бой.  Его адъютант штабс-капитан Цихоцкий пытался предостеречь: «Господин полковник! Поберегите себя, здесь уже цепи», на что получил ответ:   «Если Вы боитесь, не идите за мной!».
Как писал участник событий полковник В.Н. фон Дрейер: «командир 106-го полка полк. Отрыганьев двинув все в боевую часть, шел непосредственно сзади на линии поддержки, смело по шоссе, своим примером воодушевляя солдат».106-й пехотный Уфимский полк взял в плен командира и знамя 173-го германского пехотного полка, 16 офицеров и 1000 солдат, 12 орудий и 4 пулемета .
Однако вскоре военное счастье перешло на сторону противнка. Расстреляв весь запас патронов и снарядов, приведя в негодность артиллерию, русские полки штыками пробивались через боевые порядки противника. Но об организованном сопротивлении речи быть не могло. Полковник Успенский, офицер Уфимского пехотного полка так описал этот бой. «Кончается лес… И вот, как только стали видны просветы опушки, сразу застучали немецкие пулеметы; и спереди и с флангов засвистели пулеметные струи и на разные тона запели ружейные пули. Падают убитые и раненые, но мы продолжаем движение, только теснее смыкаемся в своей полковой колонне. Опушка леса… и сразу забухали немецкие гаубицы, заскрежетали и завыли, разрываясь в воздухе, шрапнели и гранаты. Быстро, быстро, теряя убитых и раненых, мы переходим в боевое расположение и, выйдя из опушки на большую широкую поляну, окруженную холмами, цепями продолжаем наступление. Огонь немецкой артиллерии и пехоты усиливается и уже буквально со всех сторон. Кольцо противника все уже сжимается, но вот, наша артиллерия заняла позицию на холмах опушки леса, сзади нас и открыла свой огонь, тоже во все стороны. Часть их снарядов летит через наши головы. Мы почти бежим по болотистой равнине с кочками, наивно думая, скорее достигнув впереди лежащего леса, вырваться из объятий смерти, но… навстречу нам, стреляя на ходу, уже идут немецкие цепи, их пулеметы вырывают у нас целые ряды убитых и раненых, а немецкие батареи, с расстояния 700 шагов, беглым огнем гранатой на удар и, наконец, дождем картечи встречают наше безумное, без патронов, наступление по болоту! Все части наши перемешались. Некоторые из нас громко, нервно кричат все время: «Уфимцы сюда!» «Камские ко мне!» Как в калейдоскопе промелькнула где-то в стороне, мчавшаяся в атаку, сотня казаков прикрытия штаба корпуса. Видно было, как раненые и убитые казаки и их лошади, отставали и падали на землю. Настал плен» .


Константин Прокофьевич Отрыганьев
Полковника К.П. Отрыганьева с немцами, взятыми в плен и врачом, отправили в сторону немцев в лазарет. В апреле 1915 г. он умер от ран.
Знамя 106-го пехотного Уфимского полка было захвачено противником 12 (25) февраля 1915 года в районе Гродно, в лесу, у деревни Старожинце. Знамя полка было захвачено полностью с древком, георгиевской и юбилейной лентами.
Несмотря на утрату знамени полк был восстановлен. Воевал  в составе Западного и Северного фронтов. 9 офицеров полка удостоены ордена Св. Георгия 4 степени и Георгиевского оружия. Последнее представление к почетной награде состялось в декабре 1917 года.  Постановленим Петроградской Георгиевской Думы от 15.12.1917 к награждению Георгиевским оружием представлен капитан Левшановский С. Л.
Литература:
Восточно-Прусская операция. М. - 1939
Керсновский А.А. История Русской армии
Пахалюк К. 27-я дивизия в сражениях в Восточной Пруссии (1914 - 1915 гг.) // Рейтар. - 2012. - В. 1
Рахимов Р.Н. 106-й пехотный Уфимский полк в Августовской операции 1915 года // Modern history: Партийно-политическая, духовная история и общественные движения в странах Запада и Востока. Вып. VI. - Уфа: РИО БашГУ, 2006. - С. 69 - 78.

Полковые праздники, Пехота, Полки, Первая мировая война

Previous post Next post
Up